Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Москва3 октября 2011 22:00

По Москве-реке поедут маршрутки

В следующем году в столице пассажиров будут перевозить еще и катера [видео, обсуждение]
Источник:kp.ru

Такого в Москве еще не было. Городские власти решили создать принципиально новый вид транспорта. Официально он называется «водное метро», но больше похож на речной трамвайчик, этакую водную маршрутку. От района Печатники до Китай-города с апреля 2012 года начнут регулярно курсировать десять катеров.

- Проект - пилотный, город вкладывается в него минимально. Основные затраты понесут частные компании, - заверил «Комсомолку» пресс-секретарь столичного Департамента транспорта Александр Оносовский. - Смысл в том, что, не занимая городской территории, мы получаем еще одну транспортную систему.

НАС ПОВЕЗЕТ «ТВЕРЦА»

Протяженность маршрута - 19 километров. Время в пути (с 8 остановками) - 46 минут. Отправление - через каждые 10 минут. Стоимость проезда - не выше 50 рублей. Перевозить пассажиров будут теплоходы-полукатамараны «Тверца» (см. графику). Они названы в честь реки в Тверской области и уже строятся на судостроительном заводе в Твери. В конце октября на Волге пройдут ходовые испытания первого теплохода, а в ноябре он опробует Москву-реку.

- Если проект окажется удачным, на Москве-реке будут открыты еще четыре таких маршрута, - пояснили «Комсомолке» в столичной мэрии.

Рассматриваются варианты пустить «водное метро» из спальных районов, где уже есть причалы. Кстати, о причалах. Из федерального бюджета на их обустройство планируется выделить гигантскую сумму - около 20 миллиардов рублей. Дело в том, что Москва-река - собственность федеральная, вот власти и решили берега обновить. Причалы на них решено расширить - чтобы могло поместиться много пассажиров.

Насколько эффективен будет новый транспорт? Пересядут ли москвичи на новое метро?

«НУЖНО ПРОСЧИТЫВАТЬ ПАССАЖИРОПОТОК»

- Москве действительно нужны новые транспортные системы, - уверен ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников. - Но, прежде чем их создавать, нужно понять, кто именно ими воспользуется. Нужно в буквальном смысле слова на берегу тщательно просчитывать пассажиропотоки. Иначе получится, как с монорельсом. Построили, выглядит красиво. Но каждый год приносит сотни миллионов рублей убытков. В этот раз власти поступают куда разумнее: отдают инициативу частнику.

А что думают частники? Станут ли они вкладываться в проект?

«ЛОГИСТИКА НЕ ПРОДУМАНА»

- Я бы не стал, - заявил «КП» гендиректор Столичной судоходной компании Дмитрий Балыков. - Сомневаюсь, что водное такси будет популярным. Во-первых, от «Печатников» до «Китай-города» значительно быстрее добраться на обычном метро. Во-вторых, это дешевле. В-третьих, не продумана логистика речных перево­зок. Вот приехал пассажир на причал «Устьинский мост». И куда ему дальше? Пешком до «Китай-города» идти далеко. Нужно пересаживаться на наземный транспорт, а там ходят одни троллейбусы.

Жительница улицы Южнопортовая, что в Печатниках, Мария Семчева согласна:

- От метро «Печатники» до «Китай-города» ехать на метро минут 20. А на речном трамвайчике - 46, в два с лишним раза дольше! С другой стороны, утром на «Печатниках» я в поезд просто вбиваюсь. Еду, конечно, стоя, в давке и духоте. Приезжаю в центр мятая, ноги оттоптаны. Если на речном трамвайчике у всех будут сидячие места, то часть пассажиров, возможно, на них и пересядет. Все-таки ехать сидя и смотреть на реку лучше, чем давиться в метро.

Власти уверяют: речные перевозки будут хоть и относительно медленными, зато значительно более комфортными, чем подземные.

- Во-первых, у каждого пассажира в «водном метро» будет свое сидячее место, - уверяет Александр Оносовский. - Во-вторых, логистику будем перестраивать. Вблизи причалов обязательно появятся остановки общественного транспорта. Сошел с палубы - сел в автобус.

С метро - сложнее. В Москве только три станции подземки расположены возле причалов: «Воробьевы горы», «Киевская» и «Выставочная» - в деловом центре «Москва-Сити». Остальные станции метро достаточно далеки. И все-таки главная проблема в другом: на Москве-реке сильно не разгонишься.

ШЛЮЗЫ МЕШАЮТ

- Идею пассажирских перевозок удалось реализовать в Питере, - рассказывает Дмитрий Балыков. - Там пассажиров перевозят на небольших катерах за те же 50 рублей. Добраться с окраины города до Дворцовой площади можно за 30 - 40 минут, тогда как на машине это будет часа два. Но на Неве в отличие от Москвы-реки нет шлюзов.

Москва-река перегорожена ими сразу в нескольких местах. Чтобы доехать из Марьина или Братеева в центр, нужно пройти шлюз. В районе Серебряного Бора - целых два шлюза. И если плыть, например, из Химок, их придется проходить. Свободны от шлюзов только небольшие участки. Например, от Северного речного вокзала до Тушина и Химок. Свободен центр - от «Москвы-Сити» до причала «Новоспасский мост». Свободен путь от Печатников. А если преодолевать шлюзы, то придется тратить в среднем полчаса. А может быть, и больше, если выстроится очередь из судов.

Вывод: число маршрутов по Москве-реке все-таки будет ограниченным. К тому же «водное метро» сможет ходить только в навигацию - с середины апреля до середины октября. И все-таки это выход. Далеко не главный, но один из...

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В ближайшие пять лет на канале имени Москвы и Москве-реке власти планируют организовать пять пассажирских (не путать с прогулочными) маршрутов. По ним будут перемещаться 2,5 млн. пассажиров в год. Сейчас этот показатель (учитываются только отдыхающие) - 1,5 млн. человек. Всего по воде планируется пустить 70 пассажирских катеров и несколько паромов. Один из них, как ожидается, будет перевозить автомобили с одного берега Химкинского водохранилища на другой. Это займет меньше времени, чем объезд по МКАД, где на этом участке всегда пробка.

ТАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Спасет ли это Москву от транспортного коллапса? Давайте обсудим!