Накануне «Комсомолка» попыталась встать в очередь за билетами в кассах Большого театра. Оказалось, достать билетик за свою цену тут практически невозможно
БЕРИ БИЛЕТ, ПОШЛИ В БОЛЬШОЙ!
Помнится, давным-давно, еще до того как был потрачен 21 миллиард на ремонт, билеты в Большой достать было так же трудно, как и попасть на его сцену. Но, как и в любых других сферах нашей жизни, всегда находились люди, которые, словно добрые феи, приходили на помощь! У них всегда находился билетик на любой ряд и на любой спектакль! Это билетные спекулянты - так ласково называли их в народе.
Этим труженикам, тяжело пережившим затянувшиеся годы ремонта театра, работы сегодня прибавилось. В народе бают, они якобы опять нагло скупают в кассах все билеты и продают их в 10 раз дороже. Честно говоря, я в эту чушь не верил. Но решил убедиться во всем воочию.
...Утро. Воскресенье. Возле касс театра группа разновозрастных мужчин, человек восемь, в которых, по надменному выражению глаз и синеватым наколкам на руках, трудно заподозрить заядлых театралов и бывших теноров. Они не торопятся, вылавливая цепким взглядом вероятных клиентов.
- Билеты в Большой! - обыденно объявляет рыжий господин лет пятидесяти пяти в светлой куртке. Так же обыденно на базаре тетки кричат: «Беляши! Кому беляши!»
- Почем? - обыденно прицениваюсь я, как к беляшу. Парни сразу насторожились и перестали балагурить. Мне показалось, рыжий у них старший, типа бригадира. «Смотря на что», - ответил бригадир.
- На «Руслана и Людмилу», на 2 ноября!
- От четырех тысяч.
- В каком месте?
- На балконе.
... Замечу: билеты на эти места согласно расценкам стоят сто рублей.
- Можно по шесть в бельэтаже, - быстро добавил благородный господин.
- А в партере почем?
- Дорого. По 12 и по 15.
...Михаил Глинка, наверное, перевернулся от возмущения! Эти билеты согласно прейскуранту стоят 2 - 4 тысячи!
Я делаю вид, что набираю номер на мобильнике, и говорю в него громко:
- По 15 в партере будем брать? Хорошо! Подъезжай!.. Сейчас купим, - пообещал я рыжему.
- Завтра уже будут дороже, - предсказал он.
- А в день спектакля, наверное, вообще бесполезно... - спросил я наивно.
- Почему? - оскорбился он. - Но ниже двадцати не будет.
...Кстати, билеты на балет всегда у спекулянтов в два раза дороже, чем на оперу. Неужели они балет любят больше?
Подойдет очередь простой пенсионерки - а билеты уже, ап, и кончились.
БИЗНЕС «МОГУЧЕЙ КУЧКИ»
Внутри кассового помещения немноголюдно. Билеты уже не продаются.
- Завтра будут! - объясняет мне парень с оцарапанным лицом. - Вот мы список составляем. Если хочешь - записывайся!
- А это на какое число?
- На 30 декабря!
Я посмотрел список. Там всего-то 50 человек.
- А реально попасть по списку? - спрашиваю, записываясь 51-м.
- Конечно, мы же всю ночь дежурим, чтобы лишние не пролезли!
- А мне когда прийти?
- В 12 нормально. Запускают по 10 человек. Сразу в две кассы. Твоя очередь минут через 50 наступит!
Я постоял еще минут 40. За это время спекулянты продали 8 билетов (из них 4 - иностранцам), что, по самым скромным подсчетам, позволило им заработать более 40 тысяч. У них в отличие от кассиров в наличии билеты на все спектакли, на любые места.
- Ну что, надумал? - спросил меня рыжий.
- А если три на балкон возьму, по три тысячи?
- Давай, - легко согласился рыжий.
Я «пошел за деньгами».
Оговаривают все-таки спекулянтов завистники. Не такие уж и запредельные цены на билеты в Большой! При желании любой пенсионер осилит - ну поголодает, правда, потом месяц, но это ж мелочь по сравнению с удовольствием, которое получит от оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила»?!
Интересно получается: театр торгует своим именем, помещением, талантом артистов, режиссеров, которые в нем работают и получают заработную плату. Это логично, трудоемко и законно. В то же время группа проныр зарабатывает немалые деньги, просто спекулируя билетами в театр без налогов, без лицензий и разрешений.
Сдается мне, руководство театра просто не знает о том, что творится у них под носом, иначе зачем бы им делиться с незнакомыми парнями! Правда ведь, друзья?
Так вот, я докладываю: «Господин директор Большого! У вас воруют под носом!» И я не верю, что на спекулянтов нет управы. Это же чистое мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, статья 159. Это и статья 171 - «незаконное предпринимательство». Или статья 198 - «уклонение от уплаты налогов». По совокупности можно легко схлопотать лет пять.
Другое дело, что никто не заявляет на них. Люди добровольно расстаются с деньгами во имя высокого искусства. Мы переплачиваем билетным спекулянтам, потому что другого выхода нет, потому что не хотим ночевать в очередях у касс. Нет чтобы подойти и дерзко сказать им в лицо:
- Да как вы смеете?
Чтобы они покраснели до корней волос и отдали нам билет задаром.
А то нехорошо получается: 21 миллиард государственных рублей потрачен лишь на то, чтобы попер бизнес у проворной кучки непорядочных людей.
Очередь к билетным кассам Большого театра - дело привычное. Но, если присмотреться, многих завсегдатаев тут нетрудно узнать в лицо. Даже если в кассах билетов нет - у них есть все.
Фото: Олег РУКАВИЦЫН
Что говорят в театральных кругах
Вчера мы хотели благородно предупредить администрацию Большого театра о билетном беспределе перекупщиков, но, к сожалению, дозвониться и пробиться к ним было невозможно. Оно и понятно: первый спектакль после ремонта! Но... вот что рассказал нам главный администратор другого московского театра, тоже весьма именитого, - по понятным причинам назвать его мы не можем:
- Я не хочу нажить врагов среди своих коллег, не хочу судить со стороны, так что не могу говорить о конкретном театре. Но вообще скажу, что проблема такая есть: в Москве многие театры заинтересованы в этой билетной мафии. Они занижают первичную стоимость билетов, продают их юридическим лицам, «фирмам», а те накручивают наценку на полную катушку, создают дефицит, ажиотаж, и в результате навар получают все: и театр, и продавцы. Так что билетные спекулянты стали неотъемлемой частью имиджа театрального мира...
КСТАТИ
Наш источник в УБЭП ГУВД Москвы, пожелавший остаться неизвестным, откровенно прокомментировал эту ситуацию:
- Во-первых, для того чтобы возбудить уголовное дело, нужно заявление от пострадавших. Но люди, купившие билеты, пострадавшими себя не считают.
Во-вторых, доказать связь перекупщиков с кассирами очень трудно. А по закону любой гражданин имеет право продавать билет, который ему не пригодился, по любой цене.
И в-третьих, службы экономической безопасности, ряды которых значительно поредели по причине сокращения, сейчас занимаются миллиардными делами, и им просто не до таких мелких дел, как спекулянты у Большого театра. Так что никаких перемен тут ждать не стоит.
Специальный репортаж смотрите на телеканале «КП»