Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды24 сентября 2011 4:47

Плохой и хороший полицейский

На фестивале в Сан-Себастьяне неожиданно объявились «оборотни в погонах»

После «Плохого лейтенанта» Абеля Феррары мир кино, пожалуй, еще не знал столь ужасного полицейского. Его имя - Дэйв Браун, и он офицер полиции Лос-Анджелеса (вечный плохиш Вуди Харрелсон). Он, расист и человеконенавистник, избивает и даже убивает подозреваемых, не испытывая по этому поводу ни малейших угрызений совести, поскольку, по глубочайшему его убеждению, хороших людей он никогда и пальцем не тронул. Однажды телекамеры запечатлели подвиги Дэйва Брауна, начался скандал, и Дэйву Брауну сделалось как-то не по себе: от него отвернулись собственные дети и жены. А ведь он-то полагал, что просто выполняет «грязную работу», доводя до логического финала тривиальную мысль о том, что нельзя не запачкать рук, насаждая закон. Rampart — не просто вынесенное в название место действия (бульвар в Лос-Анджелесе, давший название отделению полиции), по-английски это слово означает «защиту, оплот».

Один из авторов сценария, знаменитый автор криминальных романов Джеймс Эллрой, может позволить себе быть ироничным. В основе его сценария — реальные коррупционные дела, имевшие место в ЛА в конце 1990-х годов, когда 70 копов из дивизии Рампарт были обвинены в чрезмерной жестокости, фальсификации доказательств и прочих преступлениях. Режиссер Орен Моверман, автор отличного фильма «Посланник» («Серебряный медведь» в Берлине и две номинации на «Оскара»), к сожалению, не поставил перед своим знаменитым соавтором задачи придумать на основе реальных историй об «оборотнях в погонах» связный и интересный сюжет. Вместо этого сосредоточился на атмосфере, деталях, впечатляющих операторских ракурсах, психоделической цветовой палитре и блестящих актерских камео Сигурни Уивер, Стива Бушеми и Бена Фостера, игравшего у него главную роль в «Посланнике». В результате «Защита» не затмила отрицательного обаяния «Плохого лейтенанта», несмотря на прекрасную, как всегда, игру бесшабашного Вуди Харрелсона.

На диаметрально противоположном кинополюсе удобно расположился полицейский дознаватель из греческой картины «Несправедливый мир» (Unfair World) Филиппоса Цитоса. Он пристально вглядывается в глаза проходящим перед ним подозреваемым и на основе своих наблюдений … освобождает их от ответственности - ведь все они добрые, хорошие, несчастные люди, подточенные экономическим кризисом в Греции и в мире. Вместе с коллегой, желающим сделать себе подарок перед выходом на пенсию, совершив благородный поступок, он даже ввязывается в темное и рискованное дело — все ради того, чтобы освободить невиновного бедолагу. Над картиной Цитоса зримо витает дух кино Аки Каурисмяки. Он пытается подражать неподражаемой интонации финнского режиссера, берет на вооружение его горький юмор, его сказочные конструкции, заставляет своих персонажей из самых низов так же хранить душевное благородство, а еще - ошиваться в дешевых барах, посещать рок-концерты. Не хватает только постоянно прописанной в фильмах Каурисмяки собаки Лайки и его таланта, преображающего придуманный мир в живой, обаятельный и чуть менее «несправедливый».