Премия Рунета-2020
Саратов
+7°
Boom metrics
Общество25 ноября 2012 15:07

Неизвестный Саратов: Контролеры конки не выходили на работу, боясь, что их убьют кондукторы

«Провинности», за которые полагалось штрафовать кондукторов, считали нелепыми даже проверяющие. И в итоге дело дошло до всеобщей забастовки.
Конка на улице Николькой (Радищева). Узнали здание? Теперь это городская администрация.

Конка на улице Николькой (Радищева). Узнали здание? Теперь это городская администрация.

Увидеть лошадь на центральной улице Саратова сейчас почти то же, что стать очевидцем НЛО: кому расскажи - хоть и не покрутят у виска, а расценят скорее всего как шутку. С этими благородными животными, конечно, можно и на ипподроме, и в специальных клубах встретиться, но в других местах вряд ли.

А вот сто двадцать лет назад жизнь в городе выглядела иначе, и прогресс еще не успел заменить автомобилями «двигатели на овсе». Состоятельные саратовцы разъезжали на собственных упряжках, а остальным служил первый в городе общественный транспорт - конная железная дорога.

«Рельсы вам, а прибыль нам!»

Построить конку придумал не саратовец, а приезжий из столичного Санкт-Петербурга - Леонид Петрович Блюммер, известный юрист и публицист. Разговорился с деловыми людьми, чего и в каких городах не хватает, продумал план действий и собрал чемоданы. А 25 декабря 1885 года заключил с городской управой договор на любопытных условиях.

Действовал Блюммер не один, а от лица общества с уставным капиталом — все, как полагается, - рассказал Александр Филиппов, историк и краевед-любитель. - Общество заявило, что построит железную дорогу за свой счет и за право ее устройства даже будет доплачивать городу деньги: первые 10 лет по тысяче рублей в год, вторые 10 лет по полторы тысячи, затем по две тысячи и всю четвертую десятилетку по две с половиной. Но всю прибыль от конки будет при этом забирать себе. Город на эти условия согласился. А через 40 лет, когда заканчивалось действие договора, дорога должна была перейти в городскую собственность.

Повозкам - направо, конке - налево

Постараться «Управлению конно-железных дорог в Саратове» пришлось изрядно и всего за два месяца, прописанных в договоре, соорудить дорогу буквально на пустом месте: построить конюшни, обзавестись вагонами, проложить рельсы... Причем сделать это так, чтобы конка не мешала движению остального транспорта - дилижансов и частных экипажей. Может, поэтому ее и разместили по левой стороне дороги. Отсчет двух месяцев начинался, правда, не со дня подписания документа, а с первого дня строительства. И вот - ура! 1 мая 1887 года движение по конке открыли.

Плата за проезд, что интересно, различалась прямо как в современных самолетах - по «классам». Места в «первом классе», то есть кресла в салоне, стоили пять копеек. А «вторым классом», за три копейки, можно было проехать, стоя на небольшой площадке. Вход и выход из вагонов допускался при этом только с задней стороны, чтобы не пугать лошадей.

«Автомобили?! Запретить!»

Кого новшество совсем не радовало, так это саратовских извозчиков, промышлявших пассажирскими перевозками. Ряды их клиентов редели: ведь даже зажиточные горожане считали чуть ли не долгом раз-другой проехать по рельсам.

А позже настал черед тревожиться хозяевам конки - теперь из-за появления первых автомобилей-такси. Вот что в 1907 году написал властям представитель правления: «Так как, разрешая это движение, городская управа нарушает параграф 5 нашего договора и причиняет этим обществу убытки, имею честь покорнейше просить городскую главу сделать распоряжение о немедленном прекращении автомобильного сообщения для перевозки публики». Что неудивительно, просьба была оставлена без удовлетворения.

Конная железная дорога охватывала самые оживленные маршруты

Конная железная дорога охватывала самые оживленные маршруты

Кстати, выдвигал ее уже не «отец» саратовской конки Леонид Блюммер - он умер еще в 1888 году. Бизнес перешел тогда к «Акционерному обществу конно-железных дорог в Саратове», а потом, как раз в 1907-м, к бельгийскому анонимному акционерному обществу «Взаимная компания трамваев», которое собиралось по рельсам конки пустить трамвай. Вот эти бельгийцы и прославились особенной придирчивостью к рабочим конки.

Штраф вместо обеда

Работа кучеров и кондукторов была очень тяжелой, - продолжает Александр Филиппов. - На линии люди находились по 14-16 часов в день, и представьте, каково им приходилось в зимнюю стужу. При этом существовала масса правил и жестокая система штрафов, и от зарплаты мало что оставалось.

Терпение рабочих лопнуло, когда весной 1907-го контролем занялся некто господин Лондзен. И, не давая никаких инструкций, сразу принялся искоренять «упущения».

А почему это, скажите, в вашем вагоне сыро? - наступал он на несчастного кондуктора, хотя на улице шел проливной дождь.

И на следующий день не выпустил работника на линию, с вычетом из зарплаты 1 рубля и 15 копеек. Другого кондуктора, в его нерабочий день, Лондзен заставил купить билет, пригрозив силой вытащить из вагона - хотя тот имел право ездить бесплатно. Третьего вынудил в 10-минутный перерыв пить чай в вагоне, а не на улице за стойкой... Зачем все это? Просто, по мнению некоторых краеведов, бельгийцы были так охочи до денег, что не брезговали тиранить подчиненных.

Бунт рабочих

В итоге 23 марта 1907-го под окнами конторы собрались три сотни возмущенных работников и потребовали Лондзена на разговор. Но дождались его только на следующий вечер и с охраной, и услышали, что переговоров не будет. Позже директор общества кое-как уговорил бастующих выйти на линию, пообещав улучшить условия. Но ничего не изменилось и через месяц забастовка повторилась. За ней последовало распоряжение уволить строптивых... и предложение выйти на работу по старым правилам.

Контролеры отказались выехать: «Все равно нам не дадут ездить свои же рабочие или даже посторонняя сочувствующая им публика», - написали исследователи Василий Костин и Петр Терентьев в своей книге «Вчера, сегодня, завтра». - Директор обещал поставить охрану. Один из контролеров, ссылаясь на свою многосемейность, выставил условием для выезда взнос администрацией конки обеспечения на случай его смерти (!) в размере заработка за... 10 лет.

Рабочие даже создали забастовочный комитет и собирали взносы на помощь коллегам, оказавшимся совсем на мели. А руководство набрало новый штат, который впоследствии тоже взбунтовался. Так, раз за разом обновляя персонал, бельгийцы дожили до октября 1907-го - в это время губернское правление утвердило планы и чертежи будущей электростанции и трамвайных линий. Положение рабочих, говорят краеведы, в итоге все же улучшилось, но на это ушли годы. А как начиналась в Саратове эпоха трамваев, об этом мы расскажем в ближайших номерах.

КСТАТИ

Где в Саратове проходила конная железная дорога

Поначалу она насчитывала всего две ветки:

- на улице Московской: от Старо-Соборной площади (ныне Музейной) до вокзала. Маршрут был разделен на два участка. Доехав в том или ином направлении до Театральной площади, нужно было покупать еще один билет;

- на Большой Сергиевской (теперь это улица Чернышевского): от Московской до Александровской (сейчас это улица Горького).

Позже открылись еще две ветки, а количество маршрутов возросло до восьми. Рельсы продолжили еще на улице Астраханской, Ильинской (теперь Чапаева) и Константиновской (ныне Советской).

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как начиналась саратовская конка

30 вагонов, на 20 пассажиров каждый

100 лошадей

около 20 верст ( 21,5 км) - общая протяженность путей

с 7 утра до 10 вечера по конке перевозили пассажиров

10 минут составлял интервал движения

900 тысяч рублей составлял капитал первоначальных хозяев конки к 1888 году