Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика16 ноября 2011 11:46

«Росатом» объявил войну воровству и коррупции

В госкорпорации подвели предварительные итоги борьбы с нечистыми на руку сотрудниками и попытками нажиться на государственных закупках
Источник:kp.ru

Взятки и откаты, похоже, стали неотъемлемой частью жизни наших госорганов и бизнеса. Немало чиновников и работников госкомпаний воспринимают бюджетные деньги как лакомый пирог, от которого не грех отрезать частичку для себя, любимого. При этом обычно все инициативы по искоренению коррупции заканчиваются лишь громкими заявлениями. В госкорпорации «Росатом» реально попытались положить этому конец и уже пару лет как от слов перешли к делу. Выясняется, что это приносит пользу. Проштрафившиеся сотрудники попадают под уголовное преследование, а сама госкорпорация получает значительную экономию.

УКРАЛ - В ТЮРЬМУ

Реализовывать антикоррупционную кампанию в госкорпорации начали еще в 2009 году. В отрасли крутятся огромные деньги. К примеру, в 2011 году все предприятия «Росатома» планируют закупить продуктов, товаров и услуг на сумму свыше 300 млрд. рублей. И ясное дело, немало тех, кто не прочь обогатиться за счет государства. Так что при таком объеме финансирования без внутренней системы контроля не обойтись. На днях в госкорпорации «Росатом» прошло заседание Общественного совета и Совета по прозрачности, где подвели предварительные итоги этой важной работы.

- Мы осознанно пошли на то, чтобы сделать эту работу максимально открытой и публичной, - пояснил глава «Росатома» Сергей Кириенко. - Если вести ее конфиденциально, она просто не даст результата. Как было раньше? Мы в результате проверок находили нарушения и просто увольняли человека, который за это отвечал. Но тут же становится понятно, что через некоторое время появится куча желающих таким образом «поработать». Схема могла многих устроить: поработал пару лет, наворовал, а потом максимум, что тебе грозит, - это тебя тихо уволили.

В госкорпорации решили доводить такие дела до логического завершения. С начала года к различным формам ответственности привлекли 48 руководителей предприятий «Росатома». 12 человек уволили. А в правоохранительные органы передано 12 комплектов документов для возбуждения уголовных дел. Однако у такой открытости есть и обратная сторона.

- Мы понимаем, что несем репутационные риски, но иначе порядок навести не удастся, - говорит Сергей Кириенко. - Все подобные случаи мы не заканчиваем увольнением, а передаем материалы на возбуждение уголовного дела. И налаживаем работу с правоохранительными органами, чтобы доводить такие дела до конца.

К слову, такую жесткую позицию поддерживают в правительстве.

- Это важно, что железным правилом в «Росатоме» является не укрывательство и не защита чести мундира, - заявил в начале октября на Наблюдательном совете госкорпорации первый вице-премьер Игорь Шувалов. - То, что вы не скрываете информацию о выявленных нарушениях, передаете материалы в правоохранительные органы, а также делаете это достоянием общественности, правильно. Именно так и следует продолжать эту важную работу.

- Если не передавать дела в правоохранительные органы, то это будет борьба с отдельными коррупционерами, а не с коррупцией в целом, - согласна Елена Панфилова, директор Центра антикоррупционных исследований «Transparency International - Россия». - Надо выстраивать систему нулевой толерантности. А без наказания она не работает.

КОНКУРЕНЦИЯ И КОНТРОЛЬ

Как выяснили в «Росатоме», наиболее коррупционноемкой отраслью являются закупки.

- В прошлом году за счет внедрения прозрачной системы закупок мы сэкономили почти 20 млрд. рублей (это примерно 11% от общего объема закупок), а в первом полугодии 2011-го - около 12 млрд., - говорит Вадим Братанов, глава Управления защиты активов «Росатома». -

Сэкономленные средства - это средства, вокруг которых не дали развиваться коррупционным схемам. Но говорить о том, что полностью решен вопрос по искоренению коррупционных явлений в системе закупок, пока нельзя. Положительная динамика есть, но она нуждается в развитии и закреплении.

К примеру, готовящийся к пуску четвертый блок Калининской АЭС обойдется в 76 млрд. рублей вместо запланированных по смете 83 млрд. Сэкономить на строительстве удалось за счет повышения прозрачности закупочных процедур. Во-первых, на 278 предприятиях госкорпорации внедрен Единый отраслевой стандарт закупок (ЕОСЗ), создан Арбитражный комитет для разрешения споров между заказчиками и поставщиками. Во-вторых, количество открытых конкурентных конкурсов выросло с двух тысяч в 2009 году до почти 35 тысяч - в 2011-м.

Кроме того, если в 2007 году в Федеральном агентстве по атомной энергии было всего 7 проверяющих, то сейчас в «Росатоме» - как в центральном аппарате, так и на местах - работают 357 внутренних контролеров. Число проведенных ими проверок за последние три года возросло с 32 до 274. И результаты налицо. Количество фактов коррупции сократилось более чем в пять раз.

- Один из ключевых элементов - «горячая линия», - говорит Вадим Братанов. - С ее помощью любой человек может бесплатно позвонить по единому номеру и сообщить об имеющихся фактах. Только в первом полугодии текущего года поступило 120 таких сообщений. Мы провели по ним проверки. В среднем, как показывает практика, 15 - 20% из них подтверждаются.

Безопасности и надежности работы оборудования на своих объектах в «Росатоме» уделяют повышенное внимание. А это, в свою очередь, зависит и от прозрачных закупочных процедур.

Безопасности и надежности работы оборудования на своих объектах в «Росатоме» уделяют повышенное внимание. А это, в свою очередь, зависит и от прозрачных закупочных процедур.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Однако только внутреннего контроля недостаточно. Чтобы сделать антикоррупционную работу еще более эффективной, «Росатом» привлекает сторонних специалистов и общественные организации - в частности, Центр антикоррупционных исследований «Transparency International - Россия».

- Мы выбрали случайным путем 600 закупок с сайта госкорпорации и проанализировали их, - поясняет его глава Елена Панфилова. - И если сравнивать с концом 2009 года, когда мы начали работу, то это небо и земля. Очень многое изменено, повышается информационная прозрачность. Теперь практически все выкладывается в открытом доступе. Ситуация постепенно улучшается, но проблемные зоны все еще остаются. На этот раз мы также выявили некоторые нарушения. Где-то это недоработка правовых норм, недостаточная подготовка специалистов, но ведь может быть и злой умысел. Мне очень нравится тот диалог, который налажен с руководством госкорпорации. Ведь найти факты коррупции довольно легко. Другое дело - начать искать возможности, как поправить ситуацию.

По мнению независимых экспертов, две основные проблемы закупочной политики остались.

- Во-первых, необходимо закрепить обязательство обоснования начальной цены, - говорит Юлия Ткачева. - Во-вторых, до сих пор у заказчиков есть возможность устанавливать дополнительные требования к участникам конкурсов. В этом случае можно заложить в заказ такой перечень требований, которым может соответствовать конкретный поставщик. А это может привести к снижению конкуренции.

К рекомендациям экспертов в «Росатоме» прислушиваются. Практически перешли на проведение конкурсов в электронном виде. В ближайшее время все конкурсы будут проводиться только так. Тем не менее в гос-корпорации прекрасно понимают и оборотную сторону прозрачности в системе госзакупок. Ведь для атомной отрасли куда важнее надежность и безопасность, чем экономические показатели.

- Мы переходим на другой качественный уровень борьбы, - говорит Сергей Кириенко. - Процесс становится гораздо более тонким. Во-первых, нужен контроль исполнения договоров. К примеру, если поставщик измерительной аппаратуры сбил цену вдвое, то мы радуемся, что выиграли 100 тысяч долларов на закупке. Но потом он срывает поставку, а каждый день простоя АЭС на пуске стоит нам миллион долларов. В итоге поставщик на 20 дней задержал нам поставку - минус 20 миллионов. И радости от выигранных ста тысяч никакой. Ну а если говорить о вопросах безопасности, то они вообще деньгами не меряются.

По мнению Сергея Кириенко, в системе закупок необходимо поймать определенный баланс. С одной стороны, не пропустить действительно содержательные требования, без которых на АЭС невозможно обеспечить безопасность и надежность оборудования. А с другой стороны, перекрыть лазейки для нечистых на руку заказчиков, которые так прописывают технические задания, что соответствовать им может лишь единственный поставщик.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Валерий МЕНЬШИКОВ, член Общественного совета при «Росатоме»:

- На мой взгляд, это прорыв. Нигде в других госкомпаниях я такого не вижу. По крайней мере, в таком масштабе и настолько юридически правильно. Поэтому, мне кажется, нужно не только одобрить это начинание, но и обязательно переносить этот опыт на другие государственные структуры.

Ольга АНЧИШКИНА, директор Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России:

- Усилия госкорпорации «Росатом» по повышению прозрачности закупочной деятельности очень заметны и ощутимы. Важно то, что с прозрачной стадии планирования закупочной деятельности идет переход к прозрачной стадии исполнения закупочных процедур. Когда весь цикл замыкается - вот тогда и снимается коррупция.

СПРАВКА «КП»

Госкорпорация «Росатом» была создана в конце 2007 года. Она объединяет около 300 предприятий и организаций атомной отрасли. Общая численность сотрудников - около 290 тыс. человек. Действующие в России АЭС производят около 18% всей электроэнергии в стране. «Росатом» занимает четвертое место в мире по выработке электроэнергии на АЭС, 40% мирового рынка услуг по обогащению урана, реализует крупные проекты в области ядерной медицины, «дальней» космонавтики, программного обеспечения и производства суперкомпьютеров, обладает самым мощным ледокольным флотом в мире.Глава «Росатома»