Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды6 мая 2014 17:57

Сергей Филин: «Даже погонять с сыновьями в футбол стало для меня недоступно»

В эксклюзивном интервью «КП» художественный руководитель балета Большого театра рассказал, как он живет и работает после жестокого нападения
Сергей Филин: «Даже погонять с сыновьями в футбол стало для меня недоступно»

Сергей Филин: «Даже погонять с сыновьями в футбол стало для меня недоступно»

Фото: Евгения ГУСЕВА

Балетный сезон в Большом театре закончится только в июле. И впереди еще громкая премьера: французский режиссер Жан-Кристоф Майо ставит на Новой сцене балет «Укрощение строптивой». В эксклюзивном интервью «КП» художественный руководитель балета Сергей Филин подвел предварительные итоги сезона и рассказал, как он живет и работает после жестокого нападения. В январе прошлого года ему плеснули в лицо кислоту. Он получил тяжелые ожоги глаз. Организатором преступления оказался ведущий солист Большого театра Павел Дмитриченко. Пока шло следствие немецкие врачи шаг за шагом пытались вернуть Филину зрение. И почти совершили чудо, по крайней мере, один глаз удалось спасти. Осенью Сергей вернулся в Москву и преступил к работе. В Большом театре идут премьеры, которые он запланировал несколько лет назад. Есть планы на будущие постановки. Вроде бы все возвращается в привычную колею. И все-таки его жизнь разделилась на «до» и «после»...

- Сергей Юрьевич, ваше длительное отсутствие сказалось на состояние труппы? Вам удалось реализовать все, что было запланировано?

- Все запланированное состоялось. Прошлый сезон мы закончили премьерой спектакля Джона Крэнко «Онегин». В этом сезоне выпустили балет «Марко Спада» в постановке Пьера Лакотта. Это большой классический балет, с каскадом красивых танцев, сложной хореографией. В спектакле занята почти вся труппа. Недавно прошла премьера драматического балета «Дама с камелиями» в постановке одного из самых интересных современных хореографов Джона Ноймайера. Для артистов классического балета это творческий прорыв. Многие критики назвали работу Светланы Захаровой в роли Маргариты Готье настоящим событием. Светлана – признанная звезда мирового балета, но в этой роли открылась еще как талантливая драматическая актриса. На 4 июля назначена премьера спектакля «Укрощение строптивой», в котором заняты молодые солисты театра. Каждый из этих спектаклей украсит любой репертуар. Одновременно с подготовкой премьер на Исторической и на Новой сцене идут спектакли текущего репертуара. И все это совмещается с зарубежными гастролями. В январе мы вывозили в Париж балет Алексея Ратманского «Утраченные иллюзии». И хотя этот спектакль не такой признанный хит, как «Лебединое озеро», французские зрители приняли его с интересом. Пока одни артисты готовились к парижским гастролям, другие станцевали в Москве 22 спектакля «Щелкунчик». Так что несмотря на технические трудности, с поставленными задачами справляемся.

ПРОЙДЕТ ФЕСТИВАЛЬ РАТМАНСКОГО

- Это здорово, что в Большом театре работают Джон Ноймайер, Пьер Лакотт, Жан-Кристоф Майо. Но где наши молодые григоровичи? Почему не возвращается в Большой театр Алексей Ратманский?

- Мне бы тоже хотелось, чтобы Алексей Ратманский работал в Большом театре. Увы, пока это только наше желание. Без взаимности. Ратманский ушел из театра из-за конфликтов в труппе, из-за загруженности рутиной административной работой. Возможно, негативные впечатления слишком сильны в его памяти, поэтому возвращаться он пока не хочет. Талантливому хореографу нужна творческая атмосфера. Но не исключено, что в Большом театре пройдет фестиваль Алексея Ратманского, где будут показаны его новые работы, которые он делал для разных театров мира. Для российской публики они будут премьерой.

Не нужно пугаться, что у нас работают зарубежные хореографы. Наши режиссеры тоже ставят спектакли на Западе. Тот же Ратманский или другой российский хореограф Юрий Посохов, который сейчас работает в балете Сан-Франциско. Кстати, в свое время Посохов поставил в Большом театре интересный балет «Золушка». Надеюсь, что это сотрудничество продолжится. Есть и другие прекрасные хореографы: Юрий Смекалов, который ставил у нас замечательный спектакль для семейного просмотра «Мойдодыр». В Пермском оперном театре интересно работает главный балетмейстер Алексей Мирошниченко, в Екатеринбурге – Вячеслав Самодуров. Если у них появится время и желание поработать в Большом театре – будем только рады. Лично я «за» творческие поиски, фестивали и мастерские современной хореографии. Наши артисты находятся в прекрасной форме и готовы к любым экспериментам. Но… Зрители, которые покупают билеты в Большой, хотят видеть спектакли «Спартак», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка», «Жизель», постановщиком которых является Юрий Григорович. Эти спектакли составляют ядро репертуара. И получается противоречие. Новые, экспериментальные работы, которые мы делаем для того, чтобы развиваться, не зарабатывают театру деньги. Продать билеты на них сложно. Вывезти на гастроли почти нереально. Ни один западный импресарио, ни один продюсер не купит у Большого театра то, что есть и в других театрах мира. Иностранцы хотят получить от нас все тот же «джентльменский» набор: «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Баядерку»…

ЖИЗНЬ ПОДЕЛИЛАСЬ НА "ДО" И "ПОСЛЕ"

- В последнее время, вас постоянно видят в театре. Лечение закончилось, зрение возвращается?

- Не могу сказать, что зрение вернулось. Но левый глаз удалось спасти, поэтому я могу работать, читать, видеть своих детей. Это огромная заслуга врачей и отчасти чудо. Люди с подобными травмами, как у меня, обречены на слепоту. Ситуация с правым глазом значительно хуже, врачи не берутся делать прогнозы. Но лечение продолжается, хотя мне уже сделали 27 операций, еще предстоят операции по трансплантации тканей на правый глаз.

- Когда шел процесс над вашими обидчиками, многие говорили, что одна из причин недовольства в том, что артистам в Большом театре мало платят. Не раскроете секрет, все-таки какая средняя зарплата у артиста балета?

- Зарплата артиста кордебалета в марте, например, составила от 200 до 300 тысяч рублей. По-моему, это немаленькая зарплата. Конечно, так бывает не каждый месяц. В марте мы выпустили «Даму с камелиями», играли текущий репертуар, были оркестровые репетиции, плюс к этому квартальная премия. Но в любом случае средняя зарплата артистов, которые много работают, начинается от 80 тысяч рублей. И когда кто-то говорит, что солисты Большого театра получают по 30 тысяч рублей в месяц, это вранье. Такую сумму получают только те, кто вообще не выходит на сцену, и даже не приходит на репетиции. Бывают разные ситуации: травма, декретный отпуск, артист потерял форму - уже не танцует, но числится в труппе. В Большом театре с человеческим фактором считаются. Но те, которые востребованы, кто занят в репертуаре, получают достаточно высокие зарплаты. Во всяком случает, среди них недовольных нет.

- Своих сыновей в балет отдавать не собираетесь?

- Моему старшему сыну Даниилу скоро исполнится 18 лет. Он в балет не пошел. Младшему Сереже только 5. Средний сын Александр занимается в ансамбле «Непоседы». Саша хорошо поет, легко себя чувствует на сцене. Есть у него еще одно увлечение - он дублирует на русский язык мультфильмы. Саша творческий мальчик. Именно он острее всех переживал, когда на меня было совершено нападение. Он хоть и старается вида не подавать, но для него это до сих пор тяжелая история. Жизнь моей семьи вообще поделилась на «до» и «после». Все, что было «до» - это нормальная жизнь. Все что «после»… Сплошные надежды и разочарования. Так что у меня отняли не просто зрение. Забрали гораздо большее не только у меня, но и у моей семьи.

СЫНОВЬЯ СТАЛИ ЗАЩИТНИКАМИ

- Спустя несколько месяцев после нападения моя жена Маша вместе с детьми приехала ко мне в больницу Аахена. К тому времени мне уже сделали несколько сложных операций. Веки были зашиты, на глаза одеты специальные мембраны. Доктора обещали, что, когда они снимут швы, я смогу видеть. И все мы ждали этого момента. Особенно ждали его мои дети. И вот доктора снимают швы, я открываю глаза и не вижу ни-че-го. Дети бегут навстречу, а я их не вижу. Для них это было шок. С того момента мои сыновья стали моими защитниками, как будто мы поменялись ролями. Они водили меня за руку на прогулку, сопровождали на процедуры. С одной стороны, это было очень трогательно, а с другой… Раньше я помогал всем. Теперь все мои близкие помогают жить мне. И хотя мы стараемся делать вид, что все в порядке и вообще о случившемся почти не говорим, но наша жизнь кардинально изменилась. Я не могу водить машину, хотя очень это любил. Мои родные всегда должны быть рядом: нужно регулярно закапывать мне глаза. Даже простые радости такие, как погонять с сыновьями в футбол, стали для меня недоступны. Когда такое случается, понимаешь, какой классной была жизнь. То, что раньше считалось проблемой, на самом деле, вообще никакая не проблема. Все, что раньше любил, ценил, стало либо не нужно, либо неинтересно.

- В 38 лет вы закончили карьеру, еще будучи молодым и полным сил танцовщиком. Не возникало желания снова выйти на сцену?

- Выйти на сцену желание возникало, но не в роли классического танцовщика, а скорее, - характерного артиста. Наверное, в свое время я бы мог станцевать Онегина в балете Джона Крэнко. Точно так же мне когда-то хотелось станцевать партию Армана в «Даме с камелиями». Но в то время этих спектаклей в нашем репертуаре не было. Так что с ролью Армана я опоздал. Но однажды в шутку сказал Джону Ноймайеру, что хотел бы выйти в роли господина Дюваля. И если бы не трагедия, которая со мной случилось, возможно, он бы мне это позволил сделать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Обидчикам Сергея Филина уменьшили срок

Андрея Липатова приговорили к двум годам колонии вместо назначенных ранее четырех. Артисту балета Павлу Дмитриченко снизили срок с шести до пяти с половиной лет колонии строгого режима. Уменьшили срок и Юрию Заруцкому, который признался в совершении этого преступления. Вместо десяти лет ему дали девять (читайте далее)