Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды13 июня 2012 22:00

Аня, Яна, автозак и рококо

В прокат выходит комедия Дуни Смирновой «Кококо», за которую Анна Михалкова и Яна Троянова только что были названы на «Кинотавре» лучшими актрисами [видео]
Героини Анны Михалковой и Яны Трояновой тонко иллюстрируют весь спектр взаимоотношений интеллигенции и народа - от жертвенной любви до попытки удушения.

Героини Анны Михалковой и Яны Трояновой тонко иллюстрируют весь спектр взаимоотношений интеллигенции и народа - от жертвенной любви до попытки удушения.

"Кококо" был единственным фильмом в конкурсе «Кинотавра», собравшим аншлаг в Зимнем театре: свободных мест не было, люди только что не висели на люстре. Это был действительно самый "зрительский" фильм из всех, предъявленных публике. Он бесконечно вызывал аплодисменты в зале. Его будут смотреть, пересматривать и искренне любить. Сцены и диалоги из него все время всплывают в памяти - и ты вдруг улыбаешься, идя по улице. Он одновременно похож на рассказ Тэффи и на хорошие советские комедии 70-х и 80-х вроде картин Данелии или фильма «Любовь и голуби».

Вика (Яна Троянова) - четкая баба из Екатеринбурга, работавшая там в ночном клубе. Лиза (Анна Михалкова) - патологически интеллигентный сотрудник петербургского Музея этнографии. Вика и Лиза встречаются в спальном вагоне идущего в Питер поезда. Ночью у обеих крадут сумки с документами и деньгами (потому что Вика, возвращаясь из вагона-ресторана и отбиваясь от ухажера, спьяну забыла запереть дверь). Обе пытаются подать заявления в милицию. В итоге Вику - ну, просто в силу ее манер - менты начинают считать организатором кражи, и обращаются с нею довольно по-свински. А Лиза, не в силах стерпеть такой чудовищной несправедливости, забирает новую знакомую к себе домой.

Первое, что делает Вика - отдраивает кухню, отскребает не чищенный сто лет железный чайник, готовит винегрет, покупает вино. Напившаяся вина и чаю Михалкова очарована. Наконец-то она, беспомощная петербургская интеллигентка, повстречала в лице Вики Настоящий Русский Народ, простой, витальный, веселый, житейски мудрый и несчастный, - тот самый Народ, перед которым Лизе стыдно уже в силу того, что ей повезло родиться в более культурной семье. Наконец-то она может не в мечтах, а в реальности помочь Народу. Разумеется, закончится все тем, что она попытается задушить свою замечательную подругу.

«Кококо» - не только юмореска про столкновение «интеллигентных» и «простых», но еще и прелестное кино о женской дружбе, и держится оно на обаянии и таланте двух актрис, чьи имена, Аня и Яна, выглядят палиндромами. Роли писались специально под них; режиссер говорила, что если бы хоть одна отказалась от съемок, пришлось бы отказаться и от фильма.

У Трояновой это была уже вторая выдающаяся роль в нынешнем конкурсе «Кинотавра» (первая, трагическая - в фильме Василия Сигарева «Жить», где она играла женщину, потерявшую мужа и от горя перерезающую себе вены; там один ее взгляд действовал на зрителя как прикосновение электрошокера). В комедии Дуни Смирновой героиня Яны - неунывающая и неубиваемая женщина, одевающаяся как проститутка (потому что это красиво), не имеющая никакого представления об искусстве (трудное слово "рококо", которому ее упорно пытается научить Лиза, она произносит как «кококо») - но при этом умница, интуитивно умеющая манипулировать людьми, не боящаяся труда, не способная часами лежать на диване и смотреть в стену, как полагается тонко чувствующим интеллигентам. Все, что делает на экране Яна, очень смешно - и надо видеть, с каким удовольствием подыгрывает ей Михалкова, изображающая воспитанную мышь в шляпке-кастрюльке.

У некоторых критиков на «Кинотавре» бешенство вызвал комический эпизод с мини-митингом этнографов в защиту Ходорковского: интеллигенты, пока не подъехал автозак, разворачивают плакаты и декламируют стихотворение Стивенсона «Вересковый мед". Но для Смирновой (которая, разумеется, испытывает к Ходорковскому только сочувствие) в этом эпизоде важна психология русского интеллигента: он готов отважно бороться за справедливость, не боясь показаться пафосным или комичным, но одновременно способен изгрызть и буквально задушить того человека, который имел неосторожность разделить с ним жизнь.