Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире11 мая 2012 22:00

Шпион, выйди вон!

О том, как эстонская шпиономания перекинулась на журналистов
Игорь Коротченко

Игорь Коротченко

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Ошибка была в названии: известный военный журналист Игорь Коротченко ехал в Эстонию с лекцией «Хотят ли русские войны?». Если бы он сформулировал тему иначе, например: «Русские хотят войны!», а во время встречи призвал почтить память ветеранов ваффен СС, как это несколько лет назад сделала Валерия Новодворская, его бы, наверное, перенесли через пограничный контроль на руках. Вместо этого же ему пришлось довольствоваться актом о депортации.

В Таллин мы летели вместе: в стране, в которой журналист никогда не был, Игорь Коротченко планировал отдохнуть и провести несколько встреч, личных и общественных, что никакими консульскими предписаниями не возбраняется. Визу в эстонском консульстве в Москве выдали еще 26 апреля. А отменили в первых числах мая по настоянию эстонской полиции безопасности (КАПО). Причина звучала интригующе: в КАПО «полагали, что предполагаемая цель путешествия не отвечала истинной цели». Что имелось в виду, никто объяснять не стал. А может, просто не посмел: политическая полиция в Эстонии - что советский КГБ в самые худшие времена. Ее боятся.

Именно поэтому, наверное, все эстонцы, встреченные нами за четыре часа, проведенных в транзитной зоне таллинского аэропорта, стыдливо опускали глаза. Все: от начальника погрансмены Велло Рапура, который и вручал Коротченко акт о депортации, до представительницы авиакомпании «Эстониан Эйр», которая пыталась взять с журналиста деньги за высылку в Москву и ночь, проведенную в гостинице для депортированных...

Интересно, что помочь разобраться с ситуацией на месте и восстановить визу, аннулированную самым наглым образом, не смогли (или не захотели) и весьма высокопоставленные чины: ни советник по прессе президента Эстонии Тоомас Сильдам, ни министр внутренних дел Кен-Марти Вахер, которому (теоретически) полиция безопасности должна подчиняться, ни старинный приятель московского журналиста, председатель международной комиссии эстонского госсобрания Марко Михкельсон, с которым Коротченко планировал увидеться.

Последнее им удалось: по случайному совпадению Михкельсон именно в эти часы и через этот же аэропорт возвращался из отпуска. Он вбежал в кафе, где мы пережидали подготовку к депортации, не зная, куда деться от стыда. «Я, когда был журналистом, чего только о России не писал - и никогда у меня не было никаких проблем с визой!» - потрясенно говорил он.

Игорь Коротченко, заметим, за всю свою жизнь не написал об Эстонии ни одной статьи. За что же тогда он был репрессирован?!

Вероятно, в основе этой акции в очередной раз стояло умение Эстонии провоцировать конфликты с Россией. Зачем ей это было нужно и только ли ей одной - это вопрос... Момент перед инаугурацией президента и Днем Победы был выбран удачно.

Встречу в медиаклубе «Импрессум», на которую Коротченко пытались не пустить, мы все-таки провели, воспользовавшись изобретением, к которому Эстония имеет самое непосредственное отношение, - скайпом. Из московской студии ТВ-«КП» Игорь Коротченко пообщался с читателями и журналистами. Что сказал? Что спецслужбы должны ловить шпионов, а не журналистов. Что Эстонии необходим общественный контроль над службами безопасности. И что страхи стран Балтии насчет того, что Россия на них непременно нападет, у нас вызывают смех.

«Россия учтет в отношениях с Эстонией инцидент с председателем Общественного совета при Министерстве обороны РФ, известным журналистом Игорем Коротченко», - говорится во вчерашнем комментарии Департамента информации и печати российского МИДа. На момент подписания номера в печать ответной реакции из Эстонии не последовало.