Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика6 августа 2011 20:11

Судьбу Арктики решают на «Ямале»

Представители заинтересованных стран встречаются в эти дни на российском атомном ледоколе в Северном Ледовитом океане

Перед отлетом с большой земли Николай Патрушев провел внушительное совещание Совета Безопасности в Нарьян-Маре. Глава совбеза не стал расшаркиваться перед присутствующими, обрушившись с критикой транспортной инфраструктуры в Арктике.

- Мы должны увязать вопросы совершенствования транспортной инфраструктуры с решением задач обеспечения военной и пограничной безопасности, - пояснил Патрушев. – А также ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций экологического характера во всем Арктическом регионе.

По мнению секретаря СБ, не последнюю роль в защите национальных интересов России может сыграть развитие Северного морского пути. Не секрет, что многие в мире спят и видят, как бы завладеть этой морской артерией, значительно укорачивающий перевозки, нежели маршруты через Суэцкий канал. К примеру, Норвегия, США, Дания и ряд неарктических государств предлагают и вовсе пересмотреть юрисдикцию России вдоль собственного побережья, намекая, что интернационализация Северного пути была бы вполне справедливым решением. Впрочем, у российского руководства другие взгляды на эти территории.

- Севморпуть – ключевая составляющая в обеспечении транзита добываемых на шельфе углеводородов в Европу и Центральную Россию, - заявил Николай Патрушев. - Развитие на этой магистрали системы объектов двойного назначения в интересах временного базирования боевых кораблей и судов Военно-Морского Флота, Пограничной службы ФСБ России существенно укрепит нашу военную и пограничную безопасность. Вместе с тем состояние этой инфраструктуры в Арктике не отвечает необходимым требованиям по защите национальных интересов России.

Похвастать нам и вправду особо нечем. Как отмечаю эксперты, из шести атомных ледоколов, только «50 лет Победы» и «Ямал» эксплуатируются, не выработав назначенный ресурс. При этом «Ямалу» отведен срок до конца этого года. Не говоря о состоянии, портов, навигационного оборудования и спасательных служб. Что как раз любезно пытаются «впарить» нам западные партнеры в обмен на «кусочек» акватории. Но министр транспорта Игорь Левитин на совещании настаивал на том, что СМП, а следовательно и его инфраструктуру, развивать необходимо.

Ледокол «Ямал», где проходит арктическая конференция. Теперь он должен взломать лед недоверия...

Ледокол «Ямал», где проходит арктическая конференция. Теперь он должен взломать лед недоверия...

- Экспериментальные рейсы, совершённые в 2010 году по Северному морскому пути подтвердили экономическую не только возможность, но целесообразность развития таких перевозок, - с гордостью заявил он. - В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2016 годы)» планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт.

Министр привел в пример еще несколько «многофункциональных новинок», которые будут поднимать российскую Арктику, но заверил, что главное – это принять минтрансовский законопроект, после чего нам не страшны придирки ни одной страны. По словам чиновника, закон предоставляет «ледокольное обслуживание и равный доступ заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным». Но при этом в документе будет четко «конкретизирован статус Северного морского пути как единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике, подчинённой суверенитету и юрисдикции России».

В ближайшие несколько дней все эти инициативы будут обсуждаться на том самом «Ямале» далеко в море. Изначально предполагалось, что в переговорах на палубе ледокола примут участия как минимум министры обороны заинтересованных государств. Однако в последний момент они решили прислать переговорщиков рангом пониже. Может испугались не очень понятного заявления главкома ВМФ об уже созданной арктической группировке войск, которая будет охранять наши северные рубежи. Так о ней президент России предупреждал еще в 2008 году.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В приветствии Дмитрия Медведева участникам международной конференции «Северным морским путем к стратегической стабильности и равноправному партнерству в Арктике» говорится: «Россия готова и дальше вносить свой вклад в сохранение уникальной природы Арктики и реализацию совместных международных проектов в транспортной и добывающей отраслях. Рассчитываю, что инициативы, выработанные в ходе вашей встречи, будут способствовать решению этих задач».