Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Экономика3 августа 2011 22:00

Кто нас поит минералкой и колой

Продолжаем разбираться, откуда приезжают наиболее популярные продукты и напитки, которые мы видим на прилавках

Начало см. в еженедельниках за 16, 30 ­июня, 21, 28 июля

На этот раз поговорим о крайне актуальных летом прохладительных и прочих безалкогольных напитках.

Водичка - российская…

Более 95 процентов безалкогольных напитков, которые у нас продаются, производятся на территории России - на импорт, по оценкам специалистов, приходится всего лишь 2 - 3 процента.

- Основная часть импорта - функциональные напитки (со специальными добавками - например, обогащенные витаминами, минералами. - Прим. ред.), в том числе энергетики. На Дальний Восток завозят напитки из Японии. Что касается европейской части России, то основной поставщик - ЕС, выделить какую-то отдельную страну затруднительно. Но в целом все это - капля в море. Невыгодно водичку возить из-за границы. Доля перевозки в общих затратах в отличие от более дорогостоящих товаров получается слишком большой, - объясняет Дмитрий Петров, президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод.

В целом мировой рынок сейчас поделен между несколькими крупными интернациональными компаниями, у которых производства раскиданы по разным странам.

Именно по этой причине говорить о победе российских производителей на нашем рынке прохладительных напитков можно только с натяжкой. Иначе крупнейшими ­отечественными производителями придется признать мировые компании «Кока-Кола» и «ПепсиКо», безалкогольная продукция которых, произведенная непосредственно в России, и занимает около половины этого рынка.

…только хозяева - импортные

«Кока-Кола» и ее подразделения сейчас владеют в России 14 заводами. Они располагаются практически по всей территории нашей страны - от Санкт-Петербурга до Владивостока. «ПепсиКо» старается не отставать - на 2010 год у нее в России было 11 заводов. Это не считая компании «Вимм-Биль-Данн», долю в которой «ПепсиКо» приобрела год назад. Причем оба мировых «кита» безалкогольного рынка на достигнутом останавливаться явно не собираются и строят еще и новые производства.

- Их уже вполне можно считать отечественными производителями, - констатирует Дмитрий Петров.

Кстати, «Кока-Кола» и «ПепсиКо» поят нас нынче далеко не только «молодежной» газировкой. Сейчас под контролем двух мировых «китов» безалкогольного рынка производятся и такие продукты - с приятными для уха и глаз российского потребителя названиями, - как вода «Родники России», соки «Добрый», «Любимый», «Фруктовый сад» и т. п. В целом две крупнейшие международные компании контролируют 56% нашего рынка газированной воды, 67% рынка соков и 27% - бутилированной воды (данные Euromonitor International) (см. графику).

Что это означает для нашего потребителя? Львиная доля безалкогольной продукции у нас производится по стандартизированной технологии, на примерно одинаковом импортном оборудовании, из одинаковых концентратов и качество, соответственно, имеет примерно одинаковое. То есть посетители магазинов в разных частях страны видят примерно один и тот же набор напитков и примерно представляют, чего от каждого из этих напитков ожидать.

Чаще всего подделывают минералку

Подделки и контрафакт на безалкогольном рынке сейчас, по словам экспертов, встречаются достаточно редко. Причина - чисто экономического свойства. Невыгодно нынче стало разливать газировку и прочие дешевые напитки в подвале. Поддельщикам-кустарям с их небольшими партиями товара сложно соревноваться с интернациональными компаниями, у которых многомиллиардные обороты в снижении издержек производства.

Главное исключение - минералка.

- Природная минеральная вода стоит подороже, чем просто газировка. С учетом того, что искусственные соли и добавки обходятся в копейки, этот рынок наиболее привлекателен для мошенников, - маржа получается приличная, - говорит Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей.

- Минеральная вода должна поставляться потребителю в том виде, в каком ее создала природа, либо с самой минимальной обработкой. Любая искусственно созданная вода, если она продается под видом «природной минеральной», - подделка, - поясняет Дмитрий Петров.

По его оценкам, до 30% воды, которая сейчас выдается за минералку, к конкретным природным источникам ни малейшего отношения не имеет.

- На мой взгляд, за всей этой минеральной водой нашей санитарной службе надо следить так же внимательно, как за «Боржоми», - считает Дмитрий Янин. - Во-первых, неизвестно, как эта вода обрабатывалась. Во-вторых, многие минеральные воды обладают лечебным эффектом. Подделка же может оказать на больного человека обратный эффект - ему станет только хуже.

- По нашим данным, за последние годы ни одного случая отравления минеральной водой зафиксировано не было, - успокаивает Дмитрий Петров. - Фальсификат стал более изысканным. Как правило, минеральную воду разбавляют обычной водой или минералку одного вида продают под другим, «раскрученным», названием.

Меры безопасности собственно для потребителей достаточно простые. Большая часть поддельной продукции (кстати, по данным Союза производителей безалкогольных напитков, чаще всего сейчас фальсифицируют «Ессентуки») расходится через рынки.

- Централизованные торговые сети в большинстве своем уже не занимаются реализацией напитков, разлитых непонятно где, - овчинка выделки не стоит, - утверждает ­Дмитрий Янин.