Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество21 ноября 2011 10:58

Председатель городского суда Курган-Тюбе Тимур Боев: «Могут и условный срок дать, могут и просто оштрафовать»

Во вторник Областной суд Хатлонской области Таджикистана может освободить российского и эстонского летчиков [аудио]

Эпопея с вызволением пилотов, осужденных на 8,5 лет, похоже близится к концу. В понедельник в суд высшей инстанции поступило их уголовное дело. Одновременно с этим в Курган-Тюбе прибыл мощный десант российских и эстонских дипломатов. Их машины с красными номерами весь день курсировали от областной прокуратуры до облсуда. Сам приговор, напомним был неожиданно опротестован прокурорами в связи с «излишне суровым наказанием». Хотя самый меньший срок, грозивший пилотам – 10 лет. Однако, в связи с амнистией его немного скостили. Председатель городского суда Курган Тюбе Тимур боев не скрывает раздражения, высказывая журналисту «Комсомолки» свои доводы.

- Уж не знаю, что там решит областной суд. Ну не просто же так их судили – взяли с потолка обвинение и посадили на скамью, - заверил он корреспондента «КП». - Их виновность была доказана, что в ходе следствия, что в ходе судебного заседания. В том числе и по показателям свидетелей, членов их экипажа, которых сейчас здесь нет. Они ясно сказали, что никакого разрешения на пролет мы не имели, никаких оснований для аварийной посадки не было, но командиры приняли такое решение. То, что разрешения не было, 100-процентно доказано по материалам уголовного дела.

Садовничий

Садовничий

- Адвокат заявляет обратное.

- Это лицо по имени Гаган дал им такое разрешение, которое является фиктивным. Хотя в центр аэронавгиции Таджикистана заявка поступала о том, чтобы разрешить вылет с Кабула. Центр затребовал все необходимые документы, но никакой дополнительной информации так и не поступило. И раз уж они все-таки вылетели, то это уже нарушение правил полета.

Директор аэродрома в Курган-Тюбе Михаил Леонтьев действительно подтвердил мне, что заявка такая была: «Но разрешение на посадку даем не мы. Наше дело обеспечить посадку, а пускать в страну борт или не пускать решает центр аэронавигации».

По мнению стороны обвинения, пилоты прекрасно понимали, что при пересечении границы их просто могут сбить.

- Вот они и дали аварийный сигнал, - продолжает Тимур Боев. - Хотя сами на предварительном следствии написали, что у них не было оснований для этого. Есть акт обследования самолетов. Садовничий говорил, что у него технические неполадки на самолете были. А Руденко ссылался на нехватку топлива. Но у Садовничьего в баке было 2 тонны 900 литров, а у Руденко – 4,5 тонны. И никаких неполадок не было.

пилоты, на переднем плане адвокат

пилоты, на переднем плане адвокат

- А что в отношении контрабанды?

- Каждая запчасть, каждый агрегат должен иметь свои документы, у двигателя должен быть техпаспорт или декларация. Никаких бумажек они представить не могли. Хотя еще в 2010 году три двигателя, в том числе и этот, проследовали транзитом через Таджикистан в Эмираты. Тогда все документы были. А вернулся один, через Афганистан – и без деклараций. Да и документы на самолет просрочены. Они стояли на регистрации в Грузии, так еще в 2008 году сроки истекли.

- Как же они летали три года?

- У них был контрактный договор, по нему и летали. А в феврале и он закончился, и чтобы борты не отобрали в Афганистане, они отправились сюда. Сейчас эти самолеты ни на каком учете не состоят, не числятся они и в российской компании. В любой стране их пролет считается незаконным – их вон и в Афганистане ищут. Один задержан.

- Какие перспективы у пилотов в Областном суде?

- Там могут смягчить наказание.

- Что означает формулировка «ниже нижнего»?

- Ну, если есть исключительные обстоятельства, то по 63 статье есть основания дать не по 10, а, допустим, по пять лет. Тут важно как человек сотрудничал со следствием, какие у него характеристики с места работы, судим ли ранее, сколько несовершеннолетних детей, раскаялся ли в содеянном…

Пилоты на улице

Пилоты на улице

- Ну минимум – все-таки какой?

- Тут уж на усмотрение областного суда…

- Условный срок могут дать?

- Могут, а могут оштрафовать, или не 10 лет, а два года дать. Ограничений нет. Только они себя виновными не признают, какие уж тут исключительные обстоятельства.

Судья прекрасно понимает, что решение в облсуде будет приниматься не из юридических, а политических соображений. Если президент Таджикистана поручил «положительно разобраться в этом вопросе», можно не сомневаться в исходе процесса. По крайней мере, в нем не сомневаются здесь в Таджикистане. Местных экспертов волнует другая проблема, уже названная целенаправленной травлей таджикских мигрантов в России. Депортируемых нелегалов уже успокаивают: «Не бойтесь, мы заключили договор с Белоруссией. Возвращайтесь спокойно домой. Нам хватит мест, где можно заработать». Очевидно, что если процесс депортации примет массовый характер, мигрантам будет что сказать своему правительство в особо грубой форме. Поэтому уже сейчас местные журналисты и общественники ищут ключи подхода к официальной Москве.

На днях в Душанбе даже состоялся расширенный круглый стол созданной в спешном порядке «Группы содействия решению проблем мигрантов».

- Почему сегодня, жалуясь на Россию, мы не говорим о своих недостатках, - вопрошал общественный деятель Ходжи Акбар Тураджонзода. - Почему при этом мы просим Россию строить нам крупные объекты? Хлопать можно лишь обеими руками… Я это говорю для журналистов, которые сильно критикуют Россию. Многие необразованные, политически неподкованные люди могут на эти слова отреагировать неправильно, создавая ненависть к России. Но мы должны осознавать, что без России мы не можем…

А вот поэт Темур Варки не стал расшаркивался и предложил урегулировать положение мигрантов в России с… российской военной базой: «Если российской базе позволили на 49 лет находиться в Таджикистане, то на этот срок у таджикских мигрантов должны быть привилегированные условия, чтобы они не стали жертвами беспринципной политики», - рубанул он с плеча.

- Нужно попытаться на какой-то момент представить тот ужас, в котором оказалась самая беззащитная часть нашего населения, - предложил главный редактор газеты «Азия-Плюс» Марат Мамадшоев. - Причем, меня больше пугают не столько отношения между государствами, сколько настроения в обществе. Звучат требования: «нужно выгнать таджиков», «нужно выгнать русских». Мне кажется, нужно работать в этом направлении с этой частью населения. Даже если мы несколько таких людей переубедим, мы уже сделаем благое дело.

- Мы все сегодня говорим: «российский летчик», но все мы знаем и все это признают, что эти самолеты не принадлежали российской компании, - взял слово руководитель медиа-холдинга «Ориёно» Рустам Джонни. - И меня интересует, что это за самолет, что вез, как вылетел из Кабула? Я связывался с Министерством транспорта Афганистана, где подтвердили, что эти летчики сбежали. Садовничий также подтвердил, что не имел разрешения. Мы должны разобраться, что это за дело, детально. Я со всей ответственностью заявляю, что вижу Попова (посол России в Таджикистане – Авт.) автором всего этого сценария, и требую, чтобы он покинул страну. Шесть месяцев, как гражданин его страны был задержан, его защитником стал таджик, а посол лишь подключился к делу, когда оно дошло до суда. Значит, он был в курсе этого сценария. Он должен почувствовать ответственность…

Немного остудить разбушевавшиеся страсти попытался представитель МИДа Таджикистана, заявив, что готов всецело сотрудничать с «Группой содействия», обойдя вниманием предложение господина Джонни. В ближайшее время представители организации договорились отправиться в Москву на консультации с российскими коллегами.

СКАЗАНО!

«До того, как был вынесен приговор, мы получали сигналы от таджикской стороны, что все будет нормально и до приговора не дойдет. Немножечко покажем эмоции и разойдемся. Не сдержали своего слова и просто-напросто поставили нас перед фактом. Это крайне неприятный опыт... Ситуация действительно весьма неприятная прежде всего потому, что пострадали два человека, судя по всему, ни за что ни про что».

(Глава Комитета Госдумы по международным делам Константин КОСАЧЕВ - о деле русских пилотов в Таджикистане.)

«Мы уже открыли дорогу миграции в сторону Беларуси, подписав в конце октября межправительственное соглашение о трудовой деятельности наших граждан в этой стране. Так что не нужно бояться депортации наших граждан из России. Мы соберем депортированных и отправим их в Беларусь».

(Глава миграционной службы при правительстве Таджикистана Сафиаллох ДЕВОНАЕВ - о намерении отправить высланных из России мигрантов работать в Беларусь, агентство «ASIA-Plus».)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Таджикистану пригрозили сельхозсанкциями

Россельхознадзор может ограничить ввоз в Россию таджикской сельхозпродукции - выяснилось, что она не отвечает санитарным нормам. Специалисты Россельхознадзора намерены осложнить жизнь таджикским сельхозпроизводителям. Ведомство объявило, что поставки всех видов растительной продукции из Таджикистана могут быть запрещены «в связи с систематическими случаями нарушений международных и российских фитосанитарных требований». Пока запрет не введен, но ведомство направило строгое предупреждение своим таджикским коллегам.

Чуть ранее не соответствующим санитарным нормам России также было признано состояние здоровья таджикских гастарбайтеров - об этом заявлял глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. По его данным, таджики чрезмерно часто болеют туберкулезом и являются носителями ВИЧ-инфекции. Одновременно Федеральная миграционная служба принялась массово депортировать таджикских мигрантов, неожиданно выявив огромное их количество во многих регионах страны.

Андрей ЛЬВОВ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Российский летчик вернется домой, несмотря на коррумпированность таджикской правовой системы, уверен адвокат Игорь Трунов:

- В данной ситуации правовая система этого государства идет полностью в ручном режиме. И те судебные решения, которые состоялись, они политизированы, они приняты с определенным смыслом. Независимость суда – это вопрос не очень относительный.

С учетом того, что политики приняли к сведению пожелания российских властей, это все повлияет на решение кассационной инстанции. И будет либо пересмотр этого дела, либо они примут самостоятельное решение в отношении российских летчиков. Поэтому благоприятный исход наиболее вероятен.