Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика31 августа 2011 11:45

Посол США в НАТО: если в Белоруссии наступят перемены, то армия сыграет главную роль

«Комсомолка» продолжает публикацию секретных посланий американских дипломатов. Сегодняшняя подборка посвящена Белоруссии

В первой депеше посол США в НАТО анализирует отношения с Минском и советует своему начальству в Вашингтоне налаживать отношения с белорусскими военными, чтобы тем самым «инвестировать в будущее».

Во второй каблограмме – рассказ о визите американской делегации в Белоруссию в 2009 году и их впечатлениях от личной встречи с президентом Лукашенко.

И в третьей депеше, датированной 2007 годом, дипломаты из посольства США в Белоруссии анализируют популярность газеты «Комсомольская правда».

Депеша USNATO 000114 от 20 марта 2009

Посол США в НАТО Курт Волкер

1. Это просьба о руководстве к действию.

2. Хотя Беларусь много лет назад подписала с НАТО соглашение о защите данных в качестве члена «Партнерства ради мира» (PfP), США заблокировали засвидетельствование этого соглашения, без чего оно не вступит в силу, а Беларусь не сможет принимать участие в большинстве акций.

Мы с НАТО все больше расходимся во мнениях по этой теме. Особенно учитывая, что Минск сделал серьезные шаги, вроде освобождения политических заключенных, а ЕС стал более гибок в отношениях с Беларусью.

Этот вопрос поднимался уже дважды за последнее время на заседаниях политического комитета НАТО. Председатель даже дал понять, что собирается поднять его снова. Постоянный представитель Чехии обращался к нам напрямую по этому же вопросу несколько раз за последние дни. То же сделали литовцы и латыши. Конечно, мы признаем, что отношения США-Беларусь продолжают оставаться напряженными. Взять, например, карательную акцию против нашего посольства в феврале. Однако мы полагаем, что пришло время взглянуть по-новому на отношения НАТО-Беларусь, особенно в плане соглашения о защите данных.

3. Мы просим, чтобы руководство к действию было выслано до 6 апреля, так как именно тогда, по нашим подсчетам, вопрос о консенсусе по сертификации соглашения Беларуси будет снова поднят на заседании политического комитета.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

4. Отношения НАТО-Беларусь начались в 1992 году, когда Минск вошел в Совет североатлантического сотрудничества (предшественник нынешнего Совета евроатлантического партнерства). В 1995 Беларусь вступила в программу НАТО «Партнерство ради мира» (PfP), направленную на усиление взаимодействия в области обороны и безопасности между НАТО и странами-партнерами. В качестве обязательного условия процесса вступления в программу Беларусь подписала с НАТО соглашение о защите данных.

Эти соглашения позволяют обмениваться секретной информацией со странами-партнерами и Альянсом. Они обязательны для участия в большинстве программ и учений PfP. Хотя соглашение Беларусь подписала, в силу оно не вступило. США заблокировало поездку представителей Службы безопасности НАТО (NOS) в Минск для его сертификации. Причиной блокирования назвали проблемы с правами человека в Белоруссии. В Службе безопасности дали понять, что такой шаг чисто политический. Они считают, что Минску не составило бы труда доказать соответствие всем техническим требованиям для сертификации. Сейчас Беларусь продолжает попытки участвовать в работе PfP, предоставляет на рассмотрение ежегодную Индивидуальную программу партнерства, вступает в Процесс планирования и анализа – однако их руки связаны без действительного соглашения.

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛИТИКЕ США

5. Вот какие аргументы приводят члены Альянса, чтобы убедить нас изменить свое отношение:

- Позиция США несовместима с принципами PfP, особенно с принципом инклюзивности, в котором говорится о равных возможностях политических консультаций и практического взаимодействия для всех членов и партнеров Альянса. Этот принцип записан в Учредительном документе Совета евроатлантического партнерства, поэтому блокируя сертификацию соглашения и участие Белоруссии, мы идем на нарушение.

- НАТО должно быть последовательным в своем отношении с Партнерами: члены Альянса согласны, что у Белоруссии есть печальный список нарушений прав человека и политических свобод. Но они также указывают, что у НАТО есть опыт работы со странами с похожими проблемами с целью их трансформации. Например, в 2009 году организация «Дом свободы» сообщила, что два других Партнера – Узбекистан и Туркменистан – вошли в число восьми стран, получивших самый низкий рейтинг из возможного по их шкале. Беларусь в этой категории оказалась на место выше. Тем не менее, Узбекистан и Туркменистан получили сертификацию соглашения с Альянсом, а Беларусь – нет.

- Белорусская армия – вот с кем Западу нужно сотрудничать: большая часть нарушений прав человека в этой стране происходят через КГБ и МВД, а не через Министерство Обороны. Если в Белоруссии наступят перемены, то армия может сыграть главную роль. Таким образом, взаимодействуя с ними сейчас, НАТО будет инвестировать в будущее. PfP концентрируется на практическом сотрудничестве с войсками стран-партнеров.

На своих демонстрациях в Минске оппозиционеры требуют: «Беларусь - в Европу!» Запад эти призывы поддерживает и старается, чтобы такие настроения стали весомой альтернативой связям Белоруссии с Россией.

На своих демонстрациях в Минске оппозиционеры требуют: «Беларусь - в Европу!» Запад эти призывы поддерживает и старается, чтобы такие настроения стали весомой альтернативой связям Белоруссии с Россией.

Фото: REUTERS

- PfP может трансформироваться: многие виды деятельности под зонтом PfP создавались еще в конце Холодной войны, чтобы помочь странам Восточной Европы перейти к демократии. Позиция США не позволяет применить такие переходные инструменты в отношении Беларуси.

- Мы должны отреагировать на позитивные шаги, предпринятые недавно Белоруссией: Члены Альянса также признают некоторые перемены, в частности: освобождение политических заключенных. По их мнению, этому способствовал более гибкий подход в отношении к Минску со стороны международного сообщества, особенно ЕС. Поэтому европейские члены Альянса дали понять, что ждут последовательности в подходе НАТО и ЕС к Белоруссии.

- Поведение США может осложнить переговоры НАТО по транзиту: они только начали обсуждать транзитное соглашение с Белоруссией в рамках Северного пути сообщения в Афганистан. Хотя Беларусь никогда не связывала транзитное соглашение с защитой данных, некоторые считают, что такая проблема может возникнуть. С практической точки зрения, есть неуверенность, можно ли переправлять материально-технические ресурсы, предназначенные для операций в Афганистане, через страну, с которой нет соглашения по безопасности.

- И нельзя забывать про российскую сторону: Конечно, у Беларуси много точек соприкосновения с Москвой, но отношения неспокойные. Беларусь часто была до упертого независимой. Например, отказалась прогнуться под давлением России: признать независимость Южной Осетии и Абхазии.

Взаимодействие с НАТО можно использовать, чтобы поощрять подобную независимость. Нужно показать Минску, что у него есть альтернативы.

Депеша 09MINSK217 от 3 июля 2009

1. 30 июня Белоруссию посетила самая высокопоставленная делегация США с 1994 года (тогда сюда приезжал президент Клинтон).

Конгрессмены встретились с президентом Лукашенко (он по их просьбе помиловал американского гражданина Эммануила Зельцера).

4. Лукашенко поднял вопрос о санкциях: «США поймут безнадежность санкций… мы готовы вернуть дипломатов в обмен на закон о демократии в Белоруссии… Нужно забыть про стереотипы». По его словам ЕС уже начал двигаться вперед в отличие от США: «Мы надежный партнер ЕС».

5. …Президент затронул вопрос о правах человека лишь косвенно, сказав что «Беларусь – молодое государство… у нас же нет вашего длительного опыта «взрослой демократии». Он также сослался на экономические трудности своей страны и поблагодарил США за содействие в вопросе с МВФ (Комментарий: США воздержались в голосовании по увеличению белорусского кредита с 2,5 млрд до 3,5 млрд. долларов).

6. Лукашенко подчеркнул, что «необходимо нормализовать наши отношения… Вопрос в том, случится ли это с нами или с теми, кто придет после нас… Мы готовы сделать шаги, если они не будут ущемлять нашу независимость».

9. Сенатор Бенджамин Карден сказал, что Белоруссия очень важна для Америки, обозначил вопросы, которые требуют доработки: свобода собраний, неправительственные организации, проведение выборов. Затем он добавил, что США будет проще наблюдать за тем, что происходит в Белоруссии, если можно будет увеличить число сотрудников Посольства (Комментарий: правительство Белоруссии ограничило количество сотрудников посольства в Минске до 5 постоянных дипломатических работников).

10. Лукашенко ответил, что «в Беларуси больше неправительственных организаций на душу населения, чем в США», а права оппозиции защищаются конституцией. «Европейцы понимают слабость оппозиции» и знают, что «Президент представляет интересы народа, а не оппозиции». Затем он предложил, чтобы кто-нибудь из «ЦРУ, ФБР или Белого дома» приехал и пожил в Беларуси, после этого он/она поймут, что положение «не хуже, чем в США».

11. Потом Лукашенко прошелся по «двойным стандартам»: «Наш избирательный кодекс не хуже и не лучше тех, что в других странах бывшего СССР, России, Азербайджане, Узбекистане… но вы с ними почему-то не говорите языком санкций».

12. К этому моменту, президент распустил представителей прессы и поднял вопрос приватизации, выразив надежду, что лучше уж белорусские фирмы достанутся американцам, чем кому-то другому (читай: России). Потом он обвинил посольство США в Минске в том, что они не передали эти его пожелания Конгрессу и спросил: «У нас что, война?... мы готовы строить нормальные отношения… почему вы пытаетесь выискивать проблемы в нашей стране?.. Мы не можем позволить, чтобы во главе протестов оппозиции шли американские дипломаты, как это делала посол Стюарт со своими подчиненными».

14. Сенатор Дурбин задал вопрос о степени белорусской зависимости от русских энергоносителей и рынок экспорта и поинтересовался про отношения между РФ и Белоруссией в целом.

15. Конгрессмен Смит посоветовал Лукашенко начать диалог с оппозицией… и сказал, что «если журналист раскритикует Вас, то может попасть в тюрьму на 4 года», а в США такое невозможно. Он также добавил, что встречал людей, которых избивали во время акций протеста в Беларуси и что есть опасения по отсутствии свободы религии в стране.

16. Президент становился заметно злее: «У вас абсолютно отсутствует реальная информация… (все, что вы знаете) это слова посольства или оппозиции».

17. Говоря о России, Лукашенко так охарактеризовал свои разговоры с российскими лидерами: «Как вы можете так с нами поступать (блокировать природный газ и нефть, запрещать белорусские молочные продукты)… Белорусь была щитом на защите Москвы (в Великую Отечественную)?»

18. Затем он вернулся к отношениям с США и потребовал: «Снимите все санкции с нашей страны, этим вы продемонстрируете людям свою доброту и роль Соединенных Штатов. Я же решил проблему господина Зельцера за пару минут. Я, конечно, не прошу вас все решить за минуты – можно к концу года». Потом он посмотрел на конгрессмена Смита и сказал: «Вот теперь Вы услышали новое мнение – от человека, которого избрал белорусский народ… Мы знаем, что критика прав человека в ООН организована Соединенными Штатами. Вы можете сейчас же спуститься в киоск у нас на первом этаже (в здании Администрации) и купить любую оппозиционную газету… А вот если такую информацию (как обо мне) напечатали бы в американской газете, то журналиста бы оштрафовали или посадили…».

19. Лукашенко обвинил русские СМИ в «информационной войне» против Беларуси, добавив, что «ваше посольство знает об этом, но вам не говорит». «Когда случился кризис, Россия подумала, что может нас подмять под себя». «Вначале мы попросили у них 2 миллиарда долларов для укрепления нашей валюты. «2 миллиарда? Без проблем!» ответили они. Россия сформировала огромный резерв. Но потом они выставили условия, которые сделали бы нас частью России. Они сказали, что наши кисломолочные продукты могут импортироваться только, если русские инвесторы получат белорусских производителей… Потом русские СМИ начало давить, чтобы мы признали Южную Осетию и Абхазию. А как отреагировали США? Я попросил Министерство иностранных дел встретится с вами и попросить о поддержке. Что для США 3-5 млрд долларов? Да вы каждый день в тысячу раз больше печатаете. Вы могли бы сделать это, прийти к нам как герои, как люди, которые нас поддержали».

20. «Я не говорю это, чтобы испортить наши отношения с Российской Федерацией; их никто никогда не заменит, мы зависим от них», - пояснил Лукашенко и добавил, что хочет «создать баланс» между интересами США и РФ. Потом ближе к концу встречи он сказал: «О каких правах человека может идти речь, когда на кону суверенитет нашей страны?»

22. После окончания формальной части, Лукашенко отвел в сторону Конгрессмена Кардена поговорить о стратегических вопросах и перспективах. Президент был полон энтузиазма, даже обнял нескольких американских гостей и, указав на конгрессмена Смита пошутил, что тот «враг номер один» для Беларуси.

28. Конечно, скорее всего, он так же играет на публику и в Москве, и в других местах. Но тот факт, что Лукашенко уделил делегации столько внимания, подтвердил огромную заинтересованность в диалоге с США – для нас это создает дополнительные рычаги в отношениях с ним.

Депеша MINSK 000239 от 15 марта 2007

1. Елена Миронова, новый главный редактор «Комсомольской Правды в Белоруссии», крупнейшей независимой газеты, признала, что, вступив на пост, ей пришлось подписать соглашение, по которому она принимает «определенные правила». Тем не менее, по словам Мироновой, ее начальство в Москве дало ей понять, что табуированных тем не существует. По ее мнению, КП – по-настоящему независимая газета, без отклонений ни в сторону правительства, ни в сторону оппозиции.

2. «Комсомольская правда» – крупнейшая независимая газета Белоруссии с тиражом 322 000 копий. … Назначение Мироновой означает, что ее предшественник, Юлия Слуцкая ушла с поста главного редактора из-за того, что не справилась со своими обязанностями. А не потому, что на этом настаивали белорусские власти. Владельцы газеты считают, что она должна быть нейтральна…

3. Единственное условие для Мироновой – освещение разных взглядов и мнений, чтобы создавать полную картину по каждому вопросу. Миронова также добавила, что тон критики в адрес правительства Белоруссии не должен быть слишком резким, если газета хочет функционировать.

4. …для многих белорусов КП давно стала особой газетой, «они могут верить не только ей, но и в нее».

5. Миронова сказала, что так называемые оппозиционные газеты, или те, которые явно можно отнести к таковым, нередко сами нарываются на неприятности с правительством.

9. Комментарий посольства:

«Комсомольская правда» занимает уникальную позицию в Беларуси. Она одна из двух независимых газет, которая не спонсируется западными источниками. Миронова права, что популярность газеты во многом связана с ее объективностью. Конечно, помогает и то, что у владельцев газеты хорошие связи с Россией. После ухода Слуцкой мы не заметили снижения в точности содержания. Наоборот, КП стала заслуживать еще больше доверия за освещение большего числа «острых» тем. …Поэтому, скорее всего, «Комсомолка» останется независимым новостным источником.