В торговом центре порядок обеспечивают при помощи вооруженной охраны.
Фото: Аца КОШТЭ
«ЭТО ПОСЕТИТЕЛИ, А НЕ ПОТРЕБИТЕЛИ»
В магазин одежды меня берут на стажировку. Европейская марка, порой вызывающие фасоны. Девушки-славянки, иногда раздетые до состояния топлес, запросто выглядывают по пояс из-за занавески: «Молодой челове-е-ек, эту же маечку, но на два размера меньше, принесите!»
А вот заходит девушка в хиджабе. Консультант отводит ее к единственному стеллажу с одеждой с длинным рукавом, тактично пояснив: «Ваши размеры здесь». Устраивающих по канонам ислама вещей у нас немного - пара туник. Есть длинные юбки, но прозрачные и с разрезами.
Девушка разочарованно уходит, шелестя черной юбкой по белому кафелю.
- Таких у нас много бывает. Но мы им, увы, помочь не можем, - вздыхают девчонки. - А жаль, такие «проценты» уходят. Ведь у этих покупательниц есть деньги!
Модели в магазин приво-зят из Германии. Одна из девчонок вспоминает, как работала в магазине французской марки: там за год появилась «правильная» одежда.
- Откликнулись на спрос!
Славян-покупателей тоже много. Полно приезжих - центр рядом с вокзалом. Много отцов семейств, приехавших в командировку. Выбирают подарки детям и женам. Размеров не помнят.
- Ну грудь у вашей жены, как у меня? Или меньше? - кокетничают девчонки, провокационно расстегивая пуговки на блузках.
Кто-то смущается, кто-то поддерживает игру.
- Ой, мне сложно сказать, потрогать надо! - отвечают.
Вскоре я начинаю креативить: предлагаю выложить на первый стол - этакую витрину магазина, на который натыкается покупатель на входе, - маечки со стразами.
- Молодым армянкам понравится! Вон их сколько ходит! - машу в сторону стайки черноволосых студенток, копающихся в куче «все по 300».
- Это наши посетители, но не потребители, - коротко возражает старший продавец.
Так и есть. Южане ведут себя здесь, как на восточном базаре: покупать необязательно, можно просто смотреть. «Смотрят» часами.
БАЗАР В ТУАЛЕТЕ
В туалете у рукомойника сосед вполголоса словно сам с собой разговаривает: «Камера? Айфон?» Поймав мой взгляд, продолжает: «Новое, недорого, у такси мужчина в черной футболке «Россия».
На стоянке такси такого нет. «Оставь телефон, тебе позвонят», - таксист не удивлен. Видимо, это отлаженная цепочка сбыта. Айфон предлагают за десятку. Готовы торговаться. Китайскую реплику и вовсе за две тысячи.
У девчонок из торгового зала свой бизнес. Временами они, увидев кого-то за витриной, выходят из зала, прихватив какие-то пакетики. Иногда возвращаются с пустыми руками и довольные. Бывает, один и тот же пакет выносят из зала раз по пять.
- На примерку в туалет ходим, - пояснила потом одна из них. Так девчонки пристраивают то, что заказали по дешевке в интернет-магазине, а здесь продают с наценкой. Клиенток находят на форумах типа «девчонки-шопоголики». Раньше торговали прямо в примерочных, но потом этот базар прикрыли. Теперь вот регулярно бегают «в туалет».
Кстати, во многих магазинах на входах стоят датчики движения. Считают покупателей, сравнивают с числом покупок. Продавцы своими побегами «в туалет» и покурить увеличивают число «пустых» покупателей. Это портит статистику продаж. По этой причине нам велено на выходе наклоняться, чтобы не попадать в зону датчика. Где-то они на уровне плеч, но есть магазины, где датчики на уровне пояса: там продавцы выходят из торгового зала практически на четвереньках.
ЗАДОМ К ХОЗЯИНУ
В магазине мне первым делом показывают фото мужчины и предупреждают: «Если он вошел, начинай суетиться под клиентом. Хоть задом к нему стой и не здоровайся, но перед клиентом при нем стелись. Это владелец!»
- Самого ТЦ? - У меня екает сердце от мысли, что увижу хозяина этой индейки, приносящей ему, судя по всему, бриллиантовые яйца.
- Дурак! - смеются девчонки. - Наш хозяин! А хозяева ТЦ - настоящие киты, мы для них - мелкие кильки, не представляющие интереса.
Вопреки расхожему мнению владельцы ТЦ - отнюдь не чеченцы. Они из Азербайджана. Из одного села. Один - сын сапожника. Отец второго был директором консервного завода. Сейчас оба имеют постоянную прописку на страницах «Форбса». Владеют престижной гостиницей, несколькими торговыми центрами в столице и за МКАД, имеют свою флотилию прогулочных ледоколов, круглогодично курсирующую по Москве-реке. А начинали в свое время с цветочных поставок. И об этом прекрасно знают те, кто зазывает вышедших из метро покупателей: «Цветы, недорого цветы».
- Меня тоже когда-нибудь бог в темечко поцелует, - обещает земляк миллиардеров, зашедший после дня на улице выпить стакан колы. Что-то большее ему не по карману.
Особой системы в наплыве покупателей с Кавказа здесь нет. Днем, как правило, это молодые мамы с детьми. После 18.00 - семейные пары. После 20.00 их сменяют молодые и горячие ребята не старше 25 лет. Больше всего таких покупателей в пятницу. В этот день молл заполняется шустрой и пестрой толпой почти на треть. Отдельная категория посетителей - зазывалы с вокзала. Они забегают сюда ненадолго - смыть в туалете пот со взмыленной шеи, и снова на улицу: «Роза, недорого роза!» Стеклянные прозрачные лифты с их появлением наполняются пряным тяжелым парфюмом, запахом несвежих носков и мужским потом. Гламурные москички брезгливо морщатся. Иногда азербайджанцы, те, что постарше, вполголоса извиняются: «Да, наши деньги пахнут пОтом!» Особенно взмыленным и дурно пахущим цветочникам охранники вежливо, но безапелляционно перекрывают дорогу к лифтам: «Эскалатор направо, уважаемый!»
В следующем выпуске мы расскажем, в чем сами мусульмане видят причину конфликтов, вспыхивающих возле популярного молла.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Павел САЛИН, эксперт Центра политической конъюнктуры: «Экспансию в Россию южане всегда начинают с ритейла»
- Так сложилось, что лучше всего у людей, рожденных на Кавказе, получается торговать. Поэтому свою экспансию в Россию они начинают с ритейла. И не важно, что это - торговый центр или цветочный ларек на задворках вокзала. Статистики того, какая часть столичного бизнеса принадлежит кавказцам, - нет. Потому что и за славянской фамилией в графе «учредитель» могут стоять горцы. А при учредителе с кавказской фамилией могут быть в доле славяне, в том числе и с погонами. Но присутствие этого национального компонента в столичном ритейле велико.