Ространздазор обнародовал предварительные данные расследования по факту столкновения прогулочного катера с баржей на Москве-реке.
Напомним, трагедия произошла в ночь с субботы на воскресенье напротив центрального спортивного комплекса «Лужники». В результате ЧП катер затонул, 9 человек, в том числе владелец судна Геннадий Зингер.
Семь пассажиров спаслись. Специалисты установили, что баржа (по документам она называется сухогрузный теплоход-площадка «Ока-5») правила движения не нарушила. Она двигалась с разрешенной скоростью 9,5 км/ч, на судне были включены все положенные световые огни.
Все положенные судовые документы Российского Речного Регистра на барже тоже были в наличии.
А вот судоводитель катера, на самом деле, нарушил все мыслимые правила. - Предварительно установлено, что вахтенный теплохода «Ока-5» обнаружил маломерное судно, стоящим за пределами судового хода. - говорят в Ространснадзоре.
- Никаких огней катер не нес, освещен не был. В какой-то момент маломерное судно дало полный ход и развернулось в сторону подходящего теплохода «Ока-5». Вахтенный теплохода, с целью предупредить опасный маневр катера, включила прожектор и сирену.
Таким был катер под номером Р 18-81, до того как столкнулся с баржей. Этот снимок москвичка Анна Салынская сделала во время прогулки на теплоходе 15 июля 2011 года. Девушку удивило, что по Москве-реке ходит такое неказистое на вид судно. А 31 июля эта по
После чего маломерное судно, которое находилось за пределами судового хода ближе к левому берегу, резко повернуло влево и пошло к правому берегу поперек судового хода. Команда теплохода «Ока-5» дала полный назад, однако катер зашел под носовые обводы теплохода и перевернулся. Команда баржи (4 человека), как установили специалисты, подняла на борт шестерых пассажиров маломерного судна, ещё один пассажир самостоятельно доплыл до берега. Предварительная причина транспортного происшествия, как считают в Ространснадзоре, – грубые нарушения Правил плавания, допущенные владельцем катера. Он плыл без судовых огней и пытался пересечь судовой ход не имея на то права, и заведомо создавая затруднение для движения баржи. То есть, бесцеремонно ее подрезал.
Многочисленные сообщения СМИ о том, что у катера во время маневра заглох двигатель, ни в Ространснадзоре, ни в СК не подтверждают.
- Мы лишь установили, что катер плыл не навстречу барже, а параллельно с ней, с правой стороны от нее, - пояснил «Комсомолке» руководитель Московского следственного отдела на воздушном и водном транспорте Павел Селиверстов. - По поводу исправности двигателя назначена экспертиза, результатов пока еще нет. О заглохшем двигателе нам говорили некоторые из выживших пассажиров катера. По их ощущениям, вроде бы мотор заглох. Но относиться к их словам, как к истине, мы не можем. Во-первых, они не специалисты, во-вторых, на катере громко играла музыка и вряд ли там можно было расслышать работу двигателя.
ЗВОНОК В ПРОКУРАТУРУ
После крушения на Волге теплохода «Булгария», московская транспортная прокуратура провела масштабную проверку судов на реках столицы и области. По ее результата было возбуждено 27 административных дел, 10 судовладельцев получили представления, в которых прокуратура требует устранить нарушения, а восьми теплоходам, где ситуация была совсем уж ни в какие ворота, вообще запретили выходить в рейсы.
А буквально через неделю после серьезной ревизии случилась трагедия. Почему?
- Катер, который столкнулся с баржей, в ходе той ревизии мы не проверяли, - пояснил «Комсомолке» прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Андрей Полещук.
- У нас в порту более 3000 судов и за неделю работы проверить их все просто не реально. Но этот самый катер дважды штрафовала ГИМС (не три раза, как сообщали СМИ,а два - ред.). Если бы он попался инспекторам в третий раз, судоводителя лиши бы прав на управление катером. Но не успели.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«Это судно никогда не отвечало на радиосигналы»
Случай с катером под номером Р 18-81 ЧО шокировал даже профессионалов
- Я работаю на реке 45 лет и такое вижу впервые, - рассказал журналистам на пресс-конференции начальник флота Столичной судоходной компании Евгений Власов. - В советские времена маломерным судам было запрещено выходить на судовой ход. Они могли курсировать только в водохранилищах, потому что движение на Москве-реке очень интенсивное.
Евгений Власов сообщил, что капитаны не раз жаловались на этот катер.
- Он никогда не выходил на радиосвязь, не отвечал на позывные сигналы. Возможно, судно не было оборудовано радиостанцией.
Говорил Власов и о том, какие меры нужно принимать, чтобы избежать трагедий подобного рода.
- Надо менять законодательство. Мы в последнее время упрощаем законы. А ведь раньше в Москву не могло прийти судно с Чукотки (именно там зарегистрирован катер. - Прим. ред.), пока не был заключен договор на зимний отстой. Сейчас же это правило отменили - любая яхта и шлюпка может прийти к нам, оплатив определенные услуги.
По мнению Евгения Власова, нужно создать единый диспетчерский центр, который мог бы контролировать работу флота и причала.
- Судов много, а штат инспекторов ГИМС остался прежним. Поэтому нужно увеличивать число инспекторов на воде.
По мнению эксперта, не стоит сбрасывать и профессиональную подготовку капитанов. Зачастую частные компании набирают людей без достаточного опыта и подготовки.
- Квалификация недостаточна, и дисциплина страдает. Что скрывать, и выпить могут. Кроме того, судоводители могут не знать района плавания. А за нарушения отделываются копеечными штрафами...
Елена ВАСИЛЬЧЕНКО