Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Колумнисты9 августа 2011 22:00

Офицерская честь с откатом

Что ни день - Главная военная прокуратура или Следственный комитет (СК) ошарашивают нас новыми сообщениями о преступлениях армейской элиты

Что ни день - Главная военная прокуратура или Следственный комитет (СК) ошарашивают нас новыми сообщениями о преступлениях армейской элиты. В позорных сводках мелькают все чины - от генералов до лейтенантов. Вот и сегодня: едва я взялся за эту колонку, как из СК пришла новая депеша - в Петербурге осужден военный финансист старлей Антон Матусевич, обокравший 47 своих сослуживцев на 560 тысяч рублей. В тех же краях его коллега майор Антон Лебедев с помощью поддельных документов прикарманил 218 тысяч казенных рубликов.

За последние годы криминальная статистика поднялась на рекордную высоту: почти 2000 офицеров были предъявлены обвинения по уголовным статьям. Причем более половины преступлений связано с коррупцией, финансовыми махинациями, мошенничеством, хищениями и растратами, вымогательством, взятками и откатами. Как тут не подумать, что священное чувство офицерской чести выброшено на помойку...

Ну хорошо, в лихие 90-е всплеск офицерской преступности психологи и юристы связывали главным образом с тем, что командиры оказались у подножия социальной пирамиды - денежное довольствие (ДД) комбата, например, было меньше, чем у поломойки супермаркета. И, дескать, чтобы как-то поправить свое унизительное материальное положение, многие офицеры нередко шли на «экономические преступления» (уводили деньги из казны частей, торговали горючкой, стройматериалами, списанными двигателями и запчастями).

Но вот странное дело: сейчас, когда большинство офицеров получают бешеные премии, которые в 5 - 6 раз больше ежемесячного ДД, когда образовалась «армейская буржуазия», по уровню доходов не уступающая банковским работникам, количество вороватых шарлатанов и взяточников в командирских рядах не уменьшается.

Я не думаю, например, что начальник филиала Военного учебно-научного центра ВВС в Сызрани полковник Николай Ярцев перебивался сухарями и водичкой. Как и бывший командир учебного вертолетного полка вуза полковник запаса Сергей Прияткин. Судя по материалам Главной военной прокуратуры, они требовали от подчиненных офицеров передавать им по 5% от премий. Всего же в течение 2010 года оба собрали с 43 военнослужащих свыше 4 миллионов рублей, которые присвоили и потратили по своему усмотрению. По такой же схеме устраивали поборы и некоторые начальники в Липецком летно-испытательном центре ВВС. Все больше людей с большими и малыми звездами на погонах превращают службу в преступный бизнес. Даже чтобы сходить в увольнение, солдат дает взводному или ротному взятку по строго означенной таксе. А дележка премиальных денег почти тотально породила откаты.

Еще сильнее разъедают офицерскую честь «рыночные отношения»: контракты, тендеры, аукционы, аутсорсинги зачастую превращают командиров и начальников в банальных уголовников, к рукам которых прилипают сотни миллионов дармовых рублей. Совершенно очевидно, что в таких условиях государство обязано максимально отлучить офицеров от финансовых операций, дабы не провоцировать коррупционные рефлексы. А заодно - многократно ужесточить кару тем, кто не устоял перед соблазном хапнуть. Реформа армии - это ведь не только новые структуры и штаты, новое оружие и новая форма. Это еще и безупречно чистая офицерская честь. У командирской совести не должно быть инфляций и дефолтов.

Электронный адрес автора: baranez@kp.ru