Режиссер Владимир Меньшов, проголосовавший против "Цитадели" на заседании российского "оскаровского" комитета, рассказал "Комсомолке", из-за чего ему не нравится этот фильм, а также признал, что многие члены комитета зависят от Михалкова.
- Считаю, что "Цитадель" - наиболее неудачный выбор из всех возможных, - сказал режиссер. - Во-первых, нужно прислушаться к мнению критиков и зрителей, которые в массе своей не приняли фильм Михалкова. Во-вторых, не надо забывать, что "Цитадель" - последняя часть трилогии. Предыдущую часть американские академики просто не видели. И что они поймут при просмотре этог фильма? Да ничего.
- Появилась информация, что сейчас есть перспектива переголосования членов российского "оскаровского" комитета. Это возможно?
- Я не силен в бюрократических процедурах, но, боюсь, что нет. Формально все законно - голосование проводилось с соблюдением всех процедур, выбор сделан большинством голосов. Но скандал все равно есть. Поэтому я призываю Никиту Сергеевича отказаться от выдвижения на "Оскар". Так будет лучше и для него, и для российского кино. Надо уметь признаваться самому себе, что твой фильм закрывает дорогу более талантливым картинам.
- Но ситуация из года в год одна и та же - от России на "Оскар" выдвигают очень странные фильмы. Почему так происходит?
- Думаю, дело в членах российского "оскаровского" комитета. Там сидит много людей, так или иначе зависимых от Михалкова. Из раза в раз ему удается проталкивать на "Оскар" либо свои фильмы, либо близких ему режиссеров. Надо полностью менять состав комитета. Это единственный выход.
Карен Шахназаров
Карен Шахназаров - в ответ Владимиру Меньшову: «Если Никита Сергеевич откажется - это будет верх глупости»
- Я проблемы не вижу. Голосование было закрытое. А лучше тайного голосования еще никто ничего не придумал. Владимир Меньшов мой друг, но я не очень тут его понимаю. Он председатель комиссии, сам голосовал, как хотел. И если он был принципиально против картины, он должен был объявить это до голосования.
А это какая-то демократия по-нашему получается. Когда устраивает решение, которое нравится тебе самому. К тому же все эти фестивали - это всегда интриги, тайны и такая игра - ну что делать.
И если Никита Сергеевич откажется от выдвижения «Цитадели» - это будет верх глупости. С какой стати он должен отказываться? Комитет проголосовал, и я тоже принимаю это решение. И это будет верх неуважения, если режиссер после этого вдруг объявит, что он картину снимает. Это вообще какой-то детский сад будет. Может, «Цитадель» кому-то не нравится, но нельзя не признать, что Михалков - один из крупнейших мастеров и его картина имеет свой почерк. Это кино! Закон надо чтить - в мою пользу он или нет.
А что до состава комитета - знаете, кинематографа не бывает без группировок. Ну давайте пригласим в оскаровский комитет работников прилавка или милиционеров - они точно будут более независимые. От кино вообще. Мы все друг друга знаем по сто лет, пили вместе водку - и что теперь? Кто новых набирать будет? Судьи кто?
У всех есть пристрастия - так устроен мир. И всегда найдутся недовольные результатами фестивалей и раздачей призов. Это не повод для такого количества эмоций.
Напомним, заседание российского "оскаровского" комитета, которое состоялось в понедельник, 19 сентября, завершилось оглашением фильма, который будет представлять нашу страну на премии "Оскар". На попадание в номинацию "Лучший иностранный фильм" рассчитывали три режиссера - Александр Сокуров с победившим на фестивале в Венеции "Фаустом", Андрей Звягинцев с "Еленой" и Никита Михалков с "Цитаделью".
При этом завершающая часть трилогии "Утомленные солнцем" изначально выглядела аутсайдером "оскаровской" гонки, если не принимать в расчет давние ( в том числе и родственные) связи некоторые членов российского "оскаровского" комитета с Никитой Сергеевичем.
"Цитадель" с треском провалилась в прокате, была разругана большинством критиков и зрителей. "Фауст", напротив, выглядел более предпочтительным претендентом - картина победила на одном из престижнейших кинофорумов, куплена многими европейскими странами для проката, отзывы о фильме в массе своей положительные.
Хорошие шансы были и у «Елены» - фильм был показан на Каннском кинофестивале, где получил хорошую критику. Но эта логика оказалась неприемлемой для людей, ответственных в нашем кино за принятие решение. Два десятка членов «оскаровского» комитета в итоге выбрали «Цитадель». Что тут же спровоцировало нешуточный скандал.Один из голосовавших, знаменитый режиссер Владимир Меньшов отказался ставить свою подпись под протоколом заседания. ( далее)