Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество18 июня 2012 22:00

Дневник позора для дочери: «Клятва Иисусу Христу: буду себя плохо вести, пусть меня отправят в психушку»

Приемная мать заставляла 14-летнюю Аню записывать свои проступки и зачитывать перед всем классом [видео + обсуждение]
Источник:kp.ru
Матушка Варвара (на фото справа) приютила младшую Леру (в центре) и Аню (на фото внизу) после скандала с прежними приемными родителями.

Матушка Варвара (на фото справа) приютила младшую Леру (в центре) и Аню (на фото внизу) после скандала с прежними приемными родителями.

Аня Потокина и ее 12-летняя сестра Лера из райцентра Радужный во Владимирской области шесть лет прожили в приемной семье Людмилы и Юрия Сизовых. Но в один прекрасный день родители решили отказаться от Ани. Когда органы опеки стали разбираться почему, всплыл «Дневник позора». Обычная школьная тетрадь, куда приемная мать заставляла Аню записывать все провинности и показывать ее учителям, чтобы те могли пристыдить ученицу и даже наказать. Узнав о таком методе воспитания, у Сизовых забрали и младшую Леру.

«НА БАБУЛЮ НЕ ОБИЖАЮСЬ»

Новый дом девочек - в поселке Благодар, в 40 километрах от Владимира. Там, в просторном деревянном доме у церкви, живет матушка Варвара - новая приемная мать Ани и Леры. Она давно занимается воспитанием сирот. С Аней и Лерой у нее их будет семь.

- Когда Ане было пять лет, а Лере - полтора годика, мать принесла их в Покровский монастырь и оставила, - вспоминает матушка Варвара, настоятельница Свято-Казанской обители. - С того времени родную мать они больше не видели.

Скоро ее посадили за кражу, лишили родительских прав. Опека начала подыскивать приемных родителей. Девочек захотела взять чета супругов Сизовых. Тогда Людмиле Алексеевне было 58 лет, мужу Юрию - 60.

- Дочь и внук уже выросли, а знакомые сказали: есть такая девочка Лера из приюта, которая очень хочет в семью, - рассказала «КП» Людмила Сизова.

Лера понравилась сразу. Аню взяли, потому что по закону сестер разлучать нельзя. Опека не нашла причин отказывать людям. Немаловажную роль сыграло то, что приемная мать имела большой педагогический стаж, работала заведующей детским садом.

Рассказы о прошлой жизни из 14-летней Ани приходится вытягивать.

- Кем хочешь стать после школы?

- Переводчиком, ну так хочет бабуля (девочки приемных родителей называют бабулей и дедулей). А я бы стала историком.

Постепенно девочка становится разговорчивее.

- А «Дневник позора» зачем нужен был?

- Бабуля завела, чтобы учителя отчитывали меня перед классом за то, что я уроки не делала, ленилась, грубила иногда, чтобы себя защитить...

- Обижаешься на бабулю за этот дневник?

- Когда мы расставались, она сказала: «Прости меня». И я сказала ей: «Прости». Сейчас все хорошо. И с Лерой мы теперь дружим. А раньше она злилась на меня: «Аня, за что, за что из-за тебя меня отправили в приют?» Теперь она поняла, что не из-за меня, а чтобы нас не разлучать.

Бабуля (справа) искренне считала, что только дневник может повлиять на такую проблемную девочку, как Аня.

Бабуля (справа) искренне считала, что только дневник может повлиять на такую проблемную девочку, как Аня.

«НАКАЖИТЕ ЕЕ КАК ХОТИТЕ»

- Я назвал все это «педагогикой позора», - говорит уполномоченный по правам ребенка Владимира Геннадий Прохорычев. - Спрашиваю у матери: вы сами это придумали? На что она мне искренне ответила: «Что здесь такого? Это один из подходов к ребенку». Но самое обидное, что учителя школы потворствовали этому и вели переписку с горе-родителем. Там ведь формулировки очень жесткие: «Позорьте как хотите», «Пусть она будет наказана», «Поставьте ее перед всем классом»... Еще приемная мама заставляла Аню писать под диктовку: «Клятва Иисусу Христу: если я буду себя плохо вести, не учить уроки, не записывать домашние задания, пусть мои родители приемные отправят меня в психбольницу».

Но школьные учителя поддерживают бабулю.

- Я хочу сказать большое спасибо семье Сизовых, - восклицает Галина Захарова, завуч школы, где учатся девочки. - Какой Аня пришла к нам в школу и какой стала сейчас - небо и земля. Ведь ее хотели оставить на второй год. А сейчас Аня учится на четыре и пять. А про «Дневник позора»... Поведение или успеваемость Ани мы обсуждали втроем: я - классный руководитель, школьный психолог и Аня. Это действовало. Девочка нам говорила: «Мне стыдно, я исправлюсь».

- Вам не кажется, что это было жестоко?

- Да, иногда контроль был жесткий. Тогда мы не соглашались и высказывали свою точку зрения.

Почему же супруги Сизовы решили завести «Дневник позора»? Как говорит Людмила Алексеевна, он был последним способом повлиять на вышедшую из повиновения девочку.

- У Ани было много проблем со здоровьем - полторы страницы из карты медицинского обследования, - вспоминает Людмила Сизова. - За пять лет мы восстановили ей зрение, она перестала биться головой о стену. Стала хорошо учиться.

Но в пятом классе с Аней начались проблемы.

- Она начала ужасно себя вести: отказывалась учиться, убегала. Я наказывала ее, лишив карманных денег, не разрешала играть в компьютер, - жалуется приемная мать.

В прошлом году девочку поместили на месяц в психушку - как утверждают опекуны, лечить «от истерик». Хотя Геннадий Прохорычев утверждает, что медицинских показаний к лечению не было.

- Когда мой арсенал влияния на ребенка закончился, я завела тетрадь, в которой переписывалась с учителями. Школа далеко. Каждый день не набегаешься. Да, я назвала тетрадь «Дневник позора», чтобы Ане стало стыдно. Когда уже не было сил, написала в этой тетради классному руководителю: «Накажите ее как хотите», - объясняет бабуля.Отдать девочку обратно Сизовы решили, когда «силы закончились».

- Я сама принесла этот дневник в опеку, чтобы они видели, как мне было тяжело. В апреле Аню забрали в приют, а через три недели нам сказали, что Лера не должна жить с такими родителями, как мы. Сейчас мы остались одни - Людмила Сизова плакать стесняется, а у ее мужа на глаза наворачиваются слезы.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

- В девочках воспитывают чувство вины. С помощью этого чувства очень легко управлять людьми, - говорит психолог Ирина Лехт. - Виноватый человек все время чего-то боится. Ему очень трудно жить, он все время себя осуждает. Эти люди - даже на телесном уровне видно - зажаты, все время осторожничают в жизни. И чувство вины приводит их в психотерапию, то есть им нужна будет помощь психолога.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОДРОБНОСТЕЙ И БОЛЕЕ ПОДРОБНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА (РАДИО И ТВ КП):

Чтобы воспитывать приемных детей, родители завели «дневник позора»

Давайте обсудим эту историю!