Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество1 декабря 2011 22:00

Удачный выстрел

Итоги агитационного периода избирательной кампании
Источник:kp.ru

Для любой политической партии результат выборной кампании - это сочетание удачного креатива и нестандартного подхода к реальности. И если оглянуться, то за прошедший агитационный месяц у российских партий были удачные «выстрелы» в борьбе за избирателя и не очень.

Что бы ни говорили, но к заметной с технологической точки зрения можно отнести, например, историю с плакатами «Единой России» в Москве. За месяц до дня голосования на улицах столицы появились баннеры «медведей», которые визуально имели сходство с плакатами Мосгоризбиркома, призывающего прийти на участки 4 декабря. Блогеры в Интернете забили тревогу. Официальные партийные и избиркомовские лица давали многочисленные разъяснения и комментарии в СМИ, выясняя, имела право так поступить «Единая Россия» или нет. И даже когда выяснилось, что с юридической точки зрения претензии предъявить невозможно, еще долго обсуждали моральную сторону вопроса. Но если отстраниться от казуистики, «выстрел» оказался удачным. Все - и неравнодушные блогеры, и оппозиция - делали, сами того не желая, рекламу «медведям», поддерживая широкую информационную волну. Общественность под лупой изучала плакаты, ища сходства и различия, а значит, целевая аудитория у этих выборных «предметов пиар-искусства» увеличилась в разы. А может быть, креаторы «медведей» изначально провоцировали именно такую реакцию?

Второй яркий «выстрел» относится к КПРФ. Компартия разместила на десятках своих баннеров в Самарской области фото знаменитого на весь мир оружейного конструктора Михаила Калашникова с призывом голосовать за кандидата в депутаты от КПРФ. На плакатах изображен, собственно, сам оружейник Михаил Калашников и его однофамилец, действующий депутат Госдумы от КПРФ Леонид Калашников, который мечтает стать депутатом Думы будущего созыва. Узнав об этом, конструктор Калашников сильно удивился и написал заявления в правоохранительные органы и ЦИК. Сообщил, что подпись в разрешении использовать его образ в агитационных целях, которое представила в ЦИК РФ компартия, - подделка. Легендарный оружейник потребовал изъять из обращения все агитационные материалы, поскольку «это вводит в заблуждение избирателя». Его можно понять, потому что было бы странным агитировать члену «Единой России», коим он является с 2001 года, за кандидата от КПРФ. Из этой истории вышел бурный скандал. Удачным оказался этот «выстрел» или нет, покажут результаты голосования по Самарской области, но уж точно холостым его назвать нельзя.

Вообще с нарушением авторских прав в этой кампании было достаточно казусов. Например, на тех же коммунистов пожаловались сразу два именитых художника. В первом случае КПРФ без уведомления автора использовала в своих агитационных материалах символ Олимпиады-80. Автор олимпийского мишки Виктор Чижиков сообщил СМИ, что его согласия не спрашивали и что он против того, что из олимпийского мишки делают символ коммунизма.

Второй случай произошел с известным карикатуристом Андреем Бильжо, который обиделся на коммунистов за то, что те использовали четыре его рисунка на страницах 50-тысячного агитационного спецвыпуска своей газеты. Бильжо потребовал от КПРФ перевести причитающийся ему гонорар на счет одной из детских благотворительных организаций Псковской области. Коммунисты же требования художника проигнорировали. Впрочем, Бильжо популярен не только у них. Его работы появились без согласия также на страницах псковского бюллетеня партии «Яблоко». Один из лидеров «Яблока», Сергей Митрохин, в радиоэфире был вынужден публично извиняться, после чего на счет псковского благотворительного фонда «Росток» поступило 45 тысяч рублей, как того и требовал от «Яблока» художник.

Но не билбордами и карикатурами едиными, конечно, жива выборная кампания. Впервые за последнее время в политических дебатах согласилась участвовать «Единая Россия». Все чуть ли не с замиранием сердца ждали от единороссов едва ли не публичного фиаско. Результаты же оказались для многих странными: бывший шахтер-единоросс Неверов легко заставил оправдываться опытного полемиста Зюганова, когда спросил, почему коммунисты на месте детского садика в центре Москвы построили себе двухэтажный офис, и показал соответствующие документы. Тема с детским садиком потом долго кочевала из дебатов в дебаты, из газетных статей в телевизионные репортажи. Или, например, поединок известного журналиста-единоросса Хинштейна с Жириновским - репортерская хватка взяла верх над эпатажем. Странно, что «медведи» раньше уклонялись от таких дебатов…

Собственно, телевизор для партий по-прежнему остается одним из главных способов достучаться до избирателей. Здесь также хватало «выстрелов» точных и в «молоко». «Общий компотик, если честно, получился жиденьким, - говорит вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России, академик рекламы Владимир Евстафьев. - Приходится говорить о всех скопом, потому что ролики, на мой взгляд, вышли все достаточно одноликими. На этом фоне немного выделяется ЛДПР, которая придумала мультик с образом эпатажного Хрущева. Оставляет чувство легкого недоумения ролик «Яблока» с Григорием Явлинским, который обещает защитить граждан, «выглядывая из-за угла», и это вызывает невольную ухмылку. Глядя на Геннадия Зюганова, думаешь, что он просто захотел посветиться на телеэкране. Другие партии пытаются давить на жалость, в результате выходит маленькое кино, а не агитация. Людей раздражает и лубок, и безнадега. В итоге общее полотно вышло сереньким. Все помнят яркие кампании, скажем, Жириновского или коммунистов, которые проводились 10 - 15 лет назад. Те образы вспоминаются до сих пор. Сего­дня, увы, этого нет».

По мнению эксперта, это довольно странно, ведь «наши лучшие рекламные продукты, в том числе и политические, вполне сопоставимы с западными образцами. Мы ничуть не хуже», - считает Евстафьев.