Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество14 сентября 2012 13:05

Аркадий Мамонтов: «Суд и приговор Pussy Riot справедливы»

Автор резонансного фильма про скандальный панк-молебен [видео-эксклюзив "КП": Pussy Riot - как это было на самом деле]
Источник:kp.ru
Аркадий Мамонтов в студии "Комсомольской правды"

Аркадий Мамонтов в студии "Комсомольской правды"

Фото: Иван ВИСЛОВ

В нашем эфире тот самый Аркадий Мамонтов, автор нашумевшего фильма о Pussy Riot. Журналист отвечает на вопросы специальных корреспондентов «КП» Галины Сапожниковой, Александра Коца и ведущего Александра Яковлева.

Яковлев:

– Специальный выпуск программы «Национальный вопрос». С удовольствием и почтением представляю участников дискуссии. У нас в гостях известный тележурналист Аркадий Мамонтов. А также в этой студии обозреватель газеты «Комсомольская правда» Галина Сапожникова и специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда» Александр Коц. Я – Александр Яковлев.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Сегодня поговорим и о Pussy Riot, извините за это неприличное название, но все же я произнесу его в прямом эфире. Вспомним и обсудим нашумевший фильм Аркадия Мамонтова. И вообще поговорим о влиянии на наше общество со стороны. Аркадий, вы перед эфиром сказали, что последние три дня уже практически профессию поменяли. Интервью за интервью.

Мамонтов:

– Да, я стал не брать интервью, а давать интервью. К сожалению, а может, к счастью, очень большой интерес к тому, что мы делали. Делали программу «Провокаторы. Часть вторая». И вчерашняя программа Владимира Соловьева «Поединок». Это вызывает такой большой интерес. Очень много писем, очень много звонков. И сюда пришел, потому что с «Комсомольской правдой» у меня нежные добрые отношения на протяжении многих лет. Но это не значит, что не надо задавать острых вопросов. Но я просто говорю о том, что эту газету я очень люблю, и мы ее читаем всегда в семье. Но суть не в этом. Суть в том, что, видимо, эта тема волнует общество очень сильно. Я на этом месте или другой бы человек на моем месте находился – это неважно. Я всего лишь рассказываю то и выражаю мысли тех людей, которые не могут прийти на экран и в телевизор. Определенной части общества. Поэтому я говорю то, что я думаю. И постараюсь отвечать на эти вопросы. Единственное, что бывают такие моменты, когда некоторые медиа очень сильно, настойчиво звонят, звонят, спрашивают. Невозможно всем ответить. Поэтому бывает такое, что и отказываешь.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Коц:

– Вернемся к отправной точке. Сейчас кричат: заказуха, заказуха! Как рождалась идея создания этого фильма? Позвонили из Кремля, позвонил гендиректор канала?

Мамонтов:

– Нет, Саша, все было немножко иначе. Естественно, конечно, мы работаем в СМИ. Это не анархистское сообщество, как и «Комсомольская правда» – газета, радио, любое телевидение, даже вот такое суперлиберальное, такая организация как «Эхо Москвы», например. Она имеет строгую дисциплину, маршала-редактора Алешу Венедиктова. Такое суперлиберальное телевидение как телеканал «Дождь», скажем. То же самое, имеет четко своего хозяина, главного редактора и указания, что и как делать. У меня немножко история другая. У нас то же самое. Четкая организация на ВГТРК. Это государственное телевидение России. Но программа моя – авторская. Когда произошло то, что произошло в Храме Христа Спасителя, это февраль, 21 число, сама собой родилась идея сделать на эту тему программу. Потому что: а) это взволновало и взорвало все общество, это была провокативная акция. И на нее любой нормальный человек, который работает в медиа, должен был реагировать. Правильно? Это просто на поверхности ответ лежит.

Второй момент. Мое личное к этому отношение. Конечно, я ношу крест, я крещен в православии. Я православный человек, исповедую веру нашу. Какие-то люди прибегают в мой храм – кафедральный собор, который является памятником погибшим в войне 1812 года. Это для меня святыня, как для христианина. И вдруг прибегают какие-то непонятные лошади, извините за выражение, и начинают на аналое выплясывать, да еще в масках, как настоящие духовные террористы. Что это такое? Это был личный мотив – заняться этой проблемой. Я ею занялся. Когда мы ее сделали весной и вышли в первый раз в эфир, почему у нас были люди только с одной стороны?

Суть в чем. Вы вспомните те дни. Как только акция произошла, например, дьяк Андрей Кураев, который обрушился на меня с разными обвинениями, он духовное лицо, в суд я на него подавать не буду, на него я не злюсь, но просто рассказываю, раз уж он влез в медийное пространство, пускай слушает, что ему говорят. Ответ какой. Этот дьяк Кураев, зашли они не помню во сколько, а уже в 14.20 он уже чик-чик-чик: что-то произошло в храме. Что-то произошло. Что-то типа с Масленицей связано. Что-то такое. И пошел тут же такой вал комментариев. Как будто люди сидели и ждали, которые имеют плохое отношение к церкви, к Патриарху.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Коц:

– Ты думаешь, что Кураев мог заранее знать?

Мамонтов:

– Нет, не мог. Просто суть… я не знаю, у меня пока доказательств нет. Просто люди были готовы. Сидели в Интернете и ждали, что же произойдет. Я не исключаю какого-то вброса мутной информации, что вот ждите, сейчас чего-то будет. Обратите внимание, сегодня появилась информация в Интернете о том, что оставшиеся на свободе участницы этой скандальной группы, просто при даме не хочу переводить на русский язык это название…

Сапожникова:

– Дама знает английский.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Мамонтов:

– Они что сегодня заявили. Что мы занимаемся усиленно спортом, и наша акция следующая затмит предыдущую. Радио «Свобода» пришли, а радио «Свобода» находится в центре, редакция их около отеля «Мариотт». И почему наша славная полиция, отдел «Э» – борьбы с экстремизмом или с хулиганством, не мог их выследить, как они туда пришли и дали там интервью. В масках, без маски. Опять сделали себе пиар какой-то. Они готовятся к акции. Это такая… раз, прокинуто было. Сейчас все замерли у Интернета – а что же будет, а что же сделают они? То же самое и тогда было. И тоже сразу реакция пошла. И начался, я просто был… я немножко был растерян первые неделю-полторы. Потому что я не ожидал такого хора просто. Любой возглас, который говорит: да что ж вы делаете, вы ж неправильно поступили, зачем вы в храм-то пришли бастовать, протестовать, идите на улицу, там бастуйте! – тут же на этого человека накинулись, жрали его со всех сторон. Вой был такой, ор стоял. Даже, не буду называть кто, но даже дикторы информационных программ якобы нейтрально сообщали эту информацию, но с таким подтекстом, что вот они-то правы, девочки, а вот кто против – тот неправ.

Я посмотрел все это дело и решил: в этом бесовском хоре я участвовать не буду. Позову людей, которые спокойно в моей программе расскажут, что они об этом думают. И я пригласил людей, которые выражают взгляды той части общества, которая не имеет доступа к СМИ, которая не так красноречива, которая не так владеет приемами софистики и ораторского искусства.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Коц:

– Почему среди гостей в студии не было защитников Pussy Riot?

Мамонтов:

– Я не договорил. Я пригласил тех, чей голос не был слышан в этом хоре защитников этой скандальной группы. Я намеренно это сделал. Я пригласил людей, которые высказывали свою позицию – духовную, политическую и любую иную, которые осуждают этот акт. Да, программа получилась одностороння. Да, это так. Но я пошел на это намеренно. Потому что я хотел, чтобы зритель среди этого хора – Интернет, радио, разного телевидения и так далее – он увидел, что есть и другая сторона, которая осуждает, безусловно осуждает то, что произошло.

ЧИТАЙТЕ, СЛУШАЙТЕ И СМОТРИТЕ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ЭФИРА