Премия Рунета-2020
Ижевск
0°
Boom metrics
Общество25 января 2012 16:51

Жители разрушенных от взрывов в Пугачево домов грозят перекрыть федеральную трассу

Многие до сих пор не дождались обещанного ремонта [фото+видео]
Источник:kp.ru

По официальным данным, на декабрь 2011 года – из 3,5 тысячи пострадавших от взрывов на арсенале в Пугачево домов не отремонтированными осталось чуть больше сотни. И на завершение работ в этом году республика получит второй миллиард рублей. Однако, жители Малопургинского района не рады - до многих все еще не дошли деньги с первого миллиарда. Чтобы узнать, как живут люди спустя полгода после ЧП, я отправилась в Малую Пургу.

+6 градусов в доме…

Женщина с опаской ждет настоящих морозов и того, как она будет их переживать.

Женщина с опаской ждет настоящих морозов и того, как она будет их переживать.

За окном пока -20 градусов, а в доме жительницы Малой Пурги Татьяны Георгиевны всего +6. Женщина спит в одежде под двумя одеялами, днем ходит в трех одеждах, шерстяных носках и меховых тапочках. За 30 минут беседы я там так окоченела, что захотелось в пуховик - погреться.

- Дочери уехали жить в город и возвращаться не собираются. Я живу здесь одна, мужа нет, - рассказывает Татьяна Георгиевна. - Я выросла в этом доме, вырастила своих детей. Он хоть и старенький, но я надеялась дожить в нем свои годы.

Однако надежды женщины расходятся по швам. Когда после ночной эвакуации во время взрывов она вернулась в дом, была просто в шоке – веранда рухнула, кухня отъехала от основного дома на несколько сантиметров, крыша накренилась…

- Веранду мне снесли, окна вставили. И все! – жалуется хозяйка дома. – У меня со всех углов дует. Я в буквальном смысле улицу топлю сейчас. В доме +6 градусов. А что будет, когда тридцатиградусные морозы вдарят?!

К чиновникам, как на работу

Сразу после ЧП женщина заболела, потом уволилась с работы, потому что надо было постоянно встречать то комиссии, то сметчиков, то ремонтников.

- Я надеялась, что все сделаю, и в октябре устроюсь на новую работу. Потом мне обещали, что в ноябре сделают. Потом - в декабре. Последнее обещание, - рассказывает женщина и протягивает официальное письмо из районной администрации, - в январе грозились отремонтировать.

Но уже сейчас понятно – не отремонтируют.

Все шесть месяцев женщина пробегала по чиновникам, оценщикам, следственным комитетам. Из-за этого устроиться на работу не может.

- Я устроюсь на работу, а ко мне придут мастера. Придется на неделю-две уходить – какому начальнику это понравится. И потом, выбивание ремонта сейчас занимает кучу времени. У дверей кабинета главы администрации Малой Пурги однажды 5 часов просидела. А она мимо меня прошла, - вспоминает женщина. - Дом для меня сейчас важнее, чем мясо на обед. В этом доме мне старость доживать. Я надеюсь.

Доски для веранды привезли, но потом быстренько перевезли кому-то другому.

Доски для веранды привезли, но потом быстренько перевезли кому-то другому.

Перед домом Татьяны Георгиевны в сугробе следы от досок и опилки.

- А, это позавчера доски привезли, хотели веранду восстанавливать, - машет рукой женщина. - Но через день увезли кому-то другому.

Полиции - утеплитель, жителям - обещания

К такому «облому», говорит женщина, за полгода уже привыкла. И показывает на дом напротив. Когда-то он выглядел так же, как ее. А сейчас у него обшивка, крыша, новые окна. И, наверное, тепло…

- У нас после ЧП здание МВД утеплили по стенам и обшили, а мы все ждем, - говорит председатель созданной в Малой Пурге общественной организации Александр Базар. - В улице, где живут чиновники, положили асфальт на месте якобы разрушенного. Хотя его до взрывов там даже не было.

Председатель подвозит меня к зданию полиции – и правда, все красиво обшито. Проезжаем дальше по поселку. На многоквартирном 2-этажном доме блестит на солнце новехонькая крыша.

- У нас как старый шифер снимали, так и бросили на чердаке. И никто теперь его убирать не собирается. Двери в подъезд так и не поставили – у нас же все трубы промерзнут в доме! – жалуются жители дома № 18 по ул. Пушкина.

Женщина из соседней двухэтажки с ужасом ждет весны, когда сугробы на крыше начнут таять.

Хозяйка углового балкона боится, что крыша на нее упадет.

Хозяйка углового балкона боится, что крыша на нее упадет.

- На часть дома стропила поставили на крыше. А над моей квартирой не хватило. Так просто железо и положили, - рассказывает она. - Вот теперь жду, что от такого ремонта весной останется. И не провалится ли крыша ко мне в квартиру.

Терпение на пределе

Стребовать за некачественный ремонт весной будет не с кого. Подрядчики здесь менялись один за другим. Акты закрывали, не принимая.

- Мы попросили акт и смету на один дом. Так по бумагам оказалось, что заменены стропила и новое покрытие на крыше. А на самом деле, стропила никто не менял, - приводит пример председатель Александр Базар. - Начали возмущаться. И теперь нам никакие акты о проделанной на доме работе не дают. Говорят – «коммерческая тайна».

Когда жители услышали, что республика получит еще один миллиард на восстановление, вскипятились. Ведь они и от первого миллиарда еще практически ничего не видели.

- Я написал в администрацию, что мы хотим митинг провести в знак протеста, - говорит Александр Базар, в чьем доме в трещины рука входит. - Если нас так никто и не услышит, будем перекрывать федеральную трассу. Пусть посидим 15 суток. Но что-то с этой ситуацией надо делать!

КОММЕНТАРИЙ ЖИТЕЛЯ

Александр Базар не представляет, сколько еще простоит дом с такими трещинами.

Александр Базар не представляет, сколько еще простоит дом с такими трещинами.

Сделал бы ремонт сам, но сумму урезают вдвое!

- Я мужик с руками, я бы сам уже давно все сделал, - возмущается Александр Базар. - Но если делать самому, сумма в смете уменьшается вдвое. Мне насчитали ущерба на 711 тысяч рублей – это если подрядчики будут делать. А если я сам все починю – предлагали только 400. Где логика?! И кому это выгодно, чтобы мы подрядчиков «кормили».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Министерство обороны РФ завалили исками из Удмуртии

За защиту прав жителей разрушенных домов взялись юристы. К концу 2011 года правозащитники уже составили и отправили 700 исков к Минобороне. И в ближайшие месяцы готовят отправить еще 1200. Поданы заявления в Генеральную прокуратуру России, Прокуратуру Удмуртии, Следственный комитет. Написаны обращения к президентам страны и республики.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

После возвращения из Малой Пурги редакция разослала запросы в Министерство строительства, в Администрацию Малой Пурги, в Следственный комитет (куда жители уже написали не одну жалобу), в правительство. Ответов пока нет. Мы их ждем и будем продолжать тему.

Если у вас есть родственники, друзья или знакомые, которые тоже не могут добиться полноценной компенсации или, наоборот, уже добились – расскажите на нашем сайте.

Все фотографии вы можете посмотреть тут