Премия Рунета-2020
Москва
+3°
Boom metrics
Происшествия15 августа 2011 22:00

Транспортная прокуратура - о трагедиях на Москве-реке: «Мы будем проверять проверяющих»

После ЧП на Москве-реке у жителей столицы все чаще возникает вопрос: когда же на водном транспорте наконец наведут порядок?

Мы пригласили в редакцию «КП» и попросили ответить на самые наболевшие вопросы заместителя московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Александра Бацева и заместителя начальника управления ГИМС, начальника отдела безопасности на водах и правового обеспечения МЧС России Анатолия Коваля.

«КП»: - «Булгария», затем катер, который попал под баржу, теперь вот новая трагедия в акватории Москвы-реки в районе Красногорска... ЧП все повторяются. Вы провели уже несколько проверок на водной акватории столицы. Какие нарушения чаще всего встречаются?

Александр Бацев (А. Б.): - В первую очередь это нарушения, связанные с безопасностью людей. На некоторых судах элементарно не хватает спасательных жилетов, в том числе детских. А те жилеты, которые есть, не имеют поисковых огней.

Недавний пример. Организация «Водное такси» осуществляет прогулочные перевозки пассажиров по Москве-реке от Лужкова моста. Когда мы зашли на это судно, обнаружили, что спасательные жилеты хранились в запаянных полиэтиленовых пакетах, в заводской упаковке. Да к тому же лежали под сиденьями для пассажиров. И эти сиденья мы с трудом смогли поднять, даже с учетом, что они были свободны. А если судно начнет тонуть, думаю, пассажиры не сумеют извлечь их из-под себя.

Много нарушений в сфере пожарной безопасности. Неработающие огнетушители, пожарные шланги. Мы разматывали шланги, подключали к гидрантам, но вода через них попросту не шла... Мы проверили десятки судов, и на всех (!) были нарушения. Где-то более грубые, где-то менее. Судовладелец в погоне за прибылью экономит на своих затратах. В том числе и на экипаже. Например, на судне запросто может не оказаться рулевого моториста.

Заместитель московского прокурора Александр Бацев.

Заместитель московского прокурора Александр Бацев.

«КП»: - Насколько эффективны эти проверки? Ведь мы же знаем случаи, когда, допустим, к приходу сотрудников прокуратуры команда приносит на судно жилеты с других теплоходов. А после ревизии отдают обратно...

А. Б.: - Я больше скажу: мы проводили проверки через месяц-два после того, как Российский речной регистр допустил суда к плаванию. И нашли массу нарушений! А из этого можно сделать вывод, что суда проходили освидетельствование формально. Кроме того, у нас возникли подозрения, что подготовка людей, которые управляют судами, сильно хромает. Поэтому мы начали проверять учреждения, которые готовят судоводителей.

«КП»: - Судоводителей готовят так же, как водителей, в автошколах?

А. Б.: - Да. Определенная организация обучает человека судовождению, после чего он сдает экзамены и получает права.

«КП»: - Но ведь курсы по судовождению можно пройти формально. Например, заплатить инструктору...

А. Б.: - У нас есть такие подозрения. Последние факты говорят о том, что кто-то из судоводителей, допустивших нарушения на воде, возможно, реально обучение не проходил. Сейчас мы эти наши подозрения проверяем.

Анатолий Коваль (А. К.): - Но есть и другая проблема. Как показывают наши проверки, в большинстве случаев судоводители маломерных судов все же имеют опыт и знают все правила плавания. Но у них нет культуры вождения! К сожалению, в последнее время на реках появляется все больше и больше лихачей, которые умышленно нарушают правила.

«КП»: - Достаточно ли у вас полномочий, чтобы наказывать нарушителей?

А. Б.: - Думаю, нужно ужесточать наказания для таких нарушителей, этот вопрос назрел. Ведь размер штрафов для владельцев яхт, которые стоят от миллиона евро, просто смешон.

Начальник отдела безопасности на водах и правового обеспечения МЧС Анатолий Коваль.

Начальник отдела безопасности на водах и правового обеспечения МЧС Анатолий Коваль.

А. К.: - В цифрах это выглядит так: за управление маломерным судном в нетрезвом состоянии - до 2000 рублей и лишение прав, за нарушение правил плавания - от 300 до 500 рублей, за отсутствие при себе документов на управление судном - 100 рублей.

Но есть и другие проблемы. Например, для перевозки пассажиров нужна лицензия. Но у ГИМС нет полномочий проверять наличие лицензий. За ними должен надзирать Ространснадзор.

Есть проблемы и с тех­осмотром. Более 90 процентов маломерных судов находится в руках частников. И по закону они проходят техническое освидетельствование один раз в год. А дальше за состоянием судна не следит никто. ГИМС может лишь проверить наличие техталона. Перемещение, география плавания маломерных судов тоже никем не контролируется.

«КП»: - И что делать?

А. К.: - Думаю, давно назрела необходимость разработки отдельного закона о судоходстве маломерных судов. Сейчас их использование регулирует лишь постановление правительства, определяющее функции и задачи ГИМС. А этого явно недостаточно.

А. Б.: - Мы сейчас вплотную будем проверять контролирующие органы. Ту же ГИМС, тот же Госречнадзор. Посмотрим, насколько эффективно они работают. И если выявим нарушения, будем принимать меры.

ВЕРСИЯ

Рулевой катера, попавшего в аварию, хотел удивить семью?

Опытные вейкбордисты считают, что бизнесмен Андрей Розов, управляя мощным судном, переоценил свое мастерство

Пока продолжается расследование трагедии, произошедшей на Москве-реке неподалеку от торгово-развлекательного центра «Крокус Сити», вейкбордисты выдвигают свои версии случившегося. Напомним, в субботу, 13 августа, мощный катер Sea Doo, подпрыгнув на волне, пролетел над головой 23-летней вейкбордистки Татьяны Кропоткиной, которую тащило судно MasterCraft, а затем врезался и в само судно. В результате 19-летний Иван Иванов, сидевший на корме MasterCraft, погиб, а Татьяна с переломами ребер и травмой головы оказалась в больнице. Катером, пошедшим на таран, управлял столичный бизнесмен Андрей Розов. С ним была его жена с двумя детьми и приятель (подробнее).

Основная версия трагедии, которой придерживаются специалисты, - небрежное управление катером.

- Скорее всего, Розов решил порисоваться перед своими родными, - считает Виталий, инструктор популярного вейкбординг-клуба. - Катер, который буксировал девушку, был приспособлен для этого вида спорта идеально. То есть создавал высокую волну от полутора до трех метров, необходимую для выполнения трюков. Именно эта волна, видимо, и прельстила Розова. Он решил подпрыгнуть на ней: с его спортивным катером это был бы захватывающий полет. Но не справился с управлением.

Максим СИТНИКОВ

Смотрите фотогалерею.