Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды3 ноября 2011 22:00

Оксана Фандера: «Жаль, что сейчас не носят чулки с кружевными подвязками!»

Актриса рассказала «КП» о том, каково ей было играть содержательницу публичного дома

Оксана Фандера снялась в картине Александра Гордона «Огни притона». Действие разворачивается в Одессе, в 50-е. Героиня Фандеры - разбитная бабенка, управляющая небольшим борделем. Мы встретились с Оксаной, чтобы поболтать про новую роль, про ее одесское прошлое и, конечно же, про древнейшую профессию.

- Фильм наводит на мысли, что продажные женщины в то время выглядели лучше, чем сейчас. Причесаны, ухоженны...

- Ну это же кино! Мы не снимали документальный фильм о проститутках. Так ли выглядели эти женщины в 1957 году - бог его знает. Но я почему-то уверена, что они выглядели ухоженнее, чем сейчас, когда выходили на улицу. Во-первых, Одесса - это портовый город, у нас все раньше появлялось, чем в Москве, и модная одежда с Запада. И носили тогда юбки и платья, а не джинсы, как сейчас. Были невероятно сексуальные - просто с ума можно сойти - чулки с подвязками. Их сейчас не наденешь ни с джинсами, ни с узкой юбкой, ни с тонкой - будет заметно. Тот стиль позволял ходить и чувствовать на себе всю эту машинерию, что было очень эротично. И прически, уложенные всего лишь при помощи белка и сахара, смотрелись очень круто!

У нас было два художника по костюмам плюс настоящие платья 50-х годов в хорошем состоянии - нашли на закрывшейся киностудии и позаимствовали сразу. У меня глаза загорелись - я очень люблю винтажную одежду, просто больной человек в этом смысле. Мама - искусствовед, занималась антиквариатом и, видимо, привила мне любовь к старине... И дизайнерские, и винтажные платья хотелось показать в фильме.

- Как вам работалось с Гордоном?

- Прекрасно. Он влюблен в фильм, в повесть, которая стала сценарием. Если у режиссера есть сдвинутость, если он не спит ночами, думая о картине, то это мой персонаж. А если он почесывается и говорит «это будет красиво» - я убегаю. Никогда не буду работать с равнодушными людьми.

В «Огнях притона» женщины воплощают шик 50-х (фрагмент плаката к фильму).

В «Огнях притона» женщины воплощают шик 50-х (фрагмент плаката к фильму).

- У вас там есть сцена с дракой...

- И я снималась без дублеров. «Да что тут делать?» - легкомысленно подумала я. Партнер спросил, умею ли я драться, я ответила «да», и... через две секунды один из пальцев на моей ноге был сломан. Но вообще драка - отличный адреналин. В какой-то момент это перестает быть игрой: невозможно держать образ, начинает само собой работать твое тело.

- Вы приехали в Одессу за неделю до съемок, чтобы подготовиться...

- Гуляла, общалась с людьми, познакомилась с женщинами этой профессии, работавшими в 50-е... Была одна «подарочная» женщина - Татьяна. Язык не повернется назвать ее пожилой. Достаточно жесткая, но меня приняла. Я познакомила ее с Сашей, она даже в фильме у нас снялась. Пришла со свитой, с бордовым маникюром и розовой помадой, красиво одетая... Ей стали красить ногти красным лаком, а она: «Красный лак - это пошло! У меня никогда не было красного лака, сотрите немедленно!»

Общаясь с ней, я ни разу не произнесла слово «проститутка». Мне важнее было послушать, как разговаривали в то время. Я попросила ее почитать вслух сценарий. Ее интонации - восторг, я старалась подавить смех и все запомнить... Надо было войти в эту воду.

- Вы до 14 лет жили в Одессе, потом переехали. Над одесским акцентом тут не смеялись?

- Ну мне понадобилась неделя, чтобы заговорить, «как гаварят масквичи». Но за эту неделю весь мой класс стал говорить по-одесски: «Ой, здра-а-авствуйте, а вы шо, виздоровели?» Сейчас мне было интересно смешать воспоминания с новыми ощущениями...

КСТАТИ

«20 лет назад я была пухлая и смешная»

Актриса вспомнила, как снималась для модных журналов в 80-е

Когда-то, не поступив в ГИТИС, 17-летняя будущая звезда Оксана Фандера устроилась секретарем-машинисткой в Дом моды Вячеслава Зайцева. Проработав недолго, ушла в Дом моделей на Кузнецком мосту. Тогда же начала сниматься для советских журналов мод...

- Вы нравитесь себе на черно-белых снимках 23-летней давности?

- Я тут смешная, пухлая... Совсем еще маленькая, детское лицо.

- А как вы сами в 80-х одевались?

- Я всегда параллельно с модой шла. Носила то, что мне нравилось, а не то, что было модно. У меня был собственный вкус и чувство меры, что в 80-е годы было важно. Не красилась ярко-розовыми тенями и помадой, не пользовалась клипсами. Мама-искусствовед всегда носила антикварные кольца и меня приучила.

Елена ТУЗОВА («КП» - Ярославль»)

О ЧЕМ ФИЛЬМ?

Притон для Гордона

Одесса, 1958 год. Пасторальная жизнь местного борделя, в котором «мамка» Люба (Оксана Фандера) живет душа в душу с «девочками», рушится из-за любовного треугольника: Любу домогается сынок прокурора, но она по уши влюблена в полоумного художника. В финале Любовь, как водится, зарифмуется с Кровью.

Александр Гордон, чей предыдущий фильм «Пастух своих коров» вызывал в лучшем случае недоумение, в «Огнях притона» извернулся совсем уж неожиданно. Вышла вдруг вполне коммерческая ретромелодрама с «вулканом страстей», богатой одесской фактурой, тьмой персонажей и сочным юмором.

«Огни притона» странным образом выделяются не за счет выдающейся режиссуры или актерских работ (хотя надо признать, что Фандера наконец-то получила достойную роль). Это кино - между пошлыми комедиями («Беременный», «Самый лучший фильм») и тоскливыми гиньолями, заполняющими конкурс очередного «Кинотавра».

На самом деле ничего удивительного, что такое кино снял именно ведущий «Закрытого показа», неоднократно высказывавший фи всему цвету русского арт-хауса - от Балабанова до Германа-младшего. «Огни притона» - прекрасная иллюстрация того, что такое кино по Гордону. Оно ни к чему не обязывает ни автора, ни зрителя, его не стыдно показать ни сантехнику Васе, ни студентке филфака. Таких фильмов по-хорошему должно выходить по сто штук в год. Но у нас «Воры», «Огни притона» и «Водители для Веры» выстреливают раз в пятилетку.

Александр НЕЧАЕВ