Фото: REUTERS
Казанское авиационное производственное объединение - КАПО имени Горбунова на окраине столицы Татарии вполне годится для декораций к фильму "Назад, в СССР". Когда идешь по огромной территории, среди давно не знавших краски-побелки коробок цехов, невозможно отделаться от ощущения, что очутился в далеких семидесятых.
На "Тушки" спроса нет
В цехе окончательной сборки на удивление теплится жизнь. По заказу ВВС здесь модернизируются бомбардировщики Ту-22М и Ту-160. На стремянках, приставленных к четырем новеньким фюзеляжам Ту-214, копошатся рабочие. Еще одна Тушка из специального летного отряда "Россия" прибыла в Казань, чтобы обновить системы навигации и безопасности.
Начальник одного из цехов ведет нас по территории.
- Вот этот Ту-214 строится для наблюдений по программе "Открытое небо", другой будет оснащен системой специальной связи. Все это - авиация специального назначения, по государственному заказу.
- Постойте, а коммерческие контракты с авиакомпаниями у вас есть? - почти хором интересуются журналисты.
- Нет! - по-военному коротко рапортует начальник и, помолчав, пускается в пространные объяснения - почему.
- Ну только представьте, вам нужна куртка или ботинки, вы платите сейчас, а получаете одежку только спустя две зимы, - инженер приводит совсем простой пример, чтобы все было понятно, и зачем-то добавляет: - У авиакомпаний просто нет денег!
- Как так нет? - опешили мы. - Иностранную технику-то они покупают.
- Конечно, они летят в Неваду, там огромное кладбище самолетов, платят 10 миллионов баксов, и привозят этот хлам сюда.
- Но не все ведь старье покупают. Аэрофлот, например, новенькие Аэрбасы берет, причем предоплату за два года вперед с него, насколько известно, не требуют.
- Аэрбас пользуется поддержкой французского правительства, а мы живем не благодаря, а вопреки, - отрезал инженер.
Дальше рассказ пошел о проекте пассажирских Ту-334. Было построено всего два самолета на Украине, КАПО им. Горбунова взялось освоить выпуск этих машин, казанцы даже заложили фюзеляж и хвостовое оперение, да так и оставили это добро себе на память - проект неожиданно свернули, приоритет отдали "Сухому суперджет".
-Ту-334 мог бы садиться на любых аэродромах, с самым плохим покрытием полосы, каких у нас в России много, - рассказывает инженер. - А "Суперджет" даже у нас здесь не сядет - сначала пропылесосить придется.
В общем, с заказами для гражданской авиации у казанцев не складывается, и, похоже, это их не сильно печалит. Вся 85-летняя история старейшего в России авиастроительного предприятия связана с ВВС: здесь строили самолеты-разведчики, тяжелые и стратегические бомбардировщики, которые стали символами нашей военной мощи.
Планы на будущее на КАПО также связывают с армейской авиацией. Здесь готовы строить военно-транспортные самолеты Ан-70, разработанные КБ им. Антонова на Украине. Самолет способен обеспечить доставку 98% номенклатуры армейского вооружения, весом 35 - 47 тонн на 3000 - 5100 км.
- Но все это, конечно, если будет заказ, - уточнил начальник цеха.
"Предприятие живое, и это главное"
Премьер-министр Дмитрий Медведев в субботу прилетел в Казань на Ту-214, который был построен как раз на КАПО. Так что, можно сказать, с продукцией предприятия глава правительства знаком не понаслышке. Премьер в сопровождении свиты министров и руководства авиастроительных предприятий страны прошел по импровизированной выставке, организованной в цеху окончательной сборки, пообщался с рабочими.
- Предприятие живое, и это самое главное, - похвалил Медведев. - Мы приехали обсуждать планы по строительству новой техники. Договоримся - будут у вас заказы.
Открывая совещание по вопросам стратегической авиации, Дмитрий Медведев заметил, что стране предстоит практически полностью перевооружить армию и флот. Уже через три года доля новой техники в войсках должна быть не менее 30%, а ещё через пять лет - до 70%.
- Одновременно с новой государственной программой вооружения мы запускаем и программу модернизации российского оборонно-промышленного комплекса, - напомнил премьер. - На общие цели из федерального бюджета выделена беспрецедентная сумма, вы знаете, поэтому мы должны эти средства грамотным образом расходовать.
Дмитрий Медведев поручил министерству обороны определиться с перспективными моделями самолетов дальней военно-транспортной авиации. Что же касается Ан-70, то на совещании было принято решение о создании на территории КАПО нового современного завода, где будет строиться этот транспортный самолет. А в перспективе, возможно, и стратегический бомбардировщик нового поколения. Об этом журналистам рассказал министр обороны Анатолий Сердюков.
- В госпрограмме вооружений заложено 60 таких машин, - уточнил Сердюков. - Мы уже в ближайшие два-три года должны начать закупать их.
Сам же глава правительства на встрече с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым выразил надежду, что в результате принятых решений страна получит возможность выпускать современную технику.
- Я рассчитываю, что у казанского объединения есть все возможности для реализации принятых решений, - сказал Дмитрий Медведев. - В результате мы получим не просто хороший самолет, выпускаемый единицами, а современную авиацию, которая станет серийно выпускаться.
Казань.