Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Политика9 декабря 2011 22:00

Сегодня самое время понять: не стоит митинги превращать в баррикады

Политический обозреватель «КП» Владимир Ворсобин решил спросить у знаменитого телерадиожурналиста Сергея Доренко: чем это кончится?

Накануне обещанной оппозицией «горячей субботы», когда оппоненты власти выведут своих сторонников на улицы Москвы и многих других городов России, политический обозреватель «КП» Владимир Ворсобин решил спросить у знаменитого телерадиожурналиста Сергея Доренко: чем это кончится?

«Либералы сделают националистов. Или наоборот?»

- Мой приятель, принимавший участие в демонстрациях начала 90-х, жалуется на дежавю. Он слышит запах тех беспокойных лет. А вы что чувствуете?

- Что-то происходит. Или это действительно 90-е (задумывается)... Но тогда, 20 лет назад, это было время эмоций, интеллектуального отчаяния, желания отдаться Западу, семье народов. Выглядело это как истерика. Сегодня если это повторение 90-х - то очень плохо. Значит, интеллекта у русских не прибавилось.

Но я думаю, что сегодня происходит что-то иное. Это рождение среднего городского класса, с которым надо разговаривать. Который тоже должен научиться уважать власть, иметь способность с ней объясняться и не ставить ее в тупик.

- На Триумфалке я что-то не заметил этот средний класс.

- Я смотрю фотографии, вглядываюсь в эти лица, а потом читаю Фейсбук... Средний класс там был...

Давайте посмотрим на все это не глазами власти, а глазами обиженных людей. Во-первых, кто разочарован. Конечно, самая мощная сила сейчас в стране - националисты. Они считают, что современный режим - проевропейский. Страну сдают Западу. Страну заполоняют таджики, которые будут для Запада эксплуатировать природные ресурсы России. Националисты ждут, когда можно будет перехватить власть, - они абсолютно убеждены, что успеют ее перехватить. Причем надеются перехватить бОльшую часть России.

- Они большие оптимисты...

- Да, если Россия качнется, центральная власть качнется и сюда придут Демушкин, Белов, какой-нибудь грядущий диктатор, то Якутия уйдет, Татария уйдет, Кавказ уйдет. И, конечно, Дальний Восток! Хабаровск уйдет. Пошлют все и уйдут - совсем рядом Токио, Сеул и Пекин. Остается получить гарантии из Вашингтона - и точка.

Вторая мощная сила, которая разочарована в современной власти, конечно, либералы-западники. Парадоксальным образом они сомкнулись с националистами. Сейчас это единая сила практически. Либералы обеспечивают медиаресурс. И обосновывают националистам их цели. Среди них яркие публицисты, например, Юлия Латынина пишет, почему национализм и патриотизм хорошо. Другие присоединяются с рассказами о Западной Украине и Прибалтике, где нацизм-гитлеризм и требования европейского проекта совпадают.

«Поэтому хорошо, если у нас будет национализм, - рассказывают прозападные публицисты. - И тогда мы будем абсолютно счастливы...»

Меня это чуточку пугает, потому что, казалось бы, инстинкт же должен срабатывать. Пять лет назад это было бы невозможно. Но сегодня Навальный стоит рядом с Костей Крыловым, который прямо мне говорил: «Я - русский нацист». В то же время Навальный - друг всей западной тусовки... Отсюда вывод: мы живем в новой реальности. Когда либеральная западная, космополитичная, требующая немедленного нашего вовлечения в западный проект московская интеллигенция вовлечена в поддержку нацистского проекта.

- Может, это временный союз?

- Может. Или они оседлают нацистов. Отложат личинку под кожу и начнут этой личинкой управлять. Они понимают, что против Путина, по существу, единственно работающий проект - это нацизм. И они работают в рамках нацизма. Степень деструктивности и опасности этой игры абсолютна. Запредельна. Ситуация обнажается. Неужели память о черной сотне и Союзе русского народа не говорит вам, чем дело кончится? Неужели нельзя достать учебник истории? Страшно.

«Надо перевербовать интеллигенцию»

- Как, по-вашему, прошли выборы?

- Сделано то, что сделано. Надо считать, что мы сейчас в нулевой точке. И каждый раз бывает мир после войны. Проехали. Мы должны дать возможность отползти всем интеллектуальным участникам дискуссий. И власть должна отползти.

- Тогда почему бы властям благосклонно не разрешить все митинги оппозиции? Это выпустило бы пар...

- Я много об этом думаю. Мне кажется, что самый простой способ нейтрализации - это не создавать субъектность. Например, я сейчас буду говорить, что в коридоре текучий и плотный воздух. Но я могу просто идти и не замечать его. Разрешите митинги. Пусть люди тусят там. Через какое-то время они сделаются достопримечательностью, городскими сумасшедшими. Но нет. Нельзя! Россия управляется страстями. Когда в Москве на площадях разобьют палаточные городки, Кавказ подумает, что Путин ослаб. И власть загрызут. Существует масса других культур. Есть Башкирия со своей культурой взаимодействия с властью, иной, чем на Кавказе. Калмыкия - иной, чем в Башкирии... Проблема Путина в том, что он должен посылать всем универсальный многослойный месседж... Он должен говорить западникам: «Алло! Это я. Человек, который любит Германию, который ездит к Берлускони. Я последний западник, ребята. Я отделяю вас от хаоса».

Чиновникам: «Ребята, лояльность поощряется мной - за мелкие грехи уши надеру, но расстреливать не буду. Я не Сталин».

Бедноте в селах, что «я ваш брат, я за вас против всех бояр».

- Господа протестующие! Ведите себя по-человечески. Брать в руки дубинку ох как не хочется.

- Господа протестующие! Ведите себя по-человечески. Брать в руки дубинку ох как не хочется.

- Но понравиться всем не получится.

- Да, власть поругалась с образованной Москвой. И Путин должен разрешить митинг так, чтобы это не было прочитано как слабость. Нужно перевербовать интеллигенцию, чтобы она не пошла на площадь. Путин должен обратить внимание чиновничества на то, что они были его верной базой поддержки 12 лет. Но сегодня им придется плакать кровавыми слезами.

«Сердитые - наш новый средний класс»

- Недавно общался с политологом Александром Ципко. Он рассказывает, что в поездках по стране подметил странность - какой бы ни был успешный губернатор, сколько бы он дорог и больниц ни строил, народ все равно им недоволен.

- Путин - это понедельник, когда мы решили стать хорошими. Когда мы бросаем курить... Путин пришел после пьяной разнузданности страшной.

- Но понедельник затянулся и нам уже хочется пятницы?

- Да, мы долго были хорошими. Нам хочется нестись куда-то, все проклиная. Проблема властей в том, что они не наладили разговор с «городскими сердитыми». Власть как опиралась на чиновничество и совсем простых людей, так и сегодня опирается на чиновничество и простолюдинов. Власть не опирается на образованных людей в Москве. А ведь возникло новое сословие новых европейцев, которые живут здесь и сейчас. Они говорят: вы живете в своей сраной Азии-Москве, а мы живем в нашей любимой Европе-Москве. Это другая цивилизация. Они сидят в Фейсбуке. Но с ними никто не наладил разговора.

- А сильны ли сейчас «сердитые»?

- «Сердитые» постоянно мечутся между «валить из страны и остаться». Их возможности сейчас нарастают. Но они не основное мясо уличных боев. Они пока просто приходят посмотреть на Триумфалку. Издалека.

- А пушечное мясо кто?

- Нацболы, нацисты, болельщики футбольные. Люди, которых, если честно, надо гасить. Я не рассматриваю в качестве собеседников шпану. Я рассматриваю в качестве собеседников новых «сердитых», новых русских европейцев, новый средний класс.

- Парламентская оппозиция выйдет на улицу вместе с «сердитыми»?

- Нет.

- Но искушение-то есть…

- Оно не первое. Они уже проверены на искушение. Но если они вдруг пойдут в прорыв, это будет означать одно - они точно поняли, что дом горит и пора прыгать в окно.

«На все про все есть два года»

- Чем все это кончится, как вы думаете?

- Я не вижу у власти новой парадигмы и желания говорить с новым слоем. И мне очень жалко мой народ. Нас 140 миллионов, но мой народ, с которым я могу реально сутками разговаривать, без придури - это миллионов десять - двадцать. Москве и крупным городам, где есть много светлых людей, европейцев, в культурном смысле противостоит гигантская страна. Которая, если что, просто на ножи возьмет всех. 90-е годы показали, что, когда мы предоставлены самим себе, в ста процентах случаев мы выбираем во власть бандитов. Точно и безошибочно.

На все про все есть два года. Но не пять и не шесть. Если власть не примет средний класс во внимание, он будет действовать в двух направлениях. Расшатывать систему, находясь внутри, или эмигрировать. И то и то плохо для России...

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Важнее, чем правда

Максим КОНОНЕНКО

Вменяемые еще вчера люди за какие-то пару дней превратились в безликую и бесформенную толпу, совершенно неспособную воспринимать никакую аргументацию

Белые ленточки, перепости это число, арестуй меня тоже – вся эта цветная пошлятина не должна прийти в Россию. Но она все же пришла. Мой народ оказался таким же, как любой другой, однажды уже попавший под это безумие.

Читать далее.

Война за «честные выборы» переходит в борьбу с Родиной?

Александр ГРИШИН

Столичная оппозиция, еще ничего не добившись, уже «ушла в разброд и шатания»

Блогосфера негодует. Власти Москвы решили развалить акции протеста оппозиции, перенеся место митинга с площади Революции на Болотную, до которой якобы дольше добираться от метро.

Читать далее.

Давайте обсудим!