Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды3 октября 2011 22:00

Режиссер Андрей Звягинцев и продюсер Александр Роднянский: «Мы были готовы к тому, что на «Оскар» выдвинут не «Елену», а «Цитадель»

Кинообозреватель «КП» беседует с продюсером Александром Роднянским и режиссером Андреем Звягинцевым в связи с выходом в прокат картины «Елена» - одного из лучших российских фильмов 2011 года [видео]

Отечественный кинопродюсер № 1, поставщик едва ли не всех наших фестивальных сенсаций этого года («Я тебя люблю», «В субботу», «Да здравствуют антиподы!»), и единственный российский кинематографист, включенный авторитетными экспертами в сотню режиссеров XXI века, объединились в работе над «Еленой» - жесткой социальной притчей, громко прозвучавшей на крупнейших фестивалях мира - в Каннах и Торонто. Заглавная героиня картины - немолодая женщина, с легкостью идущая на преступление ради благополучия своей семьи.

ЧТО СТАЛО С «НАРОДОМ-БОГОНОСЦЕМ»

- Скажите, Андрей, для вас Елена - это такой нормальный монстр? Я подчеркиваю слово «нормальный». Она типичный представитель сегодняшнего российского народа с его состоянием морали и нравственности или все-таки исключение?

А. Звягинцев: - То, что произошло с нами, с нашим обществом, я называю изменением человеческого вида. Люди зрячие, наверное, с этим согласятся. Глобальное изменение социального уклада жизни в России оказало огромное влияние на нравственное состояние общества и отдельно каждого человека. Деньги заняли в умах главное место, все остальные мечты, стремления и цели, лежащие за пределами материального мира, отошли на третий план, и человек обратился в существо, озабоченное исключительно выживанием в этих сложных условиях.

Дважды в разных аудиториях - в Новосибирске и в Питере - я услышал из зала одно и то же мнение: «Невозможно поверить в то, что эта женщина - удивительный, добрейшей души человек - совершает такое зло». Вот и я тоже не могу поверить в то, что с нами такое случилось. Что с «народом-богоносцем» вдруг произошло это невероятное внутреннее перерождение. Но это факт. Смотрите телевизор, читайте колонки криминальной хроники, и вы легко найдете этому подтверждение.

- А я вот легко могу поверить. Наверное, потому что я мизантроп. Еще не могу не оценить того, что вы наконец сказали в «Елене» правду о том, что детей очень часто плодят те, кому самим лучше было бы не рождаться. Может, я грубо сказал, но ситуация в картине именно такая. Герои фильма, рожающие детей, сами не в состоянии о себе позаботиться.

А. Звягинцев: - Если ребенка рождают в этот мир, как говорит Катерина, героиня фильма, «только потому, что так делают все», если не думают о жизненных перспективах, развитии, образовании этого нового человека, то ведь это чистая безответственность.

А. Роднянский: - Героям фильма сделать ребенка - все равно что пива выпить. Пиво пьют, чтобы стало хорошо. Рождение ребенка - последствие этого состояния. Но мы с вами вступили на очень неполиткорректную территорию. Все дело в уровне человеческой зрелости и ответственности, а не в принадлежности к какому-то классу.

- Тем не менее бедность давно перестала быть индульгенцией. И финал фильма, в котором бедная семья вселяется в богатый дом, напомнила мне очень жестокую сцену в «Виридиане» Луиса Бунюэля. Хотя у вас финал более многозначный. Ребенок - это всегда неизвестность и надежда. В вас она все-таки теплится?

А. Звягинцев: - Конечно. И я согласен со словами Александра о том, что все дело в каждом конкретном человеке. Максим Горький вышел человеком из отвратительно гадкой, бесчеловечной среды… Исключение? Но вся жизнь состоит из исключений.

- Мне очень понравилось, как, давая интервью Владимиру Познеру, вы, Андрей, вспылили, когда ведущий, который на тот момент не видел картину, сказал вам, что она очерняет страну и народ.

А. Звягинцев: - Я уверен в том, что обязанность художника - говорить правду. А как иначе? Я же вижу, что происходит с человеком, со мной самим, - ведь я тоже часть этого общества. Как режиссер я должен транслировать то, что вижу, по возможности не искажая сигнала...

Герои «Елены» рожают детей, будучи не в состоянии о них позаботиться.

Герои «Елены» рожают детей, будучи не в состоянии о них позаботиться.

ПОЧЕМУ «ЕЛЕНА» НЕ ПОПАЛА НА «ОСКАР»

- Я хочу спросить вас о ситуации с выдвижением на «Оскар». Я слышал, что «Елена», которая, как известно, «отбор» не прошла, рассматриваться и не могла, поскольку не вышла в прокат до 1 октября.

А. Роднянский: - «Елена» могла рассматриваться. В Новосибирске, родном городе Андрея Звягинцева, она вышла в прокат 20 сентября. Если бы этот вопрос кого-то интересовал, мы бы ответили на него внятно и доказательно. Но все всё понимали заранее. И мы были готовы к такому развитию событий. Ничего плохого про коллег говорить мне не хочется. Другое дело, что сама процедура выдвижения должна быть, вероятно, более прозрачной. Меньше всего вопросов в отношении участия в оскаровском комитете обладателей «Оскара» - Никиты Михалкова и Владимира Меньшова. Но было бы здорово, если бы там были еще и эксперты, имеющие представление о мировом контексте и конъюнктуре. Было бы странно посылать на Венецианский фестиваль не картину Сокурова, а «новый русский блокбастер». Он бы не был принят там никогда в жизни потому, что у фестиваля своя сумма критериев. На «Оскаре» она тоже есть, и надо отдавать себе в этом отчет.

- Универсальность «Елены» - картины сюжетно внятной и даже простой - могла бы сыграть в плюс на «Оскаре». В ней нет ничего, что могло бы запутать западную аудиторию. В отличие от «Цитадели», в мешанине которой просто никто не сможет разобраться.

А. Роднянский: - Я могу сказать только то, что в мае следующего года «Елена» выйдет в американский прокат. Это решилось после недавних показов картины в Торонто. Прокатная компания Zeitgeist, на протяжении последних 30 лет очень успешно прокатывающая авторские фильмы в Америке (среди них не было ни одного российского), сочла «Елену» интересной для американской аудитории. В этом смысле вы правы - картина универсальна. Во Франции картину выпустит в марте известная компания «Пирамида», причем на большом количестве копий - больше 60. «Елена» уже приобретена в несколько десятков стран, и мы надеемся, что этот процесс будет продолжаться.

- Все это прекрасно, но скажите, Андрей, у вас осталась обида за то, что с картиной поступили несправедливо?

А. Звягинцев: - Я не видел фильма «Цитадель», поэтому суждение мое о справедливости решения не может быть объективным. Но я давно живу в этой стране и вижу, что в ситуации с выдвижением на «Оскар» как в капле воды отражается все несовершенство нашей внутренней жизни. Мы с вами живем в обществе, в котором, к сожалению, карьерная и финансовая зависимость превращает многих в заложников собственного положения.

Персонаж Андрея Смирнова - человек совсем не бедный, а вот не подозревает, насколько коварными бывают женщины.

Персонаж Андрея Смирнова - человек совсем не бедный, а вот не подозревает, насколько коварными бывают женщины.

ДЕВЯТАЯ РОТА В СТАЛИНГРАДСКОЙ МЯСОРУБКЕ

- Александр Ефимович, вы выступили и в качестве продюсера нового фильма Билли Боба Торнтона - лауреата «Оскара», первого мужа Анджелины Джоли, знаменитого американского режиссера и актера, игравшего и в «Плохом Санте», и в «Армагеддоне», и в «Человеке, которого здесь нет» братьев Коэнов.

А. Роднянский: - Фильм под названием «Машина Джейн Мэнсфилд» будет готов уже в октябре. Неделю назад в Лос-Анджелесе мы окончательно утвердили монтаж фильма. Это драма с элементами черной комедии. Действие происходит в 1960-х годах. Речь идет о столкновении двух семей - британской, либеральной и очень консервативной, и религиозной, с юга США. Играют выдающиеся артисты - Роберт Дюваль, Джон Харт, Кевин Бэйкон, сам Билли Боб Торнтон... Я был на съемках, очень хорошо знаю сценарий, но, посмотрев фильм, был удивлен. Я обнаружил в нем умение говорить об очень грустных вещах иронично, смеясь… Это печальный фильм, но при этом очень ироничный.

- Вы планируете дальнейшую продюсерскую экспансию на Запад?

А. Роднянский: - Да, я хочу, чтобы российские картины, такие, как делает Андрей, путешествовали на Запад. И понимаю, что, не став частью международного контекста, мы не сможем полноценно заниматься кинематографом. На одном рынке сейчас не работает уже никто. Надо делать российские фильмы, способные быть частью мирового контекста. И американские, европейские картины, способные заинтересовать отечественную аудиторию. Я буду делать дальше картины и в Америке, и в России. Но очень избирательно. Я пришел к тому, что работаю сейчас только с теми, кого уважаю, кто мне интересен.

- Например, Федор Бондарчук, с которым вы сделали «9 роту», «Обитаемый остров», а теперь делаете «Сталинград».

А. Роднянский: - Это большой фильм, требующий отдельного разговора. Мы сняли два больших эпизода, продолжение съемок в апреле. Уверен, что, как и любой фильм Бондарчука, он вызовет противоречивые реакции, причем задолго до того, как его увидят. Но я уверен в этом проекте. Это очень простая история. Название «Сталинград» смущает, но у Федора нет претензий на создание фрески. Это очень локальная история нескольких разновозрастных людей, попавших в чудовищную мясорубку, в экстраординарную ситуацию, когда наших и немцев разделяет буквально десять метров. И они все знают друг друга в лицо...

Продюсер Роднянский (слева) и режиссер Звягинцев в телестудии «КП»: тем для насущного разговора с ними у нашего кинообозревателя нашлось немало.

Продюсер Роднянский (слева) и режиссер Звягинцев в телестудии «КП»: тем для насущного разговора с ними у нашего кинообозревателя нашлось немало.

- Андрей, вы тоже планируете снимать кино о войне?

А. Звягинцев: - Да, это давний замысел. Ему уже несколько лет. И я мечтаю его воплотить.

- Вы не опасаетесь, что последние военные картины, в том числе выдвинутая на «Оскар», скомпрометировали эту тему? Зритель агрессивно не хочет их смотреть. Вам не страшно, что этот негативный шлейф распространится и на ваши проекты?

А. Роднянский: - У Андрея будет совсем другая картина, ему все это не опасно. А вот за «Сталинград» действительно страшно. И все-таки почему война? Да потому что это по-прежнему ключевое событие в нашей истории, невероятно важное для идентификации народа, объединившее его в одно целое. «Сталинград» - это попытка говорить с молодой аудиторией. Она удалась Бондарчуку с его первым фильмом, «9 рота». И сравнивать «Сталинград» нужно будет именно с ней, а не с «Утомленными солнцем-2». Федор чувствует молодую аудиторию и говорит с ней на одном языке.

- 3D - это для нее?

А. Роднянский: - Это способ приблизить событие к зрителю и очень мощное выразительное средство.

О ЧЕМ ФИЛЬМ «ЕЛЕНА»?

Елена (Надежда Маркина) - немолодая женщина, без особой любви сожительствующая с преуспевшим в жизни пожилым мужчиной Владимиром (Андрей Смирнов) в самом центре Москвы. Но... ноги просто сами несут Елену в неблагополучный столичный район, где живут ее внуки и сын, находящийся на иждивении матери. Сыну нужны деньги, чтобы отмазать от армии внука Елены, но прагматичный Владимир деньги в неперспективное семейство жены вкладывать не спешит. И в голове бывшей медсестры зреет простой, но эффективный план...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр Роднянский родился 2 июля 1961 года в Киеве. Окончил факультет кинорежиссуры Киевского института театрального искусства. В качестве режиссера снял документальные фильмы «Миссия Рауля Валленберга», «Встреча с отцом», «Прощай, СССР». Роднянский является основателем украинского телеканала «1+1», бывшим главой медиахолдинга «СТС Медиа». В числе его продюсерских работ фильмы «Восток - Запад», «Водитель для Веры», «9 рота», «Жара», «Обитаемый остров». В 2009 году создал собственную кинокомпанию AR Films.

Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Там же окончил актерский факультет театрального училища, потом учился в ГИТИСе. Сыграл несколько небольших ролей в кино. В 2000 году дебютировал в режиссуре, сняв несколько новелл для сериала «Черная комната». Полнометражный дебют Звягинцева «Возвращение» завоевал сразу двух венецианских «Золотых львов», после чего получил еще 38 призов по всему миру. Следующий фильм, «Изгнание», был отмечен в Каннах за лучшую мужскую роль, новая картина «Елена» в тех же Каннах получила в этом году спецприз жюри конкурса «Особый взгляд».

Эфир программы «КиноПилорама» с Андреем Звягинцевым и Александром Роднянским