Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Коллекции КП23 марта 2012 16:20

Сергей Прокофьев и «танец с подушками»

Анастасия Плешакова, корреспондент отдела культуры, рассказывает о своем любимом композиторе [аудио]
Источник:kp.ru

- В детстве я смотрела по телевизору балет «Ромео и Джульетта», особенно меня впечатлял танец на балу у Капулетти. Я доставала из шкафа мамину юбку, подкладывала под нее ватную подушку и начинала выхаживать перед телевизором, как те Капулетти, что на экране. О, это был «высокий Ренессанс»!

Танец, который так потрясал мое детское воображение, назывался «танец с подушками» - мне после об этом папа сказал. Наверное, итальянские знатные дамы тоже засовывали под юбки подушки - нашла я такое объяснение - и были счастливы, как и я. Ту гениальную музыку и имя композитора, ее написавшего, я запомнила - Сергей Прокофьев.

Сергей Сергеевич был неоднозначной и сложной персоной с необычной судьбой. У него было много зигзагов в биографии, в отношениях с властью и в личной жизни. Достаточно сказать, что гениальный балет, который мне так понравился в детстве, был поставлен только через пять лет, после того как Прокофьев написал партитуру. Лирическую гениальность «Ромео и Джульетты» не оценили не только хореографы, которым она показалась недостаточно танцевальной, но и просвещенные музыканты. В СССР «Ромео...» поставили, после того как балет прогремел на зарубежной сцене. И первой Джульеттой была несравненная Галина Уланова.

В 1918 году Сергей Прокофьев выехал на гастроли за границу и задержался там на 15 лет. Только в 1936 году вернулся на родину, где, как ему казалось, был более востребован и популярен. За столь затянувшиеся гастроли мог бы схлопотать сталинские лагеря. Но, мало того что не был репрессирован, он был принят как русский патриот, получил официальное признание, достойный прием, а со временем шесть Сталинских премий. Правда, его первая супруга Лина Кодина была объявлена шпионкой и попала в лагеря, но тут уж, извините, сама была виновата. У нее был светский салон, во время войны она открыто общалась с иностранцами. Пташка, как ее нежно называл Прокофьев, была певицей, не состоявшейся, но страшно честолюбивой. Она совершенно не была готова погрузиться в духовную жизнь мужа. Другое дело вторая супруга композитора поэтесса Мира Мендельсон - та сразу прониклась гениальностью Прокофьева. В ее глазах читались бесконечный восторг и восхищение, она жила только интересами мужа. Мира вела себя идеально, относилась с нежностью к сыновьям Прокофьева, держалась на вторых ролях, была воплощением того типа женщин, который Сергей Прокофьев обожал. Этот женский тип - нежной Джульетты и самоотверженной Золушки - он обрисовал в своих балетах. А после прозрачно поведал о характере взаимоотношений с обеими женами в другом балете, «Каменный цветок», где завоевательница Хозяйка Медной горы - его первая жена Пташка. Где прототипом тихони Кати является Мира. А Данила-мастер, конечно же, сам Сергей Прокофьев.

Выдающийся композитор скончался в московской коммуналке практически в нищете. По иронии судьбы он умер в один день и год с Иосифом Сталиным - 5 марта 1953 года. По этой причине кончина его осталась почти незамеченной.

На диске - записи лучших советских оркестров под управлением легендарных дирижеров Геннадия Рождественского, Евгения Мравинского и Марка Эрмлера.

Миниатюры Прокофьева «Мимолетности» исполняет блистательный пианист Генрих Нейгауз.

Арию из оперы «Война и мир» - звезда Большого театра бас Александр Ведерников.