Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Москва23 августа 2011 22:00

Почему в Москве провалились попытки сортировать мусор?

Сортировку отходов в столице никак не удается наладить. «Комсомолка» постаралась выяснить почему [видео]

В первой части материала мы рассказали о том, кто и как превращает Подмосковье в большую свалку. Но куда перспективнее не «мариновать» мусор на полигонах, а сортировать и перерабатывать. Правда, сортировку отходов в столице никак не удается наладить. «Комсомолка» постаралась выяснить почему.

БОМЖЕЙ ПОТЕСНИЛИ МИГРАНТЫ И СТАРУШКИ

Во всем мире мусор - источник дохода. Его сортируют, перерабатывают и неплохо на этом зарабатывают. Все грамотно и стерильно. Но только не в России. У нас свой, уникальный метод сортировки. Итак, способ первый: вы выносите свой мусор к бачкам. Периодически в отдельном пакете - какие-то вещи, ботинки, старые книги. Это часто аккуратно оставляют возле баков - для бомжей. Но на самом деле никакой бомж не угонится за старушкой-веселушкой из соседнего подъезда.

- Если вещи хорошие, можно не только копеечку, но и рублик заработать, - смущаясь, поясняет пенсионерка, глядя на свой товар, разложенный на прилавке.

Подержанными вещами старики торгуют на блошином рынке, что у платформы Новоподрезково.

- Для нас тут льготные места, - поясняет бабулька, оформляя «витрину». - А берут неплохо!

В основном гастарбайтеры. Они раскупают старые кофты, обувь. Казаны, кастрюльки, миски продают по 50 - 100 рублей. Нередко разбирают утварь владельцы придорожных забегаловок - так что, возможно, где-нибудь на трассе дальнобойщик хлебает шурпу из вашей выброшенной тарелки.

Понятно, что сортировкой мусора такой круговорот хлама можно назвать лишь в шутку.

Впрочем, есть метод более масштабный.

- Зачастую владельцы полигонов организуют на свалке незаконную сортировку, гоняясь за дополнительной выручкой, - говорит член некоммерческого партнерства «Гильдия экологов» Сергей Яковлев. - В качестве работников выступают бомжи, которые там же, на свалках, и обитают.

Полигон «Левобережный» на окраине Химок: стаи ворон и мусоровозы вереницей. Среди мусора суетятся... вовсе не бомжи.

- Не надо бомжи, мы работать лучше, - заявляет таджик, которого мы повстречали у ворот свалки. - Они все время спать, а мы работать.

- Тяжело?

- Нормально, - отмахивается мигрант. - Мусор с машины упал, и ты быстро-быстро бутылки, баклажки, алюминий. Все собирать - набивать мешок. Много мешок - много денег.

- Сколько?

- Если сильно работать, то 13 - 15 тысяч рублей в месяц.

- Ого! - удивляюсь. - Дворники-гастарбайтеры зарабатывают меньше...

Вот потому на свалку можно устроиться лишь по рекомендации соплеменника, предварительно отстегнув ему половину своей потенциальной зарплаты. Что же касается бомжей, то они теперь работают только на подхвате. В вагончики, где ночуют мигранты, их не пускают, потому бродяги основали свое мини-поселение на окраине свалки - среди зарослей и стоков. Обустроились с комфортом. На земле перед наспех сколоченными домиками красуются ковры или паласы - стащили с помойки. Рядом с крыльцом - лавочка. Обычно лавочкой служит старый холодильник. Предпочитают дорогие, вытянутой формы.

- На нем сидеть удобно, - поясняет обитатель городка Роман. - Еще диван вон новый принесли. Вообще так нормально.

На Таганке пункт по сортировке мусора обустроили прямо во дворе

На Таганке пункт по сортировке мусора обустроили прямо во дворе

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

ЗАВОДЫ ЕСТЬ, СЫРЬЯ НЕ ХВАТАЕТ

Нормально? Да это как сказать... Мусор сортируют подпольно, по уши в грязи, руками. Это ненормально. Почему в нишу сортировки не приходит легальный бизнес? Возможно, на вторсырье нет серьезного спроса...

- Напротив, спрос огромен. В России уже сформирован рынок переработки вторсырья. Построены заводы по переработке макулатуры и пластика, - говорит руководитель токсической программы «Гринпис - Россия» Алексей Киселев. - И главная проблема этих заводов - как раз-таки нехватка сырья. Конечно, на полигонах мигранты сортируют мусор, но они своими баграми по краям могут выбрать не более 11 процентов - этого мало.

- Так что же бизнес?

- Есть парочка частных сортировочных станций, но они принимают отходы только крупных офисных центров. Дворовый мусор не перебирают. Это невыгодно: относительно мало «полезных ископаемых» и много пищевых отходов, которые все равно нужно везти на полигон. Но отсортированный мусор автоматически переходит в ранг «коммерческого», а такой полигоны берут уже не по 400 рублей, а 1500 рублей за мусоровоз. Это к тому, насколько искренне наши чиновники ратуют за «цивилизованное обращение с отходами». Во всем мире - льготы, дотации, у нас наоборот. В итоге в Европе перерабатывают 70 процентов мусора, у нас всего 2 процента. Российские компании поставлены в такие условия, что им выгоднее просто свалить мусор в одну кучу.

Но, как говорится, в семье не без пионера. Директор «Центра экологических инициатив» Владимир Кузнецов - единственный, кто решился сортировать дворовый мусор.

- Прямо во дворах и сортирую, - говорит. - Это на грани рентабельности, потому за 15 лет у нас конкурентов не появилось. Но я своим делом горжусь. Вы видели наш пункт на Таганке?

Не видели. Приезжаем на Талалихина, 2/1. Посреди двора стоит небольшой металлический домик. Заходишь внутрь, вываливаешь свой мусор на движущуюся ленту, и специально обученный человек Сережа на ваших глазах ловко перебирает отходы: банки - отдельно, огрызки - отдельно.

- Мусорных баков во дворах нет, так что люди вынуждены идти к нам, но пункт работает круглосуточно, потому никаких проблем, - говорит Сергей, с интересом рассматривая выброшенную кем-то пластинку Льва Лещенко. - Всего сортируем примерно 30 - 40 процентов мусора.

Конечно, не рекорд, но неплохо. Плохо, что таких пунктов в городе всего три.

- Мелкие управленцы из ДЕЗ нас не пускают, - жалуется Кузнецов. - Все ведь работают только на откатах, в мусорном бизнесе это не менее 50 процентов. Я же откаты не даю - иначе совсем уйду в минус. А в Центральном округе меня держат как забавную зверушку - напоказ. Дескать, посмотрите, какой наш округ прогрессивный.

Налицо лицемерие бывших городских управленцев, которые сетуют, что с «нашим менталитетом» сортировку не наладить. Мол, сколько раз во дворах ставили баки для раздельного сбора мусора, но народ все вываливает в одном пакете. На самом же деле менталитет менталитетом, а сортировку наладить можно - было бы желание. Да и вообще на менталитет пенять не стоит - не в нем дело.

- Мы проводили соцопрос, и согласно ему 65 процентов населения готовы сортировать мусор, - говорит председатель Ассоциации мусорщиков Москвы Лазарь Шубов. - Но люди должны быть уверены, что их усилия не напрасны. А то ведь как бывает? Чиновники ставят контейнеры по раздельному сбору, активисты все сортируют, но затем приезжает мусоровоз, и все баки методично вываливают в одну машину, где отходы вновь перемешиваются. А люди все это видят. И желание что-либо сортировать у них моментально пропадает.

Но почему же за «чистым» и «грязным» мусором приезжает один мусоровоз?

- Потому что компаниям по вывозу мусора плевать на всю эту сортировку, - говорит член некоммерческого партнерства «Гильдия экологов» Сергей Яковлев. - Они не хотят закупать дополнительно еще три грузовика для разного вида отходов. Они не хотят везти «чистый» мусор на переработку, потому как завод по переработке пластика находится, допустим, в Туле, а предприятие по переработке макулатуры - в Калуге. А «мусорщики» привыкли все везти на полигон - и везут. За их работой должны следить местные власти, но им тоже плевать. Для них главное - поставить контейнеры и отчитаться перед руководством. Дескать, сортировку мусора в районе наладили.

Короче, целый клубок проблем. С одной стороны, завышенные тарифы на вывоз «чистого» мусора. Плюс безразличие мелких управленцев. Но в целом все, конечно, за сортировку. На словах.

ЗВОНОК В МЭРИЮ

«Пока уговаривать москвичей не имеет смысла»

- На данный момент все эксперименты по сортировке мусора во дворах прекращены. Специальные баки за бюджетные средства не закупаются. Теперь эта инициатива может исходить лишь от ТСЖ или управляющих компаний, - говорит начальник отдела промышленной переработки отходов Департамента ЖКХ Москвы Александр Ордов. - Что касается предприятий, которые во дворах сортируют мусор, то из-за плотности застройки и сложности оформления под сортировочные пункты участков эта инициатива не нашла поддержки у префектур и управ районов.

- Город потратил миллионы на установку фандоматов, но эксперимент провалился. Будет ли он возобновлен?

- Фандоматы устанавливала частная компания, а город лишь давал субсидии. Во время кризиса компания разорилась, фандоматы пришли в негодность. Сейчас, насколько мне известно, она планирует возобновить работу, но уже с привлечением банковских кредитов - пока никаких проектов по выделению субсидий из бюджета нет.

- То есть у города нет никаких планов насчет организации сортировки?

- Все упирается в экономическую составляющую. Компаниям вывозить отсортированный «чистый» мусор невыгодно, потому они и халтурят. Чтобы работали честно, нужен контроль плюс дотации. Откуда мы их возьмем? Надо менять систему в целом: нужен закон о залоговой стоимости (на рассмотрении в Госдуме он уже второй год. - Авт.). То есть в цену продукта должна быть заложена определенная сумма на утилизацию упаковки. На Западе это работает так: все производители перечисляют в специальные госфонды небольшой процент с каждой проданной бутылки. Затем фонд из этих денег платит компаниям по сортировке и утилизации мусора. Дело в том, что перерабатывать вторсырье не всегда выгодно - цены резко колеблются плюс в России вторсырье изначально стоит дешево. Короче, у частного бизнеса в этой сфере должна быть подстраховка. Если закон будет принят (его очередное обсуждение запланировано на ноябрь. - Авт.), у нас появятся аргументы, с помощью которых мы уговорим и жителей, и бизнес.