Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество19 сентября 2011 22:00

На Урале родилось гражданское общество, но жило оно недолго

Как воруют на ремонте ­дорог и в системе ЖКХ, ­изучал наш спецкор [обсуждение]

В недавние времена, как помнится, приснопамятная Людмила Нарусова любила порассуждать из телевизора: есть ли в России гражданское общество? Но что понимать под гражданским обществом, вред от него иль польза, - из тех ее неясных речей постичь было невозможно.

Но в те ж времена недавние - с год назад - в трудовом и малоизвестном (в отличие от Людмилы) провинциальном городе Первоуральске явилось на свет как раз то самое гражданское общество, о реальной судьбе которого сейчас и поведаем.

Несколько злых молодых людей пришли к мэру города Максиму Федорову и задали простые вопросы: почему в Первоуральске дороги такие, что по ним не проехать без ущерба для нервов и автомобиля? Почему нет контроля за работой дорожников, которые делают сплошную халтуру?!

- Так некому контролировать, - отвечал им мэр, - людей в аппарате мало. А если вы не хотите мучиться по колдобинам, то вот, возьмите и контролируйте сами дорожных рабочих в свободное от вашей работы время. А то поорать-то тут все любители, понимаешь!

Таким вот образом стихийно образовалась гражданская общественная ячейка под названием «Дорожные комиссары». От мэра города они получили мандаты с печатями на право вмешиваться в работу дорожников и о всякой халтуре оных сообщать в мэрию.

Для начала ребята вооружились знаниями, затем отправились на участки. При первых же наблюдениях за работой людей в оранжевых робах комиссары с удивлением отметили, что дороги в Первоуральске ремонтируются с глубоким цинизмом по отношению ко всяким там ГОСТам. Например, для клейки нового слоя асфальта со старым слоем дорожники вместо битумной эмульсии заливали воду из бочек. Общественникам дорожники пояснили, что когда-то в тех бочках была эмульсия. Она просто сроки перестояла и от этого превратилась в воду. «Ну и что ж, что вода не клеит? А может, возьмет и склеит?»

На другом ремонтном участке комиссары столкнулись с российской смекалкой. Дорожники сняли там слой старого асфальта. Но вместо положенных 15 сантиметров срезали только 7. Оно и работы наполовину меньше, а главное, экономия в свой карман!

О всех безобразиях комиссары и доложили мэру. Тот устроил разнос. Халтуру пришлось переделывать - и не раз - под строгим наблюдением комиссаров. Зато ныне - уж больше года прошло - те участки дорог неотличимы от европейских.

Но в начале этого года мэра Федорова поменяли на другого градоначальника. А в июне Федоров погиб - то ли от избиения бандитами, то ли при других обстоятельствах, эту мутную историю сейчас изучает следствие.

Новый мэр Первоуральска Юрий Переверзев на словах очень даже за продолжение общественного движения, однако мандаты с полномочиями этим народным наблюдателям не продлевает, ссылаясь уже с полгода на нехватку времени. А потому ныне дороги в Первоуральске опять ремонтируют без всякого контроля со стороны, осваивая на то шальные бюджетные миллионы.

- Только на ремонт ям в Первоуральске тратится ежегодно до 80 миллионов рублей, - рассказывает лидер комиссарского движения, генеральный директор компании «Альтернатива» Алексей Каветских. - Технологию не соблюдают, поэтому латания дыр хватает лишь месяца на три. За 10 лет только на ямы уходит до 800 миллионов рублей. На эти деньги можно полностью заменить асфальт в Первоуральске, если сделать работу по совести!

КАК греют руки НА ТЕПЛЕ

- Коли получите полномочия от нового мэра, продолжите контролировать дорожников? - спрашиваю Алексея.

- Мало того, мы бы хотели еще контролировать все ЖКХ города. А это и теплосети, и всякое другое хозяйство. Там списываются миллиарды рублей за якобы проделанную работу. На деле это липовые отчеты. Так, в нашем городе есть компания, у которой в аренде городские тепловые сети. Она обязана ежемесячно проводить ремонты на сумму более 2,5 миллиона рублей. Но по факту, поверьте мне, все почти эти акты закрыты лишь на бумаге. За последние два года никаких серьезных работ мы не видели. Поедемте, покажу тепловые трубы, которые не изолированы. У нас километры голых труб, от которых зимой отапливаются улицы за счет горожан. Потери по теплу чудовищные! Вода в квартиры поступает чуть теплая, а мы, горожане, оплачиваем эти потери. И ведь чем ниже температура воды, тем больше ее расход. Следовательно, компания взимает с людей дополнительно за перерасход и ей невыгодно утеплять магистрали. Кроме того, они, например, меняют гнилые трубы на бэушные, а в отчетах указывают как новые. У нас есть документы и фото. Так что, если нам разрешат, мы будем заниматься не только дорогами, но и коммунальным хозяйством. Надо отказываться от сомнительных контор и переходить на локальные газовые котельные, которые сейчас широко практикуются на Западе и в Подмосковье. Там потерь нет вообще. Одна котельная может отапливать около тысячи квартир, то есть три-четыре дома. Экономия для населения колоссальная!

Алексей Каветских показывает, как уходят в трубу деньги горожан

Алексей Каветских показывает, как уходят в трубу деньги горожан

- Почему бы вам с такими мыслями сразу не пойти в мэры?

- Да я выдвигался в мэры! Надоел постоянный бардак в городе. Но уже в период сбора подписей появились кандидаты, которые, на мой взгляд, были более компетентны в политике и управлении. В пользу одного из них я снял свою кандидатуру. К сожалению, все претенденты на кресло градоначальника, которые были способны реально руководить, не смогли набрать достаточно голосов для победы, а иные и вовсе не были допущены до предвыборной кампании.

- Скажите, за какие заслуги выбрали нового мэра?

- Первоуральск в последние годы стал городом с протестным электоратом. Сегодня, к сожалению, в большинстве вопросов в нашем городе сразу срабатывает принцип «мы против». И не важно, против чего. В свое время Федорова выбрали по причине «усталости» от прежнего мэра. В этом году выбрали Переверзева опять по тем же причинам. Люди не просчитывают последствия своего выбора...

- Насколько, по-вашему, новый мэр полезен (или наоборот) для города?

- Тут дело в том, для кого он полезен: для простых горожан, для представителей малого и среднего бизнеса, для олигархических структур… Время покажет.

- Весьма загадочной выглядит смерть предыдущего мэра Федорова. Может, он очень стал неугоден кому-то со своими новыми веяниями: разрешил дорожным комиссарам контролировать ремонт дорог, а следовательно, трату бюджетных денег?

- Я не могу утверждать, были ли у Федорова конфликты с кем-либо по поводу «Дорожных комиссаров», хотя вполне допускаю такой вариант. Максим Сергеевич старался работать по закону. Многим это не нравилось - у нас вообще понятия «правила» и «закон» часто не пересекаются…

***

Мне не случилось встретиться с новым мэром Первоуральска по причине его занятости. Не знаю, возобновит ли он комиссарское движение. Однако сдается, что против такого дела должно быть много чиновников во всякой российской мэрии, а также и в силовых структурах. Помыслим логически. Ведь только на ремонте дорог, если под видом эмульсии заливать бесплатную воду, можно экономить (читай - воровать) колоссальные деньги. Но как воровать практически на виду у тех же городских чиновников и разных там государственных контролеров? Понятно, что надо делиться с оными. Но ведь чиновники, скажете вы, живут в том же городе и тоже хотят ездить по хорошим дорогам!

Тут, полагаю, мысль городских начальников или сотрудников прокуратуры работает так: если траты на ремонт моей машины из-за колдобин куда ниже суммы взяток от дорожников, то лучше закрыть глаза на халтуру дорожных служб. Наверное, по этой логике чиновники никогда не заставят дорожников работать на совесть. По той же причине они не заставят и коммунальщиков изолировать трубы.

А вот от разгневанных обывателей, не желающих мучиться на дорогах родного города и платить за отопление улиц, с ходу взяткою не откупишься. Но если позволить гражданам контролировать ЖКХ и ремонт дорог, исчезнет огромный источник взяток. Поэтому лично я сомневаюсь, что недавний пример первоуральцев может принять в России массовое движение. И вряд ли у нового мэра Первоуральска найдется время подписать бывшим дорожным комиссарам новые мандаты. Если подобное разрешить в России, то общественники с мандатами, включая активных пенсионеров, пойдут следить не только за ЖКХ, но и за продавцами на рынках, и полезут в подсобки кафе искать тухлятину, пойдут по подпольным цехам, по общагам - выявлять незаконных мигрантов, и т. д. и т. п. Оттого государственным контролерам придется жить на одну зарплату. Посему вопрос о гражданском обществе в коррупционной стране, по-моему, остается открытым.

А КАК В ДРУГИХ ГОРОДАХ?

Пермь

Автомобилисты, называющие себя «Дорожным дозором», измеряют ямы на дорогах, вывешивают фото на городской форум и отправляют в мэрию. Через несколько месяцев возвращаются на то же место и смотрят, что изменилось. Если ничего - скандалят на весь Интернет.

Саратов

Блогеры открыли сайт с дорожной картой города, разместили там список дорог и план их ремонта. Если асфальтоукладчики в срок не появились - вот телефончик, куда жаловаться. Результат, хоть и скромненький, но есть: на одной из центральных улиц положили наконец свежий асфальт. «Власти взялись за еще четыре улицы, а все потому, что жители замучили мэрию звонками!» - говорят довольные авторы проекта.

Псков

Общественное движение «Убитые дороги Пскова» уже года три действует на нервы дорожникам и чиновникам. То ямы начинают деревянными брусками измерять, то с детскими колясками предложат пройти по колдобинам... Никакого эффекта не было. Поначалу. А потом они убедили мэра и губернатора вместе с ними проехаться по самым страшным ямам. Их залатали, конечно. Но активисты считают, что радоваться рано: «Через год после ремонта посмотрим, что от них осталось. Гарантийный срок - лучший показатель того, куда ушли деньги: в ремонт или на откаты».

По сообщению наших региональных корреспондентов.

Давайте обсудим!