Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Москва8 августа 2011 22:00

Почему Москва не может избавиться от бомбил?

«Комсомолка» прошлась по привокзальным площадям, аэропортам и станциям метро, которые власти обещали очистить от нелегальных таксистов [обсуждение]

Лицензирование таксистов идет полным ходом (подробности). Казалось бы, теперь бомбил должно стать меньше, а легальных перевозчиков больше. Но так ли это? «Комсомолка» побывала на самых лакомых для нелегальных таксистов местах.

КУРСКИЙ ВОКЗАЛ

Пытаясь разыскать легальных таксистов, интересуюсь у первого попавшегося полицейского, где они.

- Такси? Да вы их не ищите, лучше на дорогу выйдите, рукой махните, дешевле будет, - отозвался страж порядка. - А то у нас все официальщики втридорога дерут...

Хм, оригинально! Даже полицейские советуют к нелегалам обращаться! Тем не менее пробую найти лицензированное такси. Пройдя через вокзал, выхожу на стоянку. Здесь в ряд выстроились штук пять желтых машин. Интересуюсь ценами. До дома (а я живу на Октябрьском Поле) обязались доставить за 1200 рублей.

- Почему так дорого? - возмущаюсь.

- Так ведь тарифы же у нас, - тычет таксист в наспех сделанный прейскурант цен. - Ну если хотите, то без чека за тысячу довезу.

Ладно, пойду все-таки бомбил поищу. Уж эти без всяких тарифов рублей-то за 500 довезут? Как бы не так! Нашла пару таджиков на раздолбанных «Жигулях», которые меньше чем за 800 рублей ехать отказались.

Что ж, попробую воспользоваться советом полицейского. Выхожу на Земляной Вал, поднимаю руку. Через минуту останавливается авто, водитель которого за 200 рублей готов довезти меня до дома.

ПЛОЩАДЬ ТРЕХ ВОКЗАЛОВ

Излюбленное место сотен бомбил. Раньше они жить здесь были готовы! А что сейчас? Победу празднуют две частные компании - «Желтое» и «РЖД-такси». Только их машины и можно лицезреть на привокзальных площадях. Ценник тот же, что и на Курском. Компании крупные, с лицензиями все в порядке. Интересуюсь у них же: а где ваши коллеги-нелегалы?

- Да выгнали всех! - отвечают.

Прошлась по всей площади: бомбил как не бывало. Говорят, их полиция гоняет. Правда, людей, желающих воспользоваться услугами приличного такси, немного.

- Что-то народу у вас нет...

- Конечно, народ ведь не привык к цивилизованному обслуживанию, им все джихад-такси подавай, - ворчит водила. - Привыкнуть должны...

На Казанском, кстати, бомбилы нашлись. Там, как мне объяснили, своя мафия. И на лицензии им плевать. Правда, рядовые таксисты зарабатывают немного. При лучших раскладах выходит 35 тысяч рублей в месяц.

- Да вы вообще знаете, кто в такси работает? - разошелся один из водил. - У нас тут половина сидели! Больше-то идти некуда! Вы говорите, дорого у нас? А на что нам детей кормить? Бензин постоянно дорожает, а теперь еще закон этот!

Водитель выговорился и... согласился довезти меня до дома за 800 рублей.

ПАВЕЛЕЦКИЙ И САВЕЛОВСКИЙ

На Павелецком вокзале бомбил удалось найти сразу же. Спрашиваю у первого попавшегося насчет цен и лицензии.

- Есть у меня лицензия, вот только оформил, - говорит Руслан. - Да и раньше я легально ездил, ИП (индивидуальное предприятие. - Прим. ред.) у меня. Я же москвич, поэтому проблем никаких. Правильно, что лицензирование вводят. Сейчас уберутся все приезжие, города не знающие, работать спокойнее станет.

На Савеловском вокзале все стоят вперемежку: и крупные легальные фирмы, и бомбилы. Кто из них кто, разобраться почти нереально. Первый попавшийся таксист, сверкая золотыми коронками, признается:

- Днем я здесь от фирмы работаю, а по ночам - на своей машине. Бомблю. Лицензия? Зачем?! Кто меня поймает?

Словом, бомбил меньше не стало. Разве что стоят они не на самом виду, а чуть поодаль. Та же картина в аэропортах. Например, в «Домодедово» легальные таксисты выстроились вереницей сразу при выходе пассажиров из терминалов. А нелегалы караулят клиентов в зале прилета...

КАК СНИЗИТЬ ЦЕНЫ?

Понятно, что избавляться от нелегалов нужно. И налогов они не платят, и ездят порой на таких машинах, что пассажир, добравшийся до места назначения живым, может чувствовать себя счастливчиком. Но ведь главная задача - это не изгнание бомбил, а доступное такси. Чтобы как у классиков - «не роскошь, а средство передвижения». Можно ли снизить цены?

Скептики уверяют: как только все такси лицензируют, цены на них тут же вырастут. Ведь таксистам придется оборудовать машину таксометром, рисовать шашечки, чаще проходить техосмотр. А главное - платить налоги. Все эти затраты водители тут же переложат на пассажиров.

- На самом деле шашечки на двери, фонарь на крыше и таксометр стоят в общей сложности не больше 5 тысяч рублей, - заявил «Комсомолке» председатель Московского городского комитета профсоюза столичных таксистов Игорь Мартемьянов. - Само разрешение выдается бесплатно. Так что расходы на легализацию минимальны. А вот техосмотр для таксистов нужно делать дешевле - тем более что проходить его нам придется чаще. Что касается цены поездки, то ее вполне реально снизить. Я бы предложил ввести единые тарифы на каждый класс автомобилей. Например, для малолитражек - столько-то рублей за километр, для машин бизнес-класса - столько-то и т. д. Тогда пассажир, решив проехать, скажем, от «Войковской» до «Алтуфьево», всегда будет знать, сколько он заплатит. А еще, я уверен, цены официальных такси понизятся после того, как станет меньше бомбил.

ЦИФРА

1700 разрешений на работу получили на сегодняшний день московские таксисты. С 1 сентября такие разрешения должны получить все, кто планирует ездить законно.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Юрий СВЕШНИКОВ, исполнительный директор Московского транспортного союза: Давайте подождем полгода

- А почему бомбил должно стать меньше? Согласно Федеральному закону № 69 ответственность за нелегальный извоз - штраф в пять тысяч рублей - вводится только с 1 января 2012 года. А пока привлечь их практически не за что! Вот и получается, что они продолжают работать. Давайте подождем полгода - до февраля 2012-го. Вот тогда и станет ясно - работают наши правоохранительные органы, борются с бомбилами или только зарплату получают.

Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: Этот бизнес должен стать невыгодным

- Ждать, что мы победим бомбил и создадим цивилизованное и дешевое такси, пока рано. Чтобы это произошло, нужно принять и заставить работать массу других законов. Один пример. В городе Сан-Франциско есть сутенеры, киллеры, наркоторговцы, а вот бомбил нет. Почему? Невыгодный бизнес. Ведь парковки для частного транспорта - платные. Подъехать к зоне вылета в аэропорту на частной машине нельзя. Туда пускают только легальных таксистов. А всех остальных - только на обычную парковку, откуда нужно идти с чемоданами к аэровокзалу. Во многих районах города движение разрешено только для общественного транспорта и такси. На частнике не подъедешь ни к театру, ни к музею, ни к ресторану в центре. Вот и получается, что бомбить невыгодно. Придется платить за парковку, стоять в пробках, потому что на выделенную полосу для автобусов тебя в отличие от такси не пускают. Плюс не везде можно проехать. В Москве же у частного транспорта права почти такие же, как у такси. Где хочешь - там и стой. Где хочешь - там и езжай. Поэтому бомбилы в ближайшие годы никуда не денутся. Но сам факт того, что о проблеме задумались и начали с этим явлением бороться, радует. Мы делаем первые шаги в сторону цивилизованного рынка.

Подготовил Никита МИРОНОВ

А вы что думаете?