В российском прокате - фильм «Мушкетеры 3D» режиссера Пола Андерсона. В ролях мушкетеров тут не очень известные актеры, зато пару ярких персонажей - герцога Бэкингема и Миледи - играют Орландо Блум и Милла Йовович. Любопытно, как воспримет эту картину режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, снявший в 1979 году знаменитых «Д’Артаньяна и трех мушкетеров».
ИДЕАЛЬНАЯ ЗЛОДЕЙКА
Расположившись в креслах столичного кинотеатра «Октябрь», Хилькевич тут же начинает делиться ожиданиями.
- Я вообще с интересом слежу, что делают современные режиссеры с приключенческой классикой, - доверительно сообщает он. - В начале прошлого года посмотрел «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Вышел из зала в восторге, долго не мог успокоиться. Завидовал Гаю Ричи, чего уж там скрывать. Эх, мне бы его технические возможности... Надеюсь, у Пола Андерсона фильм в том же духе - смешной и зрелищный.
Первые же сцены ожидания Георгия Эмильевича, кажется, оправдывают - действие сразу срывается с места в карьер. В декорациях венецианского дворца Атос, Портос и Арамис сражаются с Бэкингемом (Орландо Блум) и Миледи (Милла Йовович) и с треском проигрывают бой.
- Так-так-так, впечатляюще, - присвистывает Хилькевич. - Но мне кажется, столь бурное начало фильму во вред. Все-таки совсем уж отборной отсебятины я бы на месте режиссера не добавлял.
Тут камера крупным планом берет лицо Миллы Йовович, затем плавно опускается вниз и останавливается на уровне каблуков ее туфель.
- Пока мне понятно одно: Йовович - настоящая находка на роль Миледи, - подняв палец, произносит режиссер. - Посмотришь в ее глаза, и все сразу ясно - сначала она в себя влюбит, а потом ка-а-ак даст под дых. В фигуральном смысле, конечно. Ох, как же жаль, что мне не дали снять ее в «Возвращении мушкетеров»!
- Так вы хотели пригласить Миллу на роль продолжательницы дела Миледи?
- Да! Причем, когда писал сценарий «Возвращения», только о ней и думал. Если пересмотрите мой фильм и попытаетесь представить на месте Алены Яковлевой Йовович, вы все поймете. Но глупость продюсеров сгубила идею на корню. Когда я сказал о своем желании, они рассмеялись мне в лицо. «Опомнитесь! - кричала мне одна дама. - Йовович меньше 10 миллионов долларов за роль не попросит да и не станет никогда сниматься в русском фильме!» В итоге ей даже не предложили... А уже потом через третьи руки до нее дошла эта информация - и Милла сказала, что все это чушь, она бы хоть бесплатно сыграла! Не исключаю, кстати, тогда ей и запала в душу идея сыграть Миледи. И Милла с помощью своего мужа ее осуществила. А мне остается только сожалеть, что ни разу не снял в роли главной злодейки актрису, которую хотел...
- Но Маргарита Терехова, по всеобщему убеждению, блестяще справилась с ролью в первом фильме.
- Да, работой Риты я доволен. А хотел-то я снимать Лену Соловей! И ее даже утвердили на роль. Но за пять дней до начала съемок Лена мне звонит и сообщает: «Георгий, я беременна!» Собиралась даже делать аборт, чтобы сыграть в фильме. Но передумала, и я ей тогда сказал: «Ну и правильно, рожай. А Миледи мы новую найдем»... Рита Терехова тогда нас здорово выручила.
ИНТРИГА И ОТСЕБЯТИНА
Тем временем на экране появляется д’Артаньян. На фоне пасторального пейзажа юноша с длинными каштановыми волосами прощается с родителями - старушка мать утирает слезу, отец советует искать побольше приключений на пятую точку.
- Хм, а мать с какого перепугу сюда влепили? - недоволен Георгий Эмильевич. - Нет в романе Дюма никакой матери. Все это очень по-американски - нужна полная семья, иначе у глупого зрителя возникнут вопросы.
Впрочем, через 15 минут Хилькевич успокаивается - как и у Дюма, д’Артаньян вызывает на дуэль Атоса, Портоса и Арамиса. Заканчивается все грандиозной битвой возле Лувра.
-Не могу не позавидовать этой сцене! - счастливо восклицает режиссер. - Блестящее фехтование, остроумные мизансцены... В общем, то, что доктор прописал. Честно скажу, у меня так не получилось бы, даже если бы позволяла техника. Для такой съемки нужно родиться на Западе...
Милла Йовович в роли Миледи и без 3D смотрелась бы органично, а уж в трехмерном формате красота и коварство еще объемнее...
Тем временем на экране опять все совсем не по тексту Дюма - Бэкингем прибывает в Париж на летучем корабле в сопровождении Миледи, его встречают худосочный король-подросток и седовласый кардинал Ришелье.
- Ну, все понятно, - вздыхает Хилькевич. - Дальше будем смотреть веселый аттракцион с заранее известным сюжетом.
- Как вам персонажи?
- Да по большому счету никак. Арамис и Портос здесь для мебели. Особенно жалко Арамиса - такую историю любви загубили. Атос какой-то... правильный, что ли. Он же пьет, как монашка в Великий пост, а у Дюма был запойным пьяницей. Д’Артаньян просто задиристый юнец... Андерсон, очевидно, вообще не понял смысла романа. «Три мушкетера» ведь о том, что эти четверо по отдельности мерзавцы, но вместе - благородная сила. А у Андерсона все плоско - сейчас начнется скучная катавасия с бриллиантами...
И правда - эффектно обезвредив гвардейцев, Миледи проникает в тайную комнату и вскоре покидает Лувр с бриллиантовым ожерельем.
- Ну вот видите, - негодует наш режиссер. - У меня было все, как у Дюма: королева Анна сама подарила две подвески Бэкингему, потому что влюбилась. А потом эти подвески поставили под удар ее мужа. Интересы трона пересекаются с любовной привязанностью. Андерсон жертвует этим, делая Анну верной женой.
У Дюма все в романе искрит не из-за сцен сражений, а благодаря взаимоотношениям персонажей. Я постарался в своих фильмах передать это. А в этом фильме искрит только пиротехника и Милла Йовович. Она - главная героиня этих «Мушкетеров».
- Ну понятно - все-таки муж Миллы кино снимал.
- Потому и Констанции здесь почти нет. Появляется минут на 10. Между прочим, сильный образ Констанции был моей мечтой. Но не вышло...
- Поклонники вашего фильма не согласятся, что образ, созданный Ириной Алферовой, слаб.
- Но я-то вижу, что у Алферовой ничего не получилось! Я хотел снимать Евгению Симонову. Госкино навязало мне Ирину, которая для музыкального фильма - катастрофа. Мне пришлось согласиться из-за Михаила Боярского - мне предлагали Тихонова, Ланового, Шалевича и разрешили снимать Боярского в роли д’Артаньяна лишь после сложных переговоров. Но в довесок к нему шла Алферова.
...По экрану поползли титры. Спустя 15 минут Юнгвальд-Хилькевич, выпив кофе, вынес вердикт:
- Этих «Мушкетеров» не будут смотреть через 30 лет. Мне хватило ума не делать картину по кинематографической моде того времени. А Пол Андерсон создает именно модное кино. За развлечение, имеющее мало общего с книжкой Дюма, - пять баллов из пяти. Но поклонников моей экранизации это кино разочарует.