Анатолий Лысенко без преувеличения живая легенда: он работал с Владимиром Ворошиловым в «Что? Где? Когда?», делал «А ну-ка, девушки!», «От всей души», «Алло, мы ищем таланты!», «Взгляд». Был интервьюером, ведущим, сценаристом, режиссером, продюсером и большим теленачальником...
С любезного разрешения автора мы публикуем избранные фрагменты мемуаров.
Раздавленный Александр Масляков
«Мы с Сашей познакомились году в 1960-м. Я к тому моменту уже закончил МИИТ (Московский институт инженеров транспорта. - Ред.), и мы, инженеры, короли институтской самодеятельности, набирали ребят в свой студенческий театр. И вдруг вошел парень с красивыми волнистыми волосами. Он сказал «Здрасте» и улыбнулся. И я себя поймал на том, что я тоже улыбаюсь. Посмотрел на остальных - они, как и я, сбросив маски, улыбались. Это фантастический Санин дар.
...Иногда он удирал и укладывался спать в кабинете производственной учебы. Ложился на скамейку, накрывался плакатами по технике безопасности и спал. Он был худым, и однажды я, не заметив, сел на него. Чуть не раздавил».
Юная ведущая Кира Прошутинская. 1975 год.
Фото: РИА Новости
Гвердцители и Платон
«Я брал первое интервью у Тамарочки, она очень нервничала. Я спросил ее, что она читает. И вдруг она говорит: «Я сейчас читаю Платона». Много лет спустя, когда мы принимали участие в каком-то концерте, я решил выяснить у нее, действительно ли она тогда читала Платона. «Нет, что вы, - призналась она. - Но мама мне сказала, что «у тебя такой умный человек берет интервью, постарайся быть тоже умной». Я подумала, что же умного можно читать, и вспомнила, что у мамы на полке стоял томик Платона. И ответила: «Платон».
Застенчивый грубиян Ворошилов
Одно время Ворошилов любил звонить мне в час ночи и спрашивать: «Ты что делаешь?» Я отвечал: «Читаю». И вдруг он срывался на визг: «Как ты можешь! Эфир на носу!» А до передачи оставалось еще четыре месяца. Некоторое время я терпел, а потом стал заводить будильник на четыре часа утра. Я просыпался и звонил Володе. Разговор с сонным Ворошиловым происходил примерно по тому же сценарию, только мы менялись ролями. Но звонить он перестал.
Я не знаю человека, с которым было бы так тяжело работать из-за его вредности, истеричности, придирчивости и недоверчивости. Но в то же время мне очень нравилось с ним работать. При всем своем хамстве он, как ни странно, был очень застенчив. Все, кто с ним работал, становились отличными специалистами».
Как проучить Прошутинскую
«Кира всегда основательно готовилась к передаче, становилась перед камерой и произносила: «Молодой человек сегодняшнего дня...»
Любимый ее вопрос того периода: «А трудно вам было?» Что называется, с микрофоном в душу. И я написал ей:
«Кира брала интервью у Христа, / Когда его только что сняли с креста. / Горло волнение перехватило: / «Скажите, пожалуйста, трудно вам было?»
Следующие года полтора Кира этот вопрос не задавала».
Молодой Владимир Ворошилов в программе «Аукцион». 1968 год.
Фото: ТАСС
Пьющий «взглядовец»
«Мне ребята говорили: «Влад заболел». И я в это верил, пока ко мне не обратились наши «архангелы»: «Толь, займись своим Владом, он пьяный в Доме литераторов наговорил лишнего».
...В конце концов я сказал: «Я не могу тебе доверять. Пиши заявление». Я понимал, что подписываю смертный приговор, что он запьет еще страшнее. И я ему сказал: «Влад, давай так. Я не поставлю дату. Если ты запьешь еще раз - я передам заявление в отдел кадров». И больше я не видел, чтобы Влад взял в руки хотя бы бокал с шампанским. Только вода и кола.
Мне очень нравилось, как работал Влад. Он очень старательно копировал Ларри Кинга, но и вносил свое. Он умел слушать. Но самое главное - умел вкалывать».
Необычная ведущая
«Мне ребята говорят: «Мы нашли ведущую для разовых передач - Ханга». Я удивился: «Странная фамилия». «А она чукча», - говорят. Думаю: чукча-ведущая - ну даже интересно. Прихожу - и вижу негритянку. Мне говорят: «Знакомьтесь, Анатолий Григорьевич, это Ханга». Так я познакомился с «чукчей Хангой»...»
Елена Ханга была одной из самых необычных ведущих в карьере Лысенко. Кстати, сейчас Елену можно услышать и увидеть на радио и ТВ «Комсомольская правда».
НАША СПРАВКА
Анатолий Григорьевич Лысенко родился 14 апреля
1937 года в Виннице (Украина). Окончил экономфак.
На телевидение пришел в 1959 году. Прошел путь от внештатного автора до гендиректора Всероссийской государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК).
В настоящее время заведует кафедрой в Высшей школе экономики. Президент Международной академии телевидения и радио, член правления Российской академии телевидения. Лауреат Госпремии СССР и премии ТЭФИ.
*Анатолий Лысенко.
«ТВ живьем и в записи». Издательство «ПРОЗАиК», Москва, 2011. дословно Анатолий Лысенко о...
...счастливом числе
«Я родился 14 апреля, в чем не очень уверен. Мать не хотела, чтобы я родился 13-го, поэтому ночью мучилась, бедная, пока врачи ей не сказали: «Уже пять минут первого!» Думаю, они ее обманули.
Больше всего я люблю 13-е число. В комсомол я вступил 13 сентября, в партию - 13 октября. На завод пришел работать 13 августа. На телевидение был принят 13 февраля. Руководителем программы «Взгляд» меня, правда, назначили в день рождения - 14 апреля. Но гендиректором ВГТРК я стал 13 июля. Российское телевидение вышло в эфир 13 мая. В правительство Москвы меня назначили 13 ноября.
А на пенсию я ушел, уволившись оттуда, 1 апреля. Для смеха. Я все поставил на 13-е. Для меня это счастливое число».
Нынешнее телевидение Анатолию Лысенко не совсем по душе...
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
...председателе Гостелерадио СССР Сергее Лапине
«Его все дружно ненавидели, за редчайшим исключением. Возможно, то, как он выглядел, играло какую-то роль: он был маленького роста, с неправильной фигурой и короткими ножками. Мятое, немножко скопческое лицо, рыжеватые реденькие волосы, негромкий голос...
Человек, который еще до войны учился с Лапиным в Высшей партшколе, рассказывал мне, что по характеру он был совсем другим, но потом поручился за кого-то в ЦК, а того объявили врагом народа. И, видимо, этим его испугали на всю жизнь, расстроили психику. Он стал верным слугой партии. Не солдатом, а именно слугой, который сломал и зажал в себе все и истово служил».
...нынешнем телевидении
«Я начинал, когда телевидение было творчеством. Потом телевидение стало на какой-то короткий период творчеством и политикой. Сегодня это прежде всего бизнес и политика. А бизнес - это цифры, рейтинг.
Конечно, я тоже стремился добиться популярности, чтобы наши передачи смотрели больше. Но все подчинить рейтингу - нет. Я не сумел бы работать на таком телевидении. Это для другого поколения».