Премия Рунета-2020
Калининград
+4°
Boom metrics
Экономика13 сентября 2011 22:00

Бензиновый кризис в Калининграде: предпосылок для него нет, а он есть

На калининградских автозаправках - дефицит самых популярных марок горючего.

КТО РАНО ВСТАЕТ, ТОМУ ЗАПРАВКА ДАЕТ

Автозаправочная станция, услугами которой я постоянно пользуюсь, вечером минувшего понедельника практически пустовала. Обрадовавшись отсутствию постоянной здесь очереди, я не придал должного значения этому факту. Как тут же выяснилось, напрасно. Не успел я еще вставить пистолет в горловину бака, как рядом нарисовался парень в фирменном комбинезоне:

- Каким бензином заправляться собираетесь?

- 95-м.

- А его у нас нет! И вообще нигде в Калининграде нет. Вот разве что через дорогу, в «Сургутнефтегазе» посмотрите, им, вроде, завозили.

Визит на «Сургут» я решил отложить на следующее утро, о чем горько пожалел.

- Они только по топливным картам заправляют, - предупредила автовладелица, подъехавшая чуть раньше меня.

На улицу Дмитрия Донского,1 я уже спешил на служебном автомобиле, экономя остатки бензина в баке своей машины.

Глава министерства по промышленной политике, Дмитрий Чемакин, как и положено министру, излучал сдержанный оптимизм.

- На сегодня ситуацию можно охарактеризовать как сложную, но не критическую, - считает он. - Проблема в том, что изменилась система оптовых поставок. В розничной сети компаний, действующих в области, ни финансовых, ни организационных сложностей нет. На наш регион работают четыре крупных поставщика топлива, и все они выполнили свои обязательства - на тех АЗС, что пользуются услугами этих оптовиков, бензин имеется. Автозаправки, пользующиеся услугами менее крупных фирм, которые изменили схему поставок и не подтвердили те из них, контракты по которым уже были заключены, имеют проблемы.

В подтверждение Чемакин продемонстрировал свежие данные мониторинга. Если верить этим выкладкам, по состоянию на девять утра 13 сентября в Советске ограничений по моторному топливу на АЗС не было, в Багратионовске отсутствовал 92-й бензин, а в Черняховске на заправках «Калининграднефтепродукта» был установлен суточный лимит: АИ-95 - одна тысяча литров, АИ-92 - 6,5 тысяч литров, дизтопливо же продавали без ограничений.

Как пример стабильности в Калининграде министр назвал сети АЗС компаний «Сургутнефтегаз» и «Лукойл». Но и там резкое повышение спроса (народ потянулся с других автозаправок) приводит к тому, что после обеда суточный бензин иссякает.

ЦЕНЫ БУДУТ РАСТИ

Нынешний бензиновый кризис, по мнению специалистов, обусловлен, прежде всего, существенной монополизацией поставок топлива в Калининградскую область. Конкуренция в этом сегменте рынка, мягко говоря, невелика, и выпадение хотя бы одного крупного поставщика немедленно отражается на общей ситуации. Проще говоря, наблюдается дефицит бензина, а это, в свою очередь, взвинчивает цены на горючее. Кроме того, сказываются недавние изменения в системе налогообложения (имеются в виду налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина) производителей ГСМ. Плюс требования государства к нефтеперерабатывающим предприятиям повысить качество своей продукции, что заставляют производителя модернизировать производство, почти непременно снижая объемы выработки на определенном этапе.

О ценах на бензин, которые в последнее время бьют рекорды, разговор отдельный. Названным ранее Дмитрием Чемакиным цифрам народ откровенно не верит.

- Рост цен на уровне 0,3 процента наблюдался до того как сложилась данная ситуация, - поясняет министр. - Могу повторить: экономических причин для повышения стоимости бензина нет. (Как нет и объективных причин отсутствия бензина в России, а есть проблема дохождения его до конечного потребителя.) Надеюсь, что антимонопольная служба свой контроль здесь осуществляет, и если рост цен зависит не от экономических, а от конъюнктурных причин, ФАС свое слово скажет. Ну а в менее крупных сетях повышение цен неизбежно, ведь несение всех затрат на сравнительно небольших объемах продаж автоматически означает повышение расходов. Тенденция к росту цен есть, она обусловлена сложившимся на сегодня дефицитом. Однако резкого повышения не будет, это не выгодно никому.

Прогнозировать, когда ситуация улучшится, никто давать не рискует. В региональном минпроме осторожно полагают, что недели-двух стабильно работающим крупным компаниям хватит, чтобы увеличить объемы поставок бензина в местные розничные сети. Но совершенно определенно калининградское правительство дает понять, что пока не намерено предпринимать меры экстренного характера вроде создания запасов бензина или лимитирования его отпуска (а вот поставщики горючего последнее уже практикуют - Ред.). Но соблюдение сроков и объемов поставок власти, конечно, постараются проконтролировать через федеральное правительство или путем прямых переговоров с топливными компаниями.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Топливных монополистов заподозрили в сговоре

Региональное Управление Федеральной антимонопольной службы возбудило в отношении калининградских представительств трех топливных компаний дело по статье 11 Антимонопольного закона. «ТЭК», «Роснефть» и «ВестОйлБалт» заподозрены в ценовом сговоре.

- Рассмотрение дела назначено на 26 сентября, - проинформировала глава регионального УФАС Ольга Боброва. - Кроме того, у нас имеются определенные вопросы к компаниям «Калининграднефтепродукт» и «Сургутнефтегаз». Но по ним определенного решения пока не принято.