Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды4 ноября 2011 14:20

Главной любовью Татьяны Лиозновой был отец ее приемной дочери

Четыре романа создательницы "Семнадцати мгновений весны"
Источник:kp.ru

Создательница «Семнадцати мгновений весны» и «Трех тополей на Плющихе» Татьяна Лиознова на всех производила впечатление железной леди. На съемочной площадке она была беспощадна к актерам, во всех своих интервью советского периода она была необычайно лаконична - никаких подробностей ни то что о личной жизни, а даже об увлечениях и хобби. Отсюда и сложилосьубеждения, что Лиознова была старой девой, никогда никого не любившей. Разумеется, в действительности все было совсем не так. В жизни Лиозновой случались романы, довелось ей пронести через все свою жизнь и большую любовь...

ЗНАМЕНИТЫЙ РЕЖИССЕР

В одном из интервью Татьяна Михайловна как-то обронила - в юношестве была увлечена Станиславом Ростоцким, но не сложилось. И в самом деле , роман между двумя будущими звездами советской кинорежиссуры оказался коротким. Познакомились они на съемках фильма «Земля и люди» в 1954 году. Он - подающий надежды режиссер, любимец Козинцева, она - его молодая ассистентка, недавно уволенная с киностудии имени Горького. Совместная работа Ростоцкого и Лиознову очень сблизила.

- В последние годы она говорила Ростоцком исключительно как о друге, - рассказал «Комсомолке» главный редактор журнала «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров, близко знавший Татьяну Михайловну. - Я помню день, когда стало известно о смерти Станислава Иосифовича. Я приехал в Выборг, там был кинофестиваль. Нас встретили устроители, сказали, что Ростоцкий вчера в Выборге умер. Я позвонил Лиозновой, мы минут двадцать говорили на самые несущественные темы. А в конце она сказала: «Ты, наверное, мне звонишь, чтобы сказать, что Ростоцкий умер?» Я говорю: «Да» – «Я знаю, я плакала». И наш разговор закончился. Все-таки, думаю, она всю жизнь воспринимала его как большого друга.. Хотя по молодости все отношения из одного состояния часто переходят в какое-то другое. Так что ничего удивительного в том, что их роман начался и закончился....

ПОЛЯРНЫЙ ЛЕТЧИК

В 1963 году Татьяну Лиознову утвердили в качестве режиссера на картину «Им покоряется небо». Фильм о летчиках-испытателях не стал громким хитом, даже несмотря на участие в нем Николая Рыбникова. Однако именно съемкам этого фильма было суждено было навсегда изменить жизнь режиссера.

Консультантами Лиозновой стали несколько настоящих летчиков-испытателей. Среди них был и Василий Калашенко - герой Советского Союза, красавец-мужчина. Василий Петрович покорил Лиознову своими безупречными манерами, обходительностью, мужественностью. Вся съемочная площадка наблюдала за развитием их отношений.

- В то время Калашенко он был молодым вдовцом., - продолжает Шмыров. - У него было две дочки. Дочки, конечно, маленькие были, они требовали материнского участия, женского внимания.

Увлечение Калашенко в итоге привело к тому, что Лиознова взяла на воспитание одну из его дочерей - Людмилу. Ту самую Людмилу, которая на долгие годы стала самым близким для Лиозновой человеком, которая ухаживала за ней после тяжелой операции в начале 2000-х. Почему же рядом с Лиозновой не было отца Людмилы?

- Их отношениям не суждено было продолжиться из-за характера Татьяны Михайловны, - вздыхает главный редактор журнала «Кинопроцесс». - Когда проходила первая влюбленность и начиналась совместная жизнь, Татьяна Михайловна отчетливо понимала, что все мужчины мелковаты для нее. Она искала себе ровню, но так за всю жизнь и не смогла найти .

- Даже полярного летчика она не считала ровней?

- Ну дело же не в физических качествах. Так или иначе она разочаровалась в нем как в постоянном спутнике жизни. Но она умела сохранять отношения - как и с Ростоцким, они с Калашенко остались друзьями, а Людмила стала ее названной дочерью.

Все факты свидетельствуют о том, что Лиознова даже после окончания романа с Калашенко продолжала его любить. Простой пример. Через четыре года после фильма «Им покоряется небо» она снимает один своих главных шедевров - «Три тополя на Плющихе». Тон фильму задает песня Александры Пахмутовой «Нежность», посвященная как раз летчикам.И в нем Татьяна Михайловна впервые в своей режиссерской карьере рассказывает очень личную историю - историю женщины, которая навсегда упускает возможность любить и быть и любимой.

- История их взаимоотношений - это 50 очень разных лет, - резюмирует Шмыров. - Я видел Калашенко всего один раз, на праздновании 85-летнего юбилея Лиозновой. Было заметно, что это очень близкие друг к другу люди.

ОСТАП БЕНДЕР

Про свой роман с Арчилом Гомиашвили, исполнителем роли Остапа Бендера в "Двенадцати стульях" Гайдая, Лиознова вспоминала разве что со смехом. Амбициозный грузинский актер, заслышав, что уже набравшая к тому моменту популярность Лиознова собирается снимать «Семнадцать мгновений весны», тут же нцелился на роль... Штирлица. В обаянии и напоре Гомиашвили никогда нельзя было отказать, но он не знал одного - Лиознова никогда не снимала своих друзей и мужчин. В итоге их короткий роман очень быстро превратился фарс.

- Весь день Лиознова проводила кастинг на роль Штирлица, и никак не могла найти подходящую кандидатуру, - говорит Вычеслав Шмыров. - Вечером вся съемочная группа собиралась ехать в ресторан «Арагви», где за всех платил Гомиашвили. Он вообще не жалел денег - делал Лиозновой подарки шикарные. И вот Лиознова садится в автобус, к ней тут же подсаживается Юлиан Семенов и говорит: «Господи, где же нам взять этого Штирлица?» Тут его взгляд падает на сидящего впереди Гомиашвили. «Да вот же он, Танечка». Эта сцена была достаточно пошло срепетирована. Лиознова страшно разозлилась, и на перспективах Гомиашвили был поставлен крест - причем речь не только о перспективах на роль Штирлица. Долгое время они пребывали в состоянии «холодной войны». Думаю, здесь Татьяна Михайловна резала по живому, потому что с Арчилом они потом восстановили отношения. Он помогал ей деньгами в последние годы. Я знаю, что каких-то дальних родственниц, которые приезжали к Татьяне Михайловне с Украины, даже на работу устраивал. Она могла ему сказать: «Арчил, я хочу так». Он ее слушал. Ну, это уже когда те страсти улеглись. Он ведь ее называл женой в своих последних интервью. А она отмахивалась: «Ну какой он мне муж?» И в то же время резко не отрицала.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОСЫГИНА

Самый странный роман Татьяны Михайловны случился, когда она была в зрелом возрасте. В середине 80-х она собралась снимать фильм про испытание атомной бомбы. Картину курировал Совмин СССР и лично заместитель Косыгина Владимир Кириллин - один из самых влиятельных чиновников в стране, курирующий атомную энергетику. Познакомившись с Лиозновой, Кириллин в одно мгновение потерял голову.

- И хотя Татьяна Михайловна его никогда не любила, она решила, что стоит попробовать, - вспоминает Шмыров. - Зачем ей это было нужно? Знаете, к тому моменту она хотела просто выйти замуж, чтобы пожить в таком выставочном браке. Это была очень романтическая история, они читали друг другу стихи. Но Лиознова, как истинная советская женщина, требовала, чтобы он сначала развелся. И он к ней пришел с открытым паспортом. У двери стоял и показывал, что там есть отметка о разводе.

- Почему же замужество не состоялось?

- Этот брак расстроили два обстоятельства. Однажды Кирилин вместе с Лиозновой поехали во МХАТ смотреть спектакль «Мы, нижеподписавшиеся». Лиознова тогда работала над экранизацией этой пьесы. Он ей сказал: «Не вздумай это снимать, тебя посадят». Она тут же вынесла вердикт - трус. А вторая причина состоит в... богатстве Кириллина. Как-то раз она приехала в его квратиру и оторпела от советской номенклатурной роскоши. И в этот момент в ней взбунтовалось ее нутро московской девчонки с окраин. Она поняла, что никогда не сможет жить, в этих хоромах. И еще осознала, что эта огромная квартира означает то, что ей придется стать частью партийной номенклатуры. А вот этого вынести она уже не смогла...

Роман с Кириллиным стал последним в жизни Лиозновой. На протяжении оставшихся 25 лет жизни она заводила исключительно дружеские отношения. И как говорят близкие люди никогда не переживала об отсутствии настоящей семьи.