Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика7 октября 2011 22:00

Арктические вездеходы

Чтобы застолбить свое место на шельфе, России нужны новые ледоколы

Крайний Север нашей планеты в последние годы стал крайне популярным местом. Еще бы: мир стоит на пороге сырьевого дефицита, а в недрах этой огромной, почти нетронутой территории содержится куча полезных ископаемых.

СОВЕТСКИЙ ЗАДЕЛ

У нашей страны пока еще есть важное конкурентное преимущество. По освоению Арктики мы вот уже полвека впереди планеты всей.

- В конце 1950-х мы опередили американцев - первыми построили атомный ледокол, - вспоминает Владимир Кондратьев, главный механик атомохода «Ленин». - Как оказалось, в условиях Северного морского пути экономически эффективнее использовать атомную энергию.

Сейчас «Ленин» встал на вечную стоянку, превратившись в музей, недалеко от центра Мурманска. Приходящие сюда дети называют судно «Титаником» и спрашивают, что это за дядя с бородкой, бюсты которого стоят по всему ледоколу. На «Ленине» и взрослые, и дети могут прикоснуться к эпохе, пропитанной романтикой первопроходцев.

Сейчас в составе ледокольного флота шесть действующих судов. Но проблема в том, что ресурс большинства из них, построенных еще в советское время, уже подходит к концу. Нужно строить новые.

- Я на этом ледоколе больше 20 лет, - Евгений Ходус, старший инженер-механик ледокола «Таймыр», проводит экскурсию по судну, показывая машинное отделение и атомный реактор. - У нас все к нему относятся как к кормильцу. Бережем его как можем, ведь это наш второй дом (все ледокольцы живут по специфическому графику: 4 месяца работают, потом 4 месяца отдыхают. - Ред.).

АЛЬТЕРНАТИВА СУЭЦКОМУ КАНАЛУ

Вся надежда на то, что правительство одобрит строительство новых ледоколов. Первые деньги (20 млрд. рублей) на это уже заложены в трехлетнем бюджете. Но даже чтобы построить один ледокол нового поколения, требуется больше - порядка 30 млрд. рублей. И ясности с дальнейшим финансированием пока нет.

- Строительство ледоколов может дать толчок развитию Арктики, разработке труднодоступных месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, - говорит Андрей Смирнов, замгендиректора по эксплуатации флота ФГУП «Росатомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом»). - Если сейчас ежегодный грузопоток по Севморпути составляет 2 - 3 млн. тонн, то к 2017 году он может возрасти до 15 - 17 млн. тонн.

Севморпуть - это стратегическая транспортная артерия для России. Нам жизненно важно застолбить свое право на Арктику, максимально освоить северные районы, создать здесь необходимую инфраструктуру. Если все это появится, то мы можем получить не только геополитическую, но и прямую экономическую выгоду.

- Севморпуть сможет стать реальной альтернативой южным маршрутам, - уверен Сергей Кириенко, глава госкорпорации «Росатом». - Во-первых, нами была полностью отработана северная трасса пути. Путь от Камчатки до Мурманска занял всего 7 дней. По сравнению с южным маршрутом (через Суэцкий канал) разница только в одну сторону составила 20 - 25 дней. А это существенная экономия и времени, и денег. Во-вторых, южный маршрут становится все более опасным (и дорогостоящим) из-за действий пиратов. А в Арктике их в принципе быть не может - замерзнут.

В планах «Росатома» акционировать ФГУП «Росатомфлот». О приватизации речь, естественно, не идет - 100% акций компании всегда будут принадлежать государству. Но изменение юридической формы на ОАО даст определенные плюсы: менеджмент компании сможет перейти в работе на более рыночные рельсы: к примеру, получать кредиты и давать скидки, привлекая новых клиентов. И тем самым самостоятельно заработать себе часть денег на новые суда.

ПОЛЯРНЫЙ ТУРИЗМ МОГУТ ОТМЕНИТЬ

Ледоколы нового проекта при наличии финансирования вполне реально построить за 4 - 5 лет. Как поясняют в «Росатоме», они будут мощнее своих предшественников и фактически станут универсальными - двухосадочными. То есть смогут работать и на морях, и в устьях сибирских рек. Кроме того, строить новые ледоколы будут только на российских верфях - это даст стимул для развития нашего судостроения. Основная задача - успеть до 2016 года. Ведь если произойдет «ледокольная пауза», флот может лишиться своей главной ценности - опытных кадров.

- У нас средний возраст в коллективе - 43 - 45 лет, - говорит Евгений Ходус. - Молодежь совсем к нам не приходит. Нанимаются либо на зарубежный флот, либо к нашим крупным компаниям - на танкеры и газовозы. Там зарплаты в разы выше.

Чтобы предотвратить утечку кадров, за последние несколько лет (после того как ФГУП перешло под крыло госкорпорации «Росатом») зарплаты ледокольцам повысили вдвое. Сейчас средний оклад составляет около 55 тысяч рублей. Экономические показатели самой компании тоже пошли в гору.

От того, что Севморпуть станет круглогодичной оживленной трассой, выиграют почти все. Потеряют, возможно, только те, кто готов был потратить 25 - 30 тысяч долларов на круиз к Северному полюсу.

- Если по мере развития Севморпути потребность в ледоколах увеличится, то в ближайшие несколько лет мы можем свернуть программу турпоездок, - говорит Вячеслав Рукша, гендиректор ФГУП «Росатомфлот».

Но, как говорится, геополитические и экономические интересы в этом случае явно важнее.

СПРАВКА «КП»

Всего за историю атомфлота было построено 9 ледоколов. Уже исчерпали свой ресурс три из них («Ленин», «Сибирь» и «Арктика»). Остальные шесть («Ямал», «Советский Союз», «Россия», «Таймыр», «Вайгач» и «50 лет Победы») до сих пор в строю. Последний - самый современный. Он был заложен еще в СССР, но достроен лишь в 2007 году.