Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Политика24 июля 2016 11:25

Анна Герман: Я не во всем согласна с Надеждой Савченко. Но ее искренность меня разоружает

Экс-депутат Верховной Рады, в прошлом - пресс-секретарь президента Виктора Януковича - в эфире Радио "Комсомольская правда" [аудио]
Анна Герман ответила на вопросы нашего корреспондента Александра Гамова

Анна Герман ответила на вопросы нашего корреспондента Александра Гамова

Фото: Максим ЛЮКОВ

- Анна, самый главный вопрос, который последний месяц обсуждают на Украине, что, якобы, Надежду Савченко зомбировали, зомбировал лично Владимир Путин. И туда к вам ее на Украину забросили, чтобы она специально все там разрушила. Вы хорошо знаете Россию, хорошо знаете Украину, хорошо знаете СМИ, хорошо знаете всех персонажей... Как бы вы прокомментировали вот эту, скажем так, байку?

- Знаете, Александр, когда я слышу постоянные эти мантры о руке Москвы, о руке Кремля, я спрашиваю политиков украинских, которые сейчас у власти находятся: а почему вы не сделаете сильной руку Киева, например? Почему вы все время машете и показываете на какую-то невидимую руку Кремля? Сделайте руку Киева такой же сильной, чтобы она могла вершить какие-то процессы, судьбы стран, людей – и в вашей стране, и в нашей стране, и во всем мире. Не бойтесь руки Кремля, бойтесь того, что у вас нет руки Киева.

- Это вы кому - каким конкретно политикам?

- Это я говорю политикам украинским, которые во всем видят руку Кремля. Во всех своих неудачах, во всем своем непрофессионализме, в своих промахах, в своих комплексах они видят руку Кремля. А я говорю, что проблема не в том, что существует рука Кремля,проблема в том, что не существует руки Киева. Сильной и мощной.

А по поводу Надежды – это история из этого же контекста. Эта женщина, депутат, она обычный самородок, Ей, может быть, немного не хватает образования. Но она абсолютно искренняя, она позволяет себе говорить то, что она думает, невзирая на какие-то шаблоны пропагандистские, на какие-то так называемые месседжи, которые раздают политикам для официальных их спичей.

Эта женщина говорит от своего сердца. Может быть, она ошибается, может быть, она в чем-то неправильная, но она искренняя.

Говорить сегодня о ней, как о каком-то троянском коне, засланном с Москвы, о зомби – это расписываться в каком-то таком хуторянстве своем, в мракобесии каком-то.

Я слышала вчера опять же ее интервью на "Ньюс Ван"(Newc One, украинский телеканал прямого эфира.- А. Г.), во многом могу с ней не согласиться. Многое бы я сказала не так, многое бы, возможно, сделала не так.

Но меня разоружает ее искренность. И ей невозможно не верить, потому что она не лукавит. И вот эта искренность и такая приближенность к народу очень простому – это сегодня ее главные козыри и главное оружие.

Анна Герман, экс-депутат Верховной Рады, в прошлом - пресс-секретарь президента Виктора Януковича. Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов

Анна Герман, экс-депутат Верховной Рады, в прошлом - пресс-секретарь президента Виктора Януковича. Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов

Если к этой характеристике добавить еще немного знаний и опыта, что появится, конечно же, с годами, то, может быть, из нее вырастет очень даже интересный политик.

- Вот она в своем недавнем интервью назвала себя будущим диктатором-президентом Украины. А перед этим заявила, что, если будет какая-то революция на Украине, то она станет ее предводителем.

- Я вам еще раз говорю, что многие из вещей, которые она говорит, звучат немного наивно, может быть, неправильно. Может быть, они не влезают в эти шаблоны риторики демократической, которой привыкли пользоваться политики. Но она абсолютно искренне говорит то, что думает. С ней можно не соглашаться, ей можно говорить: Надя,понимаете, не принято так говорить. Она как неофит, знаете, она уверовала в какое-то свое назначение и она абсолютно искренне и честно говорит то, что думает. Плохо это или хорошо, я не знаю. Но оно вызывает доверие. Ей веришь. Веришь, что она не врет...

- У нее рейтинг какой сейчас?

- ... А доверие сегодня - это самый большой дефицитный товар во всем мире. Так что, я думаю, что ее рейтинги остаются высокими, потому что она говорит языком простых людей, чего не умеют украинские политики.

Чтобы говорить таким языком... Вы помните эту притчу, когда Господь смотрел на Землю и видел озеро. А там были лягушки. И Господь сказал им что-то, а они не понимали его. Спрашивается, что должен сделать Господь, чтобы лягушки поняли, что он им говорит? Ответ – он должен стать лягушкой.

В украинской политике нет сегодня таких людей, которые бы говорили языком народа, которых бы народ понимал, принимал и которым доверял. И вот появилась Надя. С ее ошибками, с ее, может быть, такой скромной образованностью, скажем так, деликатно. Но она плоть от плоти этого народа и она говорит то, что простые люди думают. И она искренняя.

Что из этого получится, я не знаю. Плохо это или хорошо, я тоже не знаю. Но я вчера еще раз смотрела ее интервью, что она делала с Женей Мураевым, с депутатом от оппозиционного блока, - они такой разговор вели... И мне кажется, что это было такое начало общенационального диалога людей, которые стояли когда-то по разные стороны баррикад. Они двое этот процесс начали.

Анна Герман: Наде невозможно не верить, потому что она не лукавит. И вот эта искренность и такая приближенность к народу очень простому – это сегодня ее главные козыри и главное оружие

Анна Герман: Наде невозможно не верить, потому что она не лукавит. И вот эта искренность и такая приближенность к народу очень простому – это сегодня ее главные козыри и главное оружие

Фото: EASTNEWS/AP/FOTOLINK

Я пробовала сделать такой первый шаг в Вашингтоне с Юлией Тимошенко, когда мы от имени наших политических сил попросили прощения друг у друга и обнялись. Это был такой первый шаг, и мы очень долго ждали, не появится ли шаг второй? И вот вчера я увидела этот диалог Евгения Мураева и Надежды Савченко. И я подумала: вот этот второй шаг, за которым должны быть третьи, десятые и тысячные шаги, когда все люди в Украине поймут, что они могут объединиться, они могут понимать друг друга. И им для этого не нужна война, им для этого не нужны ссоры, им для этого не нужны обвинения взаимные, им просто надо сесть, спокойно поговорить, попросить прощения и простить друг друга.

- Кстати, вы поддерживаете инициативу Надежды Савченко - насчет того, что Киев должен попросить прощения у Донбасса?

- Я всегда любила повторять эту фразу, что политик выглядит самым высоким в тот момент, когда он стоит на коленях перед своим народом. И просить прощения, и прощать – это всегда считалось самым высоким достижением человеческого духа. Поэтому я тут на ее стороне.

- Вы знакомы с Надеждой?

- Нет, я незнакома с ней, но я не имею каких-то иллюзий по поводу нее, но она разоружает меня своей непосредственностью, своей искренностью. И в этом у нее можно многим поучиться.

- И еще вопрос. Когда ее освободили, она приехала на Украину и сразу отправилась в расположение украинских войск. И тогда Захарченко сказал, что якобы там - в расположении ВСУ - готовилось покушение на Надежду. Насколько реально, особенно сейчас, когда только недавно похоронили Павла Шеремета… Насколько вообще реально покушение на Надежду?

- Храни ее Господь, храни Господь всех людей в Украине. Я не хочу даже эту тему развивать. Я говорю, что ее ждет счастливая судьба и дай ей Бог. Она натерпелась уже в своей жизни, и дай ей Бог хорошей, светлой жизни.

- Она не является моей героиней, особенно после того, как понесла на себе грех за убийство наших коллег…

- Знаете, вы правильно делаете, и я всем говорю, когда она приехала только в Украину, я тоже говорила публично на телевидении - не сотвори себе кумира. Давайте, посмотрите, послушайте... И я не творю из нее кумира для себя, я смотрю на это все, просто исходя из какого-то моего опыта, моего возраста и пережитого мною… и говорю...

Она делает много ошибок, многое из этого я бы сказала не так, сделала не так. Но у нее есть один огромный козырь. Она абсолютно искренняя. И даже в своей наивности такой, необразованности, шероховатости, даже в своих ошибках, она искренняя. А это то, чего многим политикам сегодня не хватает.

- Спасибо огромное, Анна.