• КП в социальных сетях:
  • facebook Komsomolskaa-pravda
  • odnoklassniki group kpru
  • twitter onlinekpru
  • vkontakte club15722194

Почему в Москве провалились попытки сортировать мусор?Комментарии: 41

Сортировку отходов в столице никак не удается наладить. «Комсомолка» постаралась выяснить почему [видео]
Подружись с нами:

В первой части материала мы рассказали о том, кто и как превращает Подмосковье в большую свалку. Но куда перспективнее не «мариновать» мусор на полигонах, а сортировать и перерабатывать. Правда, сортировку отходов в столице никак не удается наладить. «Комсомолка» постаралась выяснить почему.

БОМЖЕЙ ПОТЕСНИЛИ МИГРАНТЫ И СТАРУШКИ

Во всем мире мусор - источник дохода. Его сортируют, перерабатывают и неплохо на этом зарабатывают. Все грамотно и стерильно. Но только не в России. У нас свой, уникальный метод сортировки. Итак, способ первый: вы выносите свой мусор к бачкам. Периодически в отдельном пакете - какие-то вещи, ботинки, старые книги. Это часто аккуратно оставляют возле баков - для бомжей. Но на самом деле никакой бомж не угонится за старушкой-веселушкой из соседнего подъезда.

- Если вещи хорошие, можно не только копеечку, но и рублик заработать, - смущаясь, поясняет пенсионерка, глядя на свой товар, разложенный на прилавке.

Подержанными вещами старики торгуют на блошином рынке, что у платформы Новоподрезково.

- Для нас тут льготные места, - поясняет бабулька, оформляя «витрину». - А берут неплохо!

В основном гастарбайтеры. Они раскупают старые кофты, обувь. Казаны, кастрюльки, миски продают по 50 - 100 рублей. Нередко разбирают утварь владельцы придорожных забегаловок - так что, возможно, где-нибудь на трассе дальнобойщик хлебает шурпу из вашей выброшенной тарелки.

Понятно, что сортировкой мусора такой круговорот хлама можно назвать лишь в шутку.

Впрочем, есть метод более масштабный.

- Зачастую владельцы полигонов организуют на свалке незаконную сортировку, гоняясь за дополнительной выручкой, - говорит член некоммерческого партнерства «Гильдия экологов» Сергей Яковлев. - В качестве работников выступают бомжи, которые там же, на свалках, и обитают.

Полигон «Левобережный» на окраине Химок:  стаи ворон и мусоровозы вереницей. Среди мусора суетятся... вовсе не бомжи.

- Не надо бомжи, мы работать лучше, - заявляет таджик, которого мы повстречали у ворот свалки. - Они все время спать, а мы работать.

- Тяжело?

- Нормально, - отмахивается мигрант. - Мусор с машины упал, и ты быстро-быстро бутылки, баклажки, алюминий. Все собирать - набивать мешок. Много мешок - много денег.

- Сколько?

- Если сильно работать, то 13 - 15 тысяч рублей в месяц.

- Ого! - удивляюсь. - Дворники-гастарбайтеры зарабатывают меньше...

Вот потому на свалку можно устроиться лишь по рекомендации соплеменника, предварительно отстегнув ему половину своей потенциальной зарплаты. Что же касается бомжей, то они теперь работают только на подхвате. В вагончики, где ночуют мигранты, их не пускают, потому бродяги основали свое мини-поселение на окраине свалки - среди зарослей и стоков. Обустроились с комфортом. На земле перед наспех сколоченными домиками красуются ковры или паласы - стащили с помойки. Рядом с крыльцом - лавочка. Обычно лавочкой служит старый холодильник. Предпочитают дорогие, вытянутой формы.

- На нем сидеть удобно, - поясняет обитатель городка Роман. - Еще диван вон новый принесли. Вообще так нормально.

На Таганке пункт по сортировке мусора обустроили прямо во дворе
На Таганке пункт по сортировке мусора обустроили прямо во дворе
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

ЗАВОДЫ ЕСТЬ, СЫРЬЯ НЕ ХВАТАЕТ

Нормально? Да это как сказать... Мусор сортируют подпольно, по уши в грязи, руками. Это ненормально. Почему в нишу сортировки не приходит легальный бизнес? Возможно, на вторсырье нет серьезного спроса...

- Напротив, спрос огромен. В России уже сформирован рынок переработки вторсырья. Построены  заводы по переработке макулатуры и пластика, - говорит руководитель токсической программы «Гринпис - Россия» Алексей Киселев. - И  главная проблема этих заводов - как раз-таки нехватка сырья. Конечно, на полигонах мигранты сортируют мусор, но они своими баграми по краям могут выбрать не более 11 процентов - этого мало.

- Так что же бизнес?

- Есть парочка частных сортировочных станций, но они принимают отходы только крупных офисных центров. Дворовый мусор не перебирают. Это невыгодно: относительно мало «полезных ископаемых» и много пищевых отходов, которые все равно нужно везти на полигон. Но отсортированный мусор автоматически переходит в ранг «коммерческого», а такой полигоны берут уже не по 400 рублей, а 1500 рублей за мусоровоз. Это к тому, насколько искренне наши чиновники ратуют за «цивилизованное обращение с отходами». Во всем мире - льготы, дотации, у нас наоборот. В итоге в Европе перерабатывают 70 процентов мусора, у нас всего 2 процента. Российские компании поставлены в такие условия, что им выгоднее просто свалить мусор в одну кучу.

Но, как говорится, в семье не без пионера. Директор «Центра экологических инициатив» Владимир Кузнецов - единственный, кто решился сортировать дворовый мусор.

- Прямо во дворах и сортирую, - говорит. - Это на грани рентабельности, потому за 15 лет у нас конкурентов не появилось. Но я своим делом горжусь. Вы видели наш пункт на Таганке?

Не видели. Приезжаем на Талалихина, 2/1. Посреди двора стоит небольшой металлический домик. Заходишь внутрь, вываливаешь свой мусор на движущуюся ленту, и специально обученный человек Сережа на ваших глазах ловко перебирает отходы: банки - отдельно, огрызки - отдельно.

- Мусорных баков во дворах нет, так что люди вынуждены идти к нам, но пункт работает круглосуточно, потому никаких проблем, - говорит Сергей, с интересом рассматривая выброшенную кем-то пластинку Льва Лещенко. - Всего сортируем примерно 30 - 40 процентов мусора.

Конечно, не рекорд, но неплохо. Плохо, что таких пунктов в городе всего три.

- Мелкие управленцы из ДЕЗ нас не пускают, - жалуется Кузнецов. - Все ведь работают только на откатах, в мусорном бизнесе это не менее 50 процентов.  Я же откаты не даю - иначе совсем уйду в минус. А в Центральном округе меня держат как забавную зверушку - напоказ. Дескать, посмотрите, какой наш округ прогрессивный.

Налицо лицемерие бывших городских управленцев, которые сетуют, что с «нашим менталитетом» сортировку не наладить. Мол, сколько раз во дворах ставили баки для раздельного сбора мусора, но народ все вываливает в одном пакете. На самом же деле менталитет менталитетом, а сортировку  наладить можно - было бы желание. Да и вообще на менталитет пенять не стоит - не в нем дело.

- Мы проводили соцопрос, и согласно ему 65 процентов населения готовы сортировать мусор, - говорит  председатель Ассоциации мусорщиков Москвы Лазарь Шубов. - Но люди должны быть уверены, что их усилия не напрасны. А то ведь как бывает? Чиновники ставят контейнеры по раздельному сбору, активисты все сортируют, но затем приезжает мусоровоз, и все баки методично вываливают в одну машину, где отходы вновь перемешиваются. А люди все это видят. И желание что-либо сортировать у них моментально пропадает.

Но почему же за «чистым» и «грязным» мусором приезжает один мусоровоз?

- Потому что компаниям по вывозу мусора плевать на всю эту сортировку, - говорит член некоммерческого партнерства «Гильдия экологов» Сергей Яковлев. - Они не хотят закупать дополнительно еще три грузовика для разного вида отходов. Они не хотят везти «чистый» мусор на переработку, потому как завод по переработке пластика находится, допустим, в Туле, а предприятие по переработке макулатуры - в Калуге. А «мусорщики» привыкли все везти на полигон - и везут. За их работой должны следить местные власти, но им тоже плевать. Для них главное - поставить контейнеры и отчитаться перед руководством. Дескать, сортировку мусора в районе наладили.

Короче, целый клубок проблем. С одной стороны, завышенные тарифы на вывоз «чистого» мусора. Плюс безразличие мелких управленцев. Но в целом все, конечно, за сортировку. На словах.

ЗВОНОК В МЭРИЮ

«Пока уговаривать москвичей не имеет смысла»

- На данный момент все эксперименты по сортировке мусора во дворах прекращены. Специальные баки за бюджетные средства не закупаются. Теперь эта инициатива может исходить лишь от ТСЖ или управляющих компаний, - говорит начальник отдела промышленной переработки отходов Департамента ЖКХ Москвы Александр Ордов. - Что касается предприятий, которые во дворах сортируют мусор, то из-за плотности застройки и сложности оформления под сортировочные пункты участков эта инициатива не нашла поддержки у префектур и управ районов.

- Город потратил миллионы на установку фандоматов, но эксперимент провалился. Будет ли он возобновлен?

- Фандоматы устанавливала частная компания, а город лишь давал субсидии. Во время кризиса компания разорилась, фандоматы пришли в негодность. Сейчас, насколько мне известно, она планирует возобновить работу, но уже с привлечением банковских кредитов - пока никаких проектов по выделению субсидий из бюджета нет.

- То есть у города нет никаких планов насчет организации сортировки?

- Все упирается в экономическую составляющую. Компаниям вывозить отсортированный «чистый» мусор невыгодно, потому они и халтурят. Чтобы работали честно, нужен контроль плюс дотации. Откуда мы их возьмем? Надо менять систему в целом: нужен закон о залоговой стоимости (на рассмотрении в Госдуме он уже второй год. - Авт.). То есть в цену продукта должна быть заложена определенная сумма на утилизацию упаковки. На Западе это работает так: все производители перечисляют в специальные госфонды небольшой процент с каждой проданной бутылки. Затем фонд из этих денег платит компаниям по сортировке и утилизации мусора. Дело в том, что перерабатывать вторсырье не всегда выгодно - цены резко колеблются плюс в России вторсырье изначально стоит дешево. Короче, у частного бизнеса в этой сфере должна быть подстраховка.  Если закон будет принят (его очередное обсуждение запланировано на ноябрь. - Авт.), у нас появятся аргументы, с помощью которых мы уговорим и жителей, и бизнес.

Поделитесь с друзьями:
  • Нравится
Показать код
Комментарии41

Оставить комментарий справка

Войдите в социальную сеть myKP, чтобы оставить комментарий
и получить больше возможностей
my.kp.ru
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!
Для входа в myKP можно использовать учетную запись одной из социальных сетей:
Опубликовать комментарий анонимно
  • продвинутая31.08.2011, 10:30

    коню в пальто: мусор сортируют все экономически развитые страны - США, Канада, Австралия, вся Зап. Европа, Япония и так далее. И у все по вашему территории маленькие? Нет - там деньги не воруют как у нас - вот и ответ. И законы соблюдаются, хотя и там проблемы с мусором и само население отказывается от пластиковых бутылок, пакетов - чтобы не загибаться потом от рака и не губить природу. А у нас хоть сто чернобылей взорвется - будут водку пить и шашлыки на пепелищах жарить.

  • конь в пальто25.08.2011, 2:09

    не понимаю зачем нам эта капиталистическая дурь с сортировкой мусора.... наберем как всегда кучу бредовых идей и пытаемся применить их совершенно не учитывая наш менталитет. Зачем нам сравнения с Германией? там очень маленькая территория и они вынуждены заниматься этой сортировкой, так как сложно выделить место для таких полигонов как у нас. А Россия во много раз больше,места для свалок найти проще,пусть туда и везут весь мусор

    • vv25.08.2011, 14:49

      Мусор ведь не за урал вывозят, а в подмосковье плотность застройки очень высокая и мест под мусорные полигоны (как и под кладбища) почти не осталось. Да и жители подмосковья не горят желанием поиметь у себя под окнами свалку мусора. Так что все равно придется сортировать и перерабатывать. Иначе регионы откажутся принимать чужой мусор и москва в нем погрязнет. Я вообще за введение закона о переработке мусора в регионе его образование.
      У себя во дворе мусорный полигон устройте и принимайте его со всей москвы, а через неделю после этого послушаем ваши вопли.

  • Ольга25.08.2011, 1:40

    Какая хорошая и благая идея, давно думаю ну когда же мы к этому придем,просто "на мусоре" люди зарабатывают огромные деньги,а то что мы погрязнем в нем в недалеком будущем вообще не думают!Двумя руками за решение этой проблемы, надеюсь что доживу до того времени когда мы научимся сортировать мусор!

  • Мать24.08.2011, 20:35

    Вообще непонятно об чем речь. Существуют технологии сжигания мусора. Заводов не строят или с строят с нарушениями, когда высота труб чуть ли не на уровне земли. Прежде чем говорить о непонятной сортировке, сначала бы перестали просто кидать мусор из окон и вокруг себя. А уж пакет с не сортированным мусором в общем контейнере мы как-нибудь переживем.

  • Москвичка24.08.2011, 20:08

    На нашей 6-метровой кухне, 2 человека и 1 мусорное ведро еле помещается. Куда сортировать-то? Что, мусорные пакеты по всей кухне расставить??? Опять же стимул должен быть у народа. Сделали бы скидки по квартплате тем, кто мусор сортирует, я бы 3 ведра завела. А так, нахрена мне надо.

  • средний класс24.08.2011, 19:37

    Ждем когда же наконец начнется сортировка. Дома все друзья сортируют, но выходят во двор, и разные пакеты с разным мусором кидают в один контейнер. Постепенно все привыкнут!
    Вот как с рейсовыми автобусами, сколько шуму было, но привыкли к этим "валидолам!", теперь снова отменяют и сразу заметны люди которые и до этого то не особо хотели пробивать. Привыкнем!
    Надо сортировать и перерабатывать! Иначе вся Россия превратится в один сплошной полигон!

  • готовы мы, готовы!24.08.2011, 19:35

    ждем когда же наконец начнется сортировка. Дома все друзья сортируют, но выходят во двор, и разные пакеты с разным мусором кидают в один контейнер. Постепенно все привыкнут!
    Вот как с рейсовыми автобусами, сколько шуму было, но привыкли к этим "валидолам!", теперь снова отменяют и сразу заметны люди которые и до этого то не особо хотели пробивать. Привыкнем!
    Надо сортировать и перерабатывать! Иначе вся Россия превратится в один сплошной полигон!

  • вовчик24.08.2011, 18:31

    чтобы за интересовать население на сбор и утилизацию мусора нужно дать стимул для них.Какой,просто для тех кто собирает :бумагу, бутылки, и прочие быт.отходы(кроме пищевых)1е не взимать с участников в графе вывоз мусора,2е можно сесть и договориться депутатам о законе вычетв из платёжки той суммы сбора которую собрали т.е. некий эквивалент (за газ,за электричество, отопление) так скзать монополистический вычет) тогда-то и тану т собирать все.

  • Пришелец-прораб24.08.2011, 17:53

    Согласен с Елен: 24.08.2011, 10:01
    Вполне исчерпывающий ответ. Когда Лазарь Чириковер, разрабатывал пространственно-социальные нормативы для советского человека, было точно вычислено, сколько ему надо иметь маек, свитеров и костюмов. Ничего «лишнего» не полагалось. Он подсчитал: чтобы нормально умыться, человеку нужно всего полметра перед раковиной и 70 см в ширину, а чтобы вытереться банным полотенцем — 110 см. Чериковер вычислил все, и сколько места нужно хозяйке на кухне, и какое пространство позволит обуть ботинки. Прихожая шириной 110 см достаточна для того, чтобы человеку и раздеться, и пальто повесить. В дальнейшем эти нормы вошли в СНИПы, разработанные Академией строительных наук в 1958 году, и заметьте (!) ни про какие раздельные сборы-разборы мусора, там ничегошеньки сказано не было. Так что либо прекратите товарищи чиновники бюджет осваивать идиотскими экспериментами, либо каждой семье «стометровку» или таун-хаус не далеко от метро, вот тогда…

    • штукатур31.08.2011, 10:34

      При желании можно поставить стеллаж - и на нем коробки для мусора. Было бы куда сдавать - а сортировщики и без СНИПов найдутся. Вы же не станете белить потолки во время ремонта - вы пойдете и купите красочку - матовую или глянцевую водоэмульсионку,а во время принятия ваших СНИПов окна помнца заклеивали на такую бумажную ленточку - и клей для этого специально варили. А нынче у всех стеклопакеты и климат-контроли. И ничего - вродек как все счастливы. Были бы метры, а уж как сортировать - придумаем.

  • Белинский24.08.2011, 17:26

    В Германии каждый дом(хоть многоквартирный хоть частный)имеет несколько контейнеров-для пищевых отходов,для бумаги,для отходов полиэтилена,плёнок,для срезанных веток и т.д.,кроме этого в каждом магазине коробки для сбора отработанных батареек,во многих местах контейнеры для стеклотары,сбора б/у одежды и обуви,в определённых местах контейнеры для сбора бытовой техники,ламп,отходов стройматериалов,по вызову или раз в месяц ездят машины,собирающие старую мебель,поломанные велосипеды и пр. и т.д.И люди сортируют,местные иначе себе и не представляют,с приезжимы немного похуже.Чтобы не бросали пластиковые бутылки и банки из-под пива,колы их сделали залоговыми,установили автоматы для сбора и возвращают деньги.И всё это нормально и правильно.

  • Макс24.08.2011, 16:36

    К сожалению,у нас народ ленивый слишком,чтобы мусор сортировать и потом всем на..рать на проблему мусора,а она есть и все мы этим дышим.За границей сортировка мусора очень хорошо функционирует,у нас народ пока не готов к этому,а зря,сами же от этого страдаем.

  • Кобра24.08.2011, 16:23

    Я конечно,когда занимаюсь генуборкой,сортирую по разным мешкам вещи,обувь(вдруг понравиться кому)даже ставлю отдельно,всегда видно шубы,куртки детские,взрослые.Бутылки пластиковые отдельно складываю.Но пакеты из под молока и консервы не сортирую,лень да и смысла нет.Еду,которая после застолий остаётся складываю,причем в несколько пакетов, голодным бомжам.Странно,но у нас во дворе мусорка чистая.Оденутся,обуются,покушают.Почти как герои из "нашей раши" Сифон и борода.Ужас конечно,но сортируют бабушки и бомжи иногда алкаши роются в поисках необыкновенного.

  • советский союз был вообще передовым и прогрессивным24.08.2011, 15:43

    2 vv - зачем мыть бутылку? Это лишний расход воды (если так каждый из 20 млн каждый день?). Не настолько маленькие квартиры чтобы не нашлось места для двух коробок (тем более их можно поставить друг на друга).Гостю - прошли те времена - теперь эти книги выкидывают на помойку. Никому не нужны домашние библиотеки - в лучшем случае отнесут в дар в районную библиотеку - да и там рожу кривят - мож не надо нам этого "добра".

    • вы правы25.08.2011, 1:40

      Бутылку мыть не надо. Смотрела передачу в Германии, объясняли что не стоит тратить воду.

    • vv25.08.2011, 14:54

      не мыть, а ополоснуть, чтоб пивом перебродившим бутылки и банки не воняли, если каждый день мусор выносить лень, а ждать пока пакет или коробка наполнится

  • Гость24.08.2011, 15:34

    Помню как можно было книги за макулатуру получить. Где то еще видела были лампочки и чай. Народ сам нес никто не заставлял и сейчас бы несли.

  • ВМЛ24.08.2011, 14:59

    В наших населённых пунктах на улицах творится такое !!! Микрорайоны многотысячные и многоэтажные после дождя в грязи по колено десятками лет после постройки ! Мусорных баков просто не хватает . Молодёжь до сих пор в парках выпивает , и милиция , точнее полиция не реагирует , хотя есть закон .
    Помню как студентов на картошке дрессировали сортировать овощи на 4 сорта по размеру , работа тяжеленная и вдруг подъезжают камазы и загружают всё в кучу ! Представляете наши глаза ! Точно такие же глаза у бабулек в Берлине , когда я кидаю мусор в нетот отсек , говорю спасибо , что не на дорогу как в России !

  • сортировщица24.08.2011, 14:57

    2 Элен - ну люди разные - я например с удовольствием буду сортировать - потому что я буду знать - что это поможет не загрязнять природу, что эти отходы будут переработаны в какие-то полезные вещи. Сортировку нужно прививать долго - это культура поведения - по чиновной указивке конечно не станут - а когда вы увидите что все сортируют - вы тоже будете сортировать. Особенно если сортированные отходы (макулатура, аллюминий) будут принимать в любом магазине и давать купон и вы сможете сэкономить деньги. Просто это нужно понимать - для чего это надо делать. В Европе сортируют и там это выгодно всем - вы же наверное ездили и видели как там намного лучше чем у нас.

  • Рациональная 24.08.2011, 14:45

    У меня стоит измельчитель пищевых отходов, чего и всем советую. Не понимаю, как без него люди живут?!
    Мусор - бумага, пластик. Его сортировать - милое дело. Вся бяка и вонь - в канализации, где ей и место.

  • Шкет24.08.2011, 14:09

    Я в Меге Белая дача угорал над этой самой сортировкой. Стоят "с понтом под зонтом" контейнеры Бумага Пластик Метал. Люди смотрю кидают все как надо. Идет уборщица тащит за собой здоровенный черный пакет - из урн в него ссыпает. Я специально встал посмотреть чего будет дальше. Ну и естественно она всё высыпала в один и почесала дальше...

  • Still24.08.2011, 13:31

    А я, например, готова бросать разный мусор в разные контейнеры. Только где они? Чиновникам только бы в карман откаты положить, но в статье по этому вопросу все сказано? И сколько можно толдычить (уже 20 с лишним лет) про самоокупаемость. Неужели непонятно, что экология НЕ МОЖЕТ быть самоокупаемой! В нее необходимо вкладывать средства не для получения прибыли, а для жизни на Земле через десятилетия и столетия...

  • мос_кака24.08.2011, 13:13

    А что в Москве не провалилось? Чем больше бабла вбухивается - тем оно быстрее со свистом улетает на неотложные нужды наших самых бедных чиновников.