Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество31 августа 2011 22:00

Ия Саввина: «Без отвращения и стыда я смотрю на свою жизнь»

Сегодня на Новодевичьем кладбище похоронят ­народную артистку СССР ­Ию Саввину [видео]

Ее могила - рядом с могилой Беллы Ахмадулиной, с которой, как говорят, Ия Сергеевна приятельствовала, на старой территории кладбища, где похоронены многие великие мхатовские мастера.

Саввина умерла 27 августа, в день рождения Фаины Раневской, которая называла Ию одной из своих любимых учениц. Не в том прямом смысле, которой ассоциируется с учебным классом, - кафедру им заменил Театр Моссовета, в котором они вместе работали. Дружили они? Едва ли. «Как можно дружить с гением, - отвечала на этот вопрос Саввина. - Мы были с Фаиной Георгиевной хорошо знакомы».

В последнее время она редко снималась, но не потому, что в кино не звали. Просто режиссерам она могла со свойственной ей прямотой ответить словами Фаины Раневской: «Я не умею плавать баттерфляем в унитазе». И добавляла уже от себя: «Без отвращения и стыда я смотрю на свою жизнь».

«Бог не дал случая опозориться»

На дачу к себе она пускала нечасто даже друзей. Копаться в грядках - дело интимное. Но тем, что ей удавалось вырастить на этих грядках, делилась щедро. Знала секретные рецепты, как делать заготовки и всякие разносолы по каким-то совсем уж забытым, деревенским рецептам. Была у нее еще и такая традиция - 1 января собирать друзей на хаш.

Саввина в своей гримерке после спектакля «Рождественские грезы», поставленного на сцене МХТ им. Чехова. Отыграла - и закурила...

Саввина в своей гримерке после спектакля «Рождественские грезы», поставленного на сцене МХТ им. Чехова. Отыграла - и закурила...

- Ия Сергеевна готовила волшебно, - рассказал нам ее друг кроссвордист Олег Васильев (кстати, его кроссворды уже много лет публикуются в «КП»). - Никого не пускала на кухню. Сама стряпала, строгала салаты и нарезала закуску. Все, что на столе, было приготовлено ее руками.

Со своим первым мужем Всеволодом Шестаковым, несмотря на их развод, она сохранила прекрасные человеческие отношения. Общее горе - болезнь сына Сергея, который родился с синдромом Дауна, - с одной стороны, разрушило их брак, но с другой - наоборот, не позволило расстаться навсегда. Бывший муж часто приходил в гости проведать сына. Вообще то, как удалось Ие Саввиной адаптировать ребенка, вызывало изумление у знаменитых на всю Москву профессоров. Ее сын Сережа выучил в совершенстве английский язык, он пишет потрясающие картины, читает наизусть стихи.

Была ли она счастлива? Как актриса - абсолютно. И не потому у нее получилось служить театру и кино «без стыда и отвращения», что всегда была обласкана ролями, режиссерами и успехом. А потому, что имела свой, необычный для актрисы взгяд на жизнь и на профессию, в которую попала случайно.

«За мной уже утвердили ставку редактора в «Детгизе», когда Леша Баталов уговорил меня сниматься в «Даме с собачкой». Как я могла от этой роли отказаться, когда это любимый писатель и любимый рассказ?»... От роли Аси Клячиной она отбрыкивалась как могла, но режиссер Андрей Кончаловский был очень настойчив. Зато роль в «Белорусском вокзале» она щедро подарила подруге, Нине Ургант.

Когда актрисы сетовали, что им не дали роль, о которой мечтали, Ия Сергеевна философски замечала: «Может, и хорошо, что эта роль досталась не тебе. Бог не дал случая опозориться. Плохой фильм из биографии не вычеркнешь. А неудачной работой всегда будут тыкать в нос».

«Никогда не переживай по поводу того, что произошло...»

С последним мужем, актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым, она жила душа в душу. Как говорят, два сапога пара. Со стороны их беседы напоминали разговор Сократа с Платоном. Умные, тонкие... Настолько были близки по духу. Она и умерла на руках у мужа - самого близкого для нее человека.

Друзья до сих пор не могут поверить, что Ии больше нет. Года три назад ей сделали операцию - удалили злокачественную опухоль на спине. Врачи тогда побоялись делать прогнозы. Меланома - таков был диагноз - коварная вещь. С ней можно прожить и несколько месяцев, и несколько лет - как повезет. От химиотерапии Ия Сергеевна отказалась.

Минувшей весной случилась другая напасть - инсульт. Потом - травма грудной клетки во время аварии этим летом. Пострадали связки и грудная клетка - ее «проблемные места» (Ия Сергевна уже много лет наблюдалась у пульмонолога). И хотя она не жаловалась на болячки, окружающим было видно, что чувствует она себя неважно. Саввина решила спастить на даче - «дыхнуть воздуха». Но две недели назад муж привез ее с дачи домой. Умирать.

- Мы часто беседовали с ней о смысле жизни, о закономерном уходе, - рассказал нам ее друг, кроссвордист Олег Васильев. - За жизнь Ия Сергеевна не держалась. Относилась к этому философски. Все понимая про свою болезнь. В шутку говорила, что ей полспины срезали, но это не помешает ей дожить до 115 лет... Чтобы Сережа не остался один, она должна жить.

Справа от могилы Беллы Ахмадулиной на Новодевичьем кладбище уже подготовлено место, где сегодня похоронят Ию Саввину.

Справа от могилы Беллы Ахмадулиной на Новодевичьем кладбище уже подготовлено место, где сегодня похоронят Ию Саввину.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Как ни странно, семейная драма и больной ребенок делали ее жизнь наполненной и счастливой. Потому что счастье в ее понимании - «быть нужной». Не только сыну, семье и друзьям Вот, скажем, когда у Олега Табакова случился инфаркт в 29 лет, Ия Саввина (она тогда знала его только по фильмам) пришла к нему в больницу с гостинцами: «Узнала, что вы заболели, решила проведать»... Она была способна на такой порыв - душевный, искренний.

Ее домашний телефон не замолкал - с ней можно было общаться часами. Без телевизора она обходилась легко - но не без телефона.

Главный принцип ее жизни, который она рекомендовала другим, - «никогда не переживай по поводу того, что произошло. И не воруй у себя сегодняшний день, обдумывая и строя планы на будущее»...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Муж Ии Саввиной Анатолий ВАСИЛЬЕВ: «Сначала не хотели говорить сыну Ии. Но потом решили сказать...»

Бороться с онкологией актрисе помогали не только врачи, но и специалисты 1-го московского хосписа.

- Волонтеры, медсестры на протяжении долгого времени приходили и оказывали Ии психологическую поддержку, вели ее, проще говоря, - вспоминает Анатолий Исаакович. - Болезнь была неизлечима, к сожалению.

- Ия Сергеевна не раз признавалась, что очень беспокоится, как сложится судьба сына, когда ее не станет...

- Одному Богу известно, с какими мыслями уходила Ия. Она не планировала с нами прощаться. И про Сережу не говорила как-то особенно. Но, конечно, она всегда думала про сына.

Читать далее.