Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество12 марта 2012 22:00

«Куратору Pussy Riot после похожей выходки в Европе вкатили 8 месяцев работ»

Девушки из панк-группы Pussy Riot оскандалились 21 февраля этого года, ворвавшись в храм Христа Спасителя и устроив перед алтарем так называемый панк-молебен, спев весьма непристойную песню

Выходка вызвала бурное негодование православной общественности, которая потребовала осудить богохульниц.

В начале марта две из участниц плясок в храме были арестованы. По решению Таганского суда Надежда Толоконникова и Мария Алехина были арестованы до 24 апреля. В отношении их возбуждены уголовные дела по статье «хулиганство» (до 7 лет лишения свободы). Впрочем, их адвокаты не согласны с самим фактом ареста. Жалоба на арест будет рассмотрена Мосгорсудом в среду, 14 марта.

В телерадиоэфире «КП» прошла дискуссия о ситуации вокруг девушек из группы Pussy Riot, ворвавшихся в масках в храм Христа Спасителя и спевших прямо на алтаре «панк-молебен».

Участниками дискуссии были заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Георгий Рощин, зам. главного редактора «Комсомольской правды» Сергей Пономарев и специальный корреспондент отдела политики «КП» Дмитрий Стешин.

«Панк-молебен» девичьей группы прямо у алтаря главного православного храма страны был похож скорее на шабаш, чем на протест.

«Панк-молебен» девичьей группы прямо у алтаря главного православного храма страны был похож скорее на шабаш, чем на протест.

Отец Георгий:

- Однозначно, с церковной точки зрения, когда совершенно недопустимые действия, противоречащие вообще предназначению храма, происходят в нем - это кощунство. Таким образом не то что попираются какие-то святыни, но и вызывается вражда со стороны верующих.

Пономарев:

- Мне кажется, что религия здесь - боковая ветвь. Произошло злостное хулиганство. Я не скрываю, что я атеист, неверующий, критично отношусь к РПЦ. Но если бы этот случай произошел не в культовом сооружении, а в любом другом общественном месте, это не имело бы никакой разницы. Я считаю, что участницы группы Pussy Riat должны быть строго наказаны в соответствии с Уголовным кодексом. Причем, более того, они должны быть наказаны по верхней планке.

Ведущий эфира Александр Яковлев:

- Можно ли их простить или, наоборот, как советуют некоторые, предать анафеме?

Отец Георгий:

- Здесь надо разделять церковную и светскую составляющие. С точки зрения Гражданского или Уголовного кодекса нарушение общественного порядка налицо. С церковной точки зрения это кощунство. В этом плане церковь призывает государство отреагировать на это своими методами.

Церковное прощение возможно, но для отпущения греха необходимо желание самого человека признать свою ошибку. Насколько мне известно, на данный момент такого признания со стороны участниц этой группы не было.

Пономарев:

- Странно звучит «предание анафеме». Предавать анафеме людей, которые к этому не имеют ровно никакого отношения.

Одна из активисток этой группы, Надя Толокно, несколько лет назад, будучи на сносях, приняла участие в акции, которая проходила в Биологическом музее, под видео- и фотосъемку, акция называлась, не могу точно процитировать, но смысл был такой: соверши групповой половой акт во славу наследника медвежонка. В то время участники этой акции никоим образом не понесли никакого наказания. На мой взгляд, бездействие власти в том случае привело к тому, что сейчас идут все эти перформансы с участием арт-группы «Война», этой Pussy Riot, чье название нельзя перевести дословно, но примерно звучит как «взбесившиеся кошки». Речь идет о циничном, глумливом хулиганстве, которое совершается в разных местах. Это должно быть наказано.

Я сомневаюсь, что эти девушки имеют хоть какие-то верования. Они вне и религии, и антирелигии, просто за пределами добра и зла. О чем вообще здесь рассуждать? На мой взгляд, эти действия - примерно то же, что намалевать свастику на синагоге или обмазать свиным жиром мечеть.

Участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова...

Участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова...

Отец Георгий:

- Я хотел бы пояснить понятие «анафема» с церковной точки зрения. Анафема не есть проклятие, ибо церковь никогда никого не проклинает. Анафема есть лишь утверждение того, что человек стоит вне церкви, вне религии, как это было со Львом Толстым. Его убеждения никоим образом не соответствуют церковному учению. Если человек не является церковным, то и нельзя его поставить вне церкви.

Мы готовы простить. Только человек сам должен искать этого прощения.

Пономарев:

- Вопросы прощения, не прощения, покаяния - это вопросы этические, связанные с деятельностью церкви. Если эти девушки хотят получить прощение от церкви, они должны попросить его, должна быть какая-то процедура. Но мы живем по законам не православных канонов, не по законам шариата или других традиционных конфессий, мы живем по законам светского государства. Если следователи докажут, что имел место акт злостного хулиганства, причем не важно, в каком месте проходило это хулиганство, процесс должен идти в нормальном юридическом порядке.

Стешин:

- У нас очень часто путают атеизм и одержимость бесами, что мы наблюдали в данном случае. Я человек верующий, но от меня никогда не услышишь плохого слова в отношении ислама, хотя я занимаюсь десять лет военной журналистикой, я видел кровавые проявления радикального исламизма. А здесь аргументы защитников этих девушек в том, что они атеистки.

Отец Георгий:

- Мы живем в обществе, где требуется определенный порядок нашего совместного бытия и проживания, и закон, государство должны реагировать на проявление хулиганских выходок, чтобы сохранить порядок.

Акция эта проводилась с определенной целью, чтобы высказать некую свою гражданскую позицию. Не надо заблуждаться на этот счет. И тот резонанс, который получился в СМИ, тоже не случаен.

...и Мария Алехина теперь ждут решения своей участи в Таганском райсуде.

...и Мария Алехина теперь ждут решения своей участи в Таганском райсуде.

Стешин:

- У храма Христа Спасителя была толпа фотографов. И небезызвестный журналист Кашин там был с фотоаппаратом. Взяли зазор временной - неделю, чтобы это раскрутилось информационно как следует к выборам. Все это курировал человек с двойной фамилией Плуцер-Сарно, который называет себя концептуальным художником. После очередной акции он уехал из России в Бельгию, где попытался устроить такой же перформанс, и в свободной европейской стране ему сразу же вкатили 8 месяцев общественно полезных работ.

Отец Георгий:

- У каждого человека есть свои святыни, такие как мать, Родина. Есть определенные вещи, на которые нужно реагировать достаточно жестко. У нас в преамбуле к закону о свободе совести сказано, что мы признаем роль традиционных религий России в образовании нашего государства. Определенная святыня для государства, в том числе и светского, в религии существует. Если мы не будем это отстаивать, то мы дойдем до скверных вещей. Если мы на какие-то вещи будем продолжать не обращать внимания, не наказывать, не пресекать, то в дальнейшем мы можем просто перестать быть здоровым обществом.

Читательский форум на kp.ru

«Заповедь о любви к ближнему не подразумевает потакания любым порокам»

Читатели обсуждают, стоит ли наказывать девушек.

Василий:

Это типичное уголовное преступление без всякого политического окраса - хулиганство и нарушение порядка в общественном месте.

Бык:

А за что их вообще посадили? Церковь у нас отделена от государства по Конституции. Значит, разбираться с ними должны были охранники церкви, что они и сделали, выгнав их вон. Девушки никого не убили, не ограбили, за что судить-то?

Ответ первого замредактора отдела политики Александра Гришина:

- То, что церковь отделена, еще не означает, что государство не должно защищать как традиционные конфессии, так и права верующих. Произошедшее в храме Христа Спасителя однозначно является покушением на их права, а нахождение там в это время большого количества журналистов и монтирование затем ролика не оставляют никаких сомнений, что данная выходка была хорошо продуманной провокацией.

Инга:

Заповедь о любви к ближнему совсем не подразумевает приторного сюсюканья и потакания любым порокам. Любовь может выражаться и в достаточно жестких действиях. Когда вы, к примеру, хватаете за шкирку или за волосы и отбрасываете ребенка, который подошел к краю пропасти, этим вы покажете свою любовь к нему. И никому не придет в голову обвинять вас в жестоком обращении с детьми. И девчонок этих необходимо наказать не потому, что мы такие кровожадные, а чтобы они задумались.

Подготовила Анастасия НОВИКОВА.

Наш комментарий

Прокляты, но не забыты

Дмитрий СТЕШИН

Арестовав на время расследования двух возможных участниц глумливого «панк-молебна» в храме Христа Спасителя, и светская и духовная власти попали в капкан.

Суть провокации была проста - в этой запредельно кощунственной истории государство из добрых побуждений выступило не на «своем поле» - в сфере духовной, где преступления и наказания не отражены в статьях УК РФ. Карая из добрых побуждений, силовики подставляют и без того оскорбленную церковь. Теперь есть только один способ вырваться из этого капкана - отгрызть конечность, зажатую стальными челюстями, и уползти прочь, зализывая раны. Я не сомневаюсь, что в ближайшие дни к делу группы Pussi Riot подключится свора либеральных парламентариев, эмиссары ООН, правозащитники, «Хьюман Рач», межпланетная организация «Негры против СПИДа» - тысячи их. Процесс уже пошел. Внезапно выяснилось, что у двух задержанных герлиц оказались малолетние дети. Интернет уже набит «няшными» семейными фото и страданиями разгневанных «хомячков» - «верните матерей детям!». Помяните мое слово - вернут, и мы из своих налогов еще и выплатим компенсацию за незаконный арест. И, скорее всего, кому-то придется извиниться, а может, даже покаяться за «ретроградный взгляд на современное искусство».

Читать далее.

Группа Pussy Riot не только осквернила алтарь храма, но и устроила съемку своего «концерта».

Группа Pussy Riot не только осквернила алтарь храма, но и устроила съемку своего «концерта».

Фото: ТАСС

ВОПРОС ДНЯ

Какого наказания заслуживают Pussy Riot?

Александр ЗАКАТОВ, секретарь Дома Романовых:

- Они заслуживают морального осуждения. Это деяние вряд ли подпадает под уголовное законодательство, но бывают поступки гораздо тяжелее, их называют грехом. Перед Богом придется отвечать, хотелось бы, чтобы девушки это поняли.

Евгений НИКИФОРОВ, председатель православного братства «Радонеж»:

- Церковь молится об этих несчастных женщинах, об их погибающих душах, об их вразумлении и покаянии. Что же касается закона, то церковь не должна и не может тут вмешиваться.

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

- Разумное наказание для этих девушек - большой условный срок, до 5 лет. Явно они социально опасны, и условный срок послужит предохранением от дальнейших их деяний.

Александр ДУГИН, социолог, философ:

- Они заслуживают, наверное, сожжения на костре! Они инструмент дьявола. Если их не скроют лет на десять от глаз оскорбленных православных людей, им придется пострадать. Поэтому власть поступит гуманно, если их посадят.

Роман ЧЕРКАСОВ, куратор киноклуба «Ракурс», Самара:

- По-человечески девчонки заслуживают прощения. Ничего страшного они не сделали, а их пытаются чуть ли не террористами представить. Им можно вменить только административную ответственность. А держать в изоляторе - незаконно.

Мария ЗОТОВА, предприниматель, Воронеж:

- Наверное, самым строгим наказанием для этих девушек было бы молчание газет и телевидения. Когда подобные акции перестанут освещать в новостях, они быстро прекратятся.

Антон МАКАРСКИЙ, певец, актер:

- Девушек подставили. Молодые и ничего не понимающие, они оказались марионетками в руках провокаторов и богохульников. Эти девочки заслуживают не наказания, а сочувствия.

Никита ДЖИГУРДА, певец:

- Тот, в честь кого построили этот храм, призывал возлюбить и язычников, и врагов. Нужно было с девушками побеседовать, попытаться сделать из противниц своих сторонниц.

Иван, читатель сайта KP.RU, Москва:

- Предлагаю в качестве «принудительных работ» послать их на «Евровидение» вместо бабушек. По приговору суда.

Сурен, слушатель радио «КП» (97,2 FM):

- Пусть, как Наоми Кэмпбелл, полы помоют с месяц в общественных туалетах, может, дурь тогда и выйдет.