Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды11 октября 2011 13:51

«Иисус Христос» совсем не стар

12 октября 1971 года состоялась премьера рок-оперы Jesus Christ Superstar на Бродвее [видео]

Свой эпохальный шедевр, изменивший мир современной музыки, а так же мой внутренний мир, рок-оперу Jesus Christ Superstar, Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс написали (и записали) в 1970 году. (Тиму Райсу тогда было 26 лет, а Эндрю Уэбберу - вообще мальчишка - 22 года!) На пластинке партию Иисуса исполнил невероятно популярный в те времена Йэн Гиллан, солист Deep Purple. (Кстати, приглашали Джона Леннона, но тот отказался.)

Сорок лет минуло с тех пор! Много копий было сломано в горячих спорах об этом чуде. В праве ли кто-либо из людей браться за эту сакральную тему? Можно ли Бога представить поющим? И Бог ли, все-таки, Иисус Христос, или же Человек? Молодые авторы выбрали рисковый путь и снискали, кроме славы и денег, немало врагов.

Церковь осудила произведение и запретила пастве слушать его, но этим еще больше возбудило интерес публики. И что интересно: до сих пор эта музыка, ставшая нам за 40 лет близкой и родной, тревожит души, заставляя всякий раз непроизвольно подпевать сценическим братьям и сестрам.

По понятным причинам, мы, комсомольцы, советские ребята, услышали «Иисус Христос Суперстар» гораздо позже ее триумфального выхода, году эдак в 1973. Я учился в портовом городе Одесса, где с пластинками было немного полегче, чем в срединной России. (Курсанты и моряки привозили из-за бугра музыкальные новинки). А примерно в 1974 году арию «I Only Want to Say» можно было уже слышать в ресторанах и на танцевальных площадках в исполнении самодеятельных музыкантов. Да, да! Хотя танцевать под эту композицию было не совсем, по-человечески, этично, но удобно.

Красивая мелодия, медляк, простор для хорошего голоса, а в слова особо никто и не вникал. Плохо было в то время в стране развитого социализма с английским. Впрочем, ровно, как и с французским. Да и Евангелия в те времена мы не читали и оттого в трагические тонкости конфликта Иуды и Христа особо не вникали. (У нас в мореходке ношение крестика считалось позором, а человек верующий считался темным невеждой.)

Но музыка оперы, мощный, пронзительный и местами душераздирающий вокал кумира нашего поколения Яна Гиллана, раскрывшегося в партии Иисуса в полную мощь, нас, возросших на хоровых, партийных ораториях, доносящихся из радиоточек, просто потрясла.

Тед Нили сыграл Христа в экранизации мюзикла (ее снял в 1973 году Норман Джюисон). Советские зрители смогли ее увидеть лишь много лет спустя...

Тед Нили сыграл Христа в экранизации мюзикла (ее снял в 1973 году Норман Джюисон). Советские зрители смогли ее увидеть лишь много лет спустя...

Уже в те времена возникал некий трепет перед неясным величием замысла. Ведь речь шла о запрещенном Боге! Но шли годы. Постепенно силы разума набирали мощь, а тучи мракобесия рассеивались над нашей страной. В свободной продаже появилась запрещенная музыка, в видеосалонах появились запрещенные фильмы, в том числе и Jesus Christ Superstar. Вот и сам легендарный Ян Гиллан приехал в Москву. Потом еще и еще раз. За ним запрещенный Роберт Плант появился! Клэптон! Оззи Осборн! А за ними и все остальные! Мы наконец-то увидели и услышали своих кумиров живыми и здоровыми!

Приехали, и ну, давай развращать наши сердца своей забойной музыкой! Так и живем теперь.... А отчего все это запрещали слушать, нам никогда не понять! Жаль только время, прожитое, без простой человеческой возможности - наслаждаться прекрасной музыкой. А однажды, лет пять тому назад, в Москве, на премьере рок-оперы «Преступление и Наказание» композитора Эдуарда Артемьева, я случайно повстречался с самим сэром Тим Райсом, поэтом, драматургом, писателем, создателем гениального либретто рок-оперы Jesus Christ Superstar.

Радости моей не было конца! Хотелось танцевать канкан и петь хриплым голосом! Сэр Тим Райс отнесся к нашей встрече более сдержанно. Он оказался простым, остроумным, и совсем не чопорным англичанином, именно таким, каким я и представлял себе автора своей любимой рок-оперы. Мы немного поговорили о музыке, о творчестве, о парадоксах нашего времени. Сэр Тим Райс в молодости был весьма продуктивен: много сотрудничал и с сэром Полом Маккартни и с АББА.

Опера "Эфита" тоже его с Уэббером ума дело.

"Отчего российские рок-оперы и мюзиклы не имеют такого ошеломляющего мирового успеха, как британские?", - с присущей мне прямотой, задал я давно мучающий меня вопрос.

"Думаю, что секрет в том, что, тут, как и в любом виде творчества, надо уметь найти главную и острую тему, историю, которая была бы интересна всем. История Христа - это потрясающий сюжет. А потом уже совсем просто: остается сочинить хорошее либретто и прекрасную музыку!", - ответил он.

Всего-то?! Я был приятно ошеломлен и слегка подавлен: до чего же, оказывается просто - великие рок-оперы создавать! Теперь, когда мы знаем эту тайну, думаю, что не за горами то время, когда наши мюзиклы и рок-оперы триумфально загремят, звучат по всему миру, заставляя добрые сердца любителей правильной музыки биться сильнее.