Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество15 февраля 2012 22:00

Женщины, которых в младенчестве перепутали в роддоме, требуют от медиков 6 000 000 рублей за ошибку

Всю жизнь Наташу и Олю дразнили подкидышами, и только сейчас, через 37 лет после их рождения, экспертиза ДНК подтвердила подозрения…

Не успел завершиться скандал вокруг девочек, перепутанных в Челябинском роддоме (подробности), как грянул новый - в Оренбургской области. Причем на этот раз ситуация еще более тяжелая, сложная и запутанная… Ведь героиням новой «а-ля индийской мелодрамы» не по 13, как челябинским пострадавшим, а по 37 лет! У них уже сложившиеся семьи, дети, внуки. И результаты проведенной экспертизы нарушают родственные связи не одного десятка людей…

Причем, больше всего Ольга и Наташа сейчас опасаются именно СМИ, стада которых в последние дни просто осаждают Беляевку. Боясь того, что журналисты извратят факты и только повредят делу, пострадавшие категорически отказываются где бы то ни было комментировать свою историю. Исключение сделали только для наших коллег из программы "Человек и закон" и "КП", надеясь на правовую грамотность наших дружественных команд.

Ведь, по мнению пострадавших и их адвоката, сейчас очень многое зависит от того, насколько неискаженной удастся донести до суда трагичность истории. Чиновники и врачи не очень-то настроены расставаться с деньгами.

«В документах я - одно, а по ДНК - другое!..»

На диване перед нами в напряженной позе замерли две растерянные и одновременно взвинченные женщины. Они испуганы и агрессивны одновременно, то нападают, то защищаются, а о том, что произошло, рассказывают наперебой, еле сдерживая то слезы, то крик… Наверное, это состояние и называется загнанностью в угол.

- Почему это с нами случилось? За что? Как дальше быть? Все в шоке…

- Мать замкнулась, как про ДНК узнала. Два месяца уже… Раньше в гости приходила, звонила через день, а сейчас нет. Я звоню, но не знаю, как себя вести… И у меня шок, и у нее. Как вообще себя определить? Она же моя мама все равно… Воспитывала, растила, кормила грудью…

- Вот кто я сейчас? В документах - одно. А по ДНК я вообще другое… Ох, не дай бог кому такое пережить!

Брюнетка Наталья Архипова - заместитель главы администрации сельского поселения Днепровка Беляевского района Оренбургской области. Блондинка Ольга Буянова - учительница русского языка и литературы старших классов в средней школе села Чкалова Оренбургского района. Обеим в мае 2012 года исполнится по 37 лет. Уважаемые специалисты, степенные матери семейств, у Наташи старшая дочка уже замужем и внучку родила! И вдруг в одночасье все переменилось! Стало непонятно, кто чья мама, кто кому сестра, кому в кого нельзя влюбляться… Ожили быстрые на злую расправу деревенские языки, поналипли обидные ярлыки… «И на кой был нужен этот чертов анализ?!» - уже вздыхают наиболее измученные участники действа. Впрочем, проблемы начались задолго до того, как Ольга и Наталья решились-таки сделать ДНК-обследование…

Обе девочки родились в районном роддоме села Беляевка Оренбургской области в ночь на 18 мая 1975 года с разницей в несколько минут - одна до 12 ночи, вторая - после. Но от разных мам, которые просто рожали рядом...

- Мы теперь даже не знаем, когда день рождения отмечать… - недоумевают они. - Наташа всю жизнь 18-го праздновала, Оля - 17-го, а выходит, должно быть наоборот…

Что уж там произошло в родилке - сейчас можно только гадать, но девочек перепутали! И беленькая Оля отправилась в семью чернявых Буяновых из села Чкалова - расти в компании четырех младших сестер. А черненькая Наташа - к местным днепровским блондинам Архиповым и всю жизнь довольствовалась обществом лишь одной младшей сестры.

Вопросы на тему «Почему вы все одного цвета, а я другого?» возникали с самого детства у обеих. В селе не любят исключений из правил, поэтому нет-нет да и слышали девочки в спину обидное: «Подкидыш!» Но всерьез об этом задумываться взрослым в голову не приходило. В качестве источника необычной наследственности приводились какие-то тети, бабушки, дедушки, и на этом тема заминалась.

Слухи о том, что Ольга Буянова (слева) и Наталья Архипова (справа) растут не в своих семьях, преследовали несчастных женщин с детства.

Слухи о том, что Ольга Буянова (слева) и Наталья Архипова (справа) растут не в своих семьях, преследовали несчастных женщин с детства.

Фото: Ярослава ТАНЬКОВА

Впервые после роддома перепутанные Оля с Наташей встретились, когда обеим было уже лет 11 - 12.

- У меня в Днепровке родственники со стороны отца, вот я сюда на каникулы и приезжала, - рассказывает Оля. - А с Наташей познакомились случайно, в компании… Деревня есть деревня - все дети вместе играют. Вот тут-то Наташа и заметила, что ее сестра на меня слишком сильно похожа…

Заметила это не одна Наташа. В деревне слухи ползут быстро, и Архиповым очень скоро доложили, что их младшая Света - вылитая буяновская Ольга. Но и в этот раз списали «грех» на дальнюю родню. Настоящий скандал разразился, когда 16-летняя Наташа решила выскочить замуж. Так уж получилось, что свидетельницей на ее свадьбе стала веселая хохотушка Ольга. Молодые отпраздновали бракосочетание, проявили фотографии… И тут соседушки ахнули! По обе стороны от Наташиной бабушки стояли те самые странно похожие в детстве, а теперь и вовсе сравнявшиеся во внешности Оля Буянова и Света Архипова. Слухи в Днепровке вспыхнули с новой силой.

«Сама ты - в тетю, а кровь - в бабушку…»

Тут уж и мать Наташи не выдержала - пошла к акушерке, которая роды принимала. Дело в том, что была и еще одна странность… У них с мужем группа крови была первая отрицательная, а у их черненькой дочки Наташи - вторая, положительная. Но на вопрос «Как такое может быть?» акушерка не моргнув глазом ответила: «Это от бабушки». На том вроде и успокоились Архиповы… Но не их соседи!

- После той свадебной фотографии кошмар начался, - вздыхает Наташа. - Разговоры постоянные в семьях, все обсуждают… Мы же дружили, ходили вчетвером - я, мои две сестренки младшие и Наталья. Когда они шли рядом, взрослые-то все понимали... А мы-то, господи, чего там мы понимали! Только переживали, что все пальцем тычут…

- А потом еще и я переехала в Днепровку жить - замуж вышла за местного парня, - вспоминает Оля. - Так по улице невозможно было пройти. Бабки шептались, на кого я похожа. А когда у меня дочка родилась, ее рассматривать начали пристально. Слава богу, она похожа на родственников мужа! Но как в школу пошла, ее все равно шпынять начали… Называли другими именами, путали с моими кровными родственниками. А она приходила домой в слезах…

В общем, как дело дошло до слез детей, подруги не выдержали и отправились в районный центр Беляевку делать экспертизу. Сейчас вспоминают, что до последнего не верили, что подозрения оправдаются. Скорее хотели обратное доказать, чтобы все слухи раз и навсегда пресечь. Но ДНК подтвердила подозрения соседушек, и вопреки ожиданиям гордиев узел путаницы не разрубился, а затянулся с еще большей силой…

Огромное сходство Светы Архиповой (слева) и Оли Буяновой наводило деревенских кумушек на мысль, что Оля воспитывается не в своей семье... И это оказалось правдой! Девочки - родные сестры, просто Олю в роддоме случайно отдали другой маме.

Огромное сходство Светы Архиповой (слева) и Оли Буяновой наводило деревенских кумушек на мысль, что Оля воспитывается не в своей семье... И это оказалось правдой! Девочки - родные сестры, просто Олю в роддоме случайно отдали другой маме.

«Не встречайся с нею - она твоя сестра!»

- Уж бог бы с нами, но за что теперь наши дети-то страдают? - в голос твердят сейчас Ольга с Наташей. - Не дай господь кровосмешение!

Ситуация и правда непростая… Поди объясни ребенку, что ему с той или иной девочкой или мальчиком встречаться нельзя, потому что они, оказывается, внезапно сделались его родственниками!..

- Вот представьте, звонит мне директор школы, где дочь учится, и говорит: «Поговорите с ребенком!» Я ему: «А что случилось-то?» А он: «У них с Сергеем любовь. Им по 12 лет. И не знаю, чем это все закончится…» Директор в курсе нашей ситуации и только добра желает! Спасибо ему, ведь мальчик-то тот и правда нам кровный родственник выходит - мой двоюродный брат. Но дочке-то это как объяснишь? Я ей: «Вика, необходимо прекратить все это». А она заплакала, ничего не сказала - ушла в свою комнату. И я себя чувствую виноватой. А за что?! У Ольги сын тоже познакомился с девочкой... А она из той деревни, где мои родные. Ольга узнала - у нее волосы дыбом. Тоже не знает, как сказать. Потом говорит: «Саша, ты должен знать об этом. Возможно, это твоя сестра. А ведь Буяновы - семья многодетная. Один в город жить ­уехал, другой - на Север… Всех не отследишь…

Осознав, в какую ситуацию вляпались, Ольга с Натальей затребовали немалые деньги за моральный ущерб - шесть миллионов на двоих. Одной - три, и другой - три. И тут, по их словам, началась настоящая травля!

- Против нас настраивают соседей! Местным старикам в аптеке и больнице говорят: «Скоро у вас бесплатного лекарства-то не будет. Все Буяновой с Архиповой достанется». И ремонта в поликлинике, мол, из-за нас не будет, и коронок на зубы… Дети из школы приходят и плачут, потому что их алкашами дразнят! Все потому, что администрация не хочет нести ответственность, не хочет платить и ради этого готовы даже оскорблять нас! Выдумали теперь, что это наши матери-алкоголички своих детей на прогулке перепутали! Представляете, каково это нашим родителям, и так потрясенным всем произошедшим, переносить?!

В общем, конец истории пока не виден. И все только с нетерпением и страхом ждут решения суда.

Безусловно, понять можно и чиновников, и медиков… Когда все это было? Где теперь искать виновных? Пока в результате войны никто еще не выиграл. А проигравших уже море. Причем одной из жертв стал не выдержавший прессинга и нервной обстановки муж медсестры, присутствовавшей на исторических родах, где перепутали девочек, - несчастный старик скончался, когда этот материал готовился в печать…

***

Одна история, вторая… Можно, конечно, пытаться разрядить обстановку шуточками про «эпидемию индийского кино в России». Но лично мне кажется, что произошедшее - не «особый случай», а серьезный прецедент. Ведь о бардаке, часто царящем даже в столичных роддомах (лично я писала на эту тему в 2004 году - «Первый срок отбываем в утробе»), не говорил только ленивый. И, судя по откликам в форумах и на мамских сайтах, в последние годы мало что изменилось. Работа младшего медперсонала все так же мало оплачивается, санитарок, медсестер, акушерок не хватает. А когда на десятки рожениц приходится пара замотанных, невыспавшихся старушек, рано или поздно они ошибутся… Но пострадавшим-то от этой ошибки не легче. И слава богу, что тот же Челябинский суд встал на их сторону. Но… Что будет теперь, когда люди поняли, что на подобных ошибках можно заработать? Лиха беда начало! Не станут ли эти две «индийские мелодрамы» началом бесконечного «мыльного сериала» о россиянах, перепутанных в роддомах. Господа чиновники Минздрава, вам не страшно?

КОММЕНТАРИИ ВРАЧЕЙ...

Олег КУРНОСОВ, главный врач ЦРБ Беляевского района:

- Утверждение, что это произошло именно в роддоме, у меня вызывает сомнения. В то время больницей руководил очень строгий главврач Александр Касаткин (кстати, сейчас он в Москве, доктор медицинских наук и член Общественной палаты). Порядок был очень жесткий… И, по моей версии, это скорее могло произойти за стенами роддома - во время каких-то, так сказать, праздничных событий…

Чисто по-человечески мне этих женщин жаль. Но как главврача и организатора местного здравоохранения меня сейчас больше интересуют шесть миллионов, которые хотят изъять из бюджета больницы. За эти деньги мы можем отремонтировать нашу взрослую поликлинику, тот же роддом, купить два хороших автомобиля скорой помощи с полным оборудованием класса А. Иск же, если он будет удовлетворен, не улучшит медицинскую помощь жителям района. А это почти 20 тысяч населения…

Заведующий отделением родильного отделения Центральной Районной Больницы Виктор ЧЕРНЕВ:

- Могли ли в нашем родильном отделении 37 лет назад перепутать детей? Ну, мы можем судить только чисто теоретически… Известно, что в тех родах участвовало два человека: акушерка и детская сестра. Значит роды были беспроблемные. Иначе бы вызывали докторов…

Лично я 28 лет работаю и ни разу не сталкивался с такой ситуацией. Даже когда сложная ситуация и набегает куча народу и по двое рожениц в зале, все равно каждый ребенок – около своей матери, пока именные браслетки ни наложены (причем по два, на случай, если один оторвется), никуда его унести не могут. И снять эти браслеты невозможно – только срезать. И всю обработку мы по закону (приказ 145) обязаны проводить на глазах у матери. И еще я по опыту знаю, что мама один раз увидев ребенка, запоминает его. Они по голосам малышей различают! Так как же можно перепутать. Моя жена тут второго рожала. Друзья подшутили, мол – угадай в детской, не глядя на бирки, где твой. Я его несколько мгновений до этого видел, но узнал! А я – не мать…

...И АКУШЕРКИ

Анна ШАХАЕВА, акушерка, принимавшая роды (ныне 83-летняя пенсионерка):

- Конечно же, я не помню той ночи… Я же много родов приняла. Но такого, о чем вы говорите, не могло быть! У нас всегда все было по пунктам: обрабатываем ребеночка, сразу - браслетик на руку. А там - и фамилия матери, и пол, и дата рождения, и номер кроватки...

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Наталья ВАУЛИНА, адвокат истиц Натальи Архиповой и Ольги Буяновой:

- Женщинам надо отдать должное, что они вообще не побоялись заявить о своих правах. А на них какие-то характеристики собирают… Главврач больницы заявляет, что никакие документы не сохранились. Однако мы сделали запрос и получили копию актовой записи о рождении девочек. Но дело все равно будет сложным, потому что ситуация очень уж неординарная. Да и были бы пострадавшие помоложе, детьми. А так за давностью лет могут и отказать…

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

А так ли важна родная кровь?

Закон есть закон. Детей путать нельзя, и отвечать за халатность надо! Но если говорить о важности родной крови вообще… Так ли она важна, как принято считать?

Например, Наташа рассказывала о том, что именно несовпадение крови мешало им со Светой стать настоящими сестрами. Мол, с кровной сестрой Олей у Светы складывались гораздо более близкие отношения, хотя они и не знали о своем родстве… Но у половины моих знакомых не складываются отношения с родными братьями-сестрами, а лучшими друзьями становятся совершенно чужие люди! Их что, всех подменили? Или вот еще говорят, что, когда берешь на руки своего родного ребенка, ощущения совсем другие, нежели от чужих младенцев. Мол, кровь тянет. Не знаю… Я обожаю свою Соню. Но когда в роддоме я прикармливала соседского малыша, потому что у его мамочки никак не приходило молоко, испытывать к нему те же чувства, что и к своей дочке, мне мешало только уважение чувств его мамы (читайте далее).

Специальное расследование этой истории смотрите в четверг, 16 февраля, в программе «Человек и закон». Первый канал, 22.30

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ KP.RU

Аркадий:

Женщины сами нагнетают ажиотаж: жили 37 лет спокойно и дальше проживут! Родители, которые их воспитали - и есть настоящие близкие люди. А дочки, видимо, просто хотят денег.

Лида:

Это самое настоящее преступление, и срока давности ему нет. Пусть платить Минздрав. Откажут? Подавайте в Европейский суд. А себя и родных мучить не стоит.

Женя:

Как-то двоюродный брат моего отца решил жениться. Привел невесту к родителям знакомиться. Будущая свекровь расспросила девушку о семье, и выяснилось, девушка - сводная сестра жениха. Отец парня гулял на стороне.

Морель:

Больницу надо непременно засудить и наказать акушерку за халатность. Людям судьбу поломала!

Михаил:

Надо не гигантских сумм добиваться, а реальных денег. Очень много просят!

Ответ спецкора «КП» Ярославы Таньковой:

- Мне кажется, понятия «много-мало» крайне относительны. Особенно там, где дело касается морального вреда. В том-то и проблема, что не придумало еще человечество такого прибора, которым можно было бы измерить чужую боль, трагедию. Именно поэтому, вынося решение о выплатах «морального вреда», суд, как правило, все равно ориентируется на более-менее осязаемые потери…

Тоня:

А я рожала 36 лет назад в Риге. Так мне на первое кормление тоже принесли чужого мальчика, а другая мамаша начала моего уже кормить. Хорошо, что бирочки не потерялись у деток.

Виктор:

Зачем сор из избы выносят? Вот кому от этого станет легче? Заново всю жизнь переписывать?!

С Урала:

Надо узаконить анализ ДНК прямо в роддоме за счет государства. И отца тоже туда же, половина по генетической экспертизе не совпадут. И в банк данных на государственный учет всех. Тогда и проблем не будет.

Ответ спецкора «КП» Ярославы Таньковой:

- Уважаемый читатель, спасибо вам за отклик, но… Не дай бог такому случиться! Семья, отношения людей – это не арифметика. Здесь частенько дважды-два равняется и пяти, и трем… Живое нельзя подвести под жесткие правила. Помните трагедию Графа Калиостро? Нет ни формулы идеальной любви, ни формулы идеальной семьи… И не нужно пытаться все свести к общему знаменателю, каким бы правильным он ни был. Конвейер в этом деле приведет только к очередным трагедиям.

Татьяна:

Радуйтесь, что судьба вам подарила по две мамы. У многих детей нет ни одной, и они рады любой, кто одарит их любовью, а вы ссоритесь и не знаете где искать выход. Судиться надо, чтоб не повторялись такие случаи, ну и сохранить теплые отношения не только с вырастившими вас мамами, но и полюбить родных, давших вам жизнь. Ведь это не их вина, что вас перепутали.

Ответ спецкора «КП» Ярославы Таньковой:

- Дорогая Татьяна, позвольте вместо комментария просто поблагодарить Вас за доброе сердце и светлую душу!