Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Политика2 августа 2011 11:00

Дело Гитлера живет, но не побеждает

В Эстонии, в местечке Синимяэ состоялся очередной слет ветеранов СС [репортаж спецкора КП Галины Сапожниковой, фото, видео]

Работа у нас, журналистов, такая - раздражать общество. Вот мы и раздражаем: ходим под проливным дождем по слету эстонских экс-эсэсовцев и заставляем организаторов оного быть в тонусе. Хотели они было, например, развернуть флаг НАТО, а потом на наши камеры зыркнули - быстренько флажок свернули и в кусты. Мелочь, а приятно...

Мы хорошо залегендированы и представляемся корреспондентами украинских СМИ, время от времени веселя друг-друга вопросом «Шо»? А что делать? Как показывает опыт прошлых лет, российских журналистов на слет могут и не пропустить, под грузинов мы не явно не прокатим, а жаль: в ряду знамен эстонских ветеранских организаций гордо трепещется на ветру современный грузинский флаг. А как только скажешь, что приехал откуда-нибудь з Львивщины - так взгляды присутствующих сразу теплеют. Что и говорить: родня по эсэсовскому прошлому...

Слет ветеранов 20 дивизии СС проводится в местечке Синимяэ - там, где их 67 лет назад подчистую разбили - в 19-й раз.

Мы нашу профессиональную журналистскую вахту несем уже несколько лет, в последние годы к нам присоединились антифашисты из «Ночного Дозора» и «Мира без нацизма» - они стоят в пикете всего в нескольких сотнях метров от нас, у братской могилы советских солдат.

И, надо, сказать, что вместе мы много чего добились: в былые времена, например, здесь играл государственный оркестр сил обороны, министры не брезговали слать свои обращения, депутаты приезжали пачками, а иностранные гости восхищались в микрофон, что это - единственное место в Европе, где ветераны СС могут свободно встречаться!

Теперь все скромнее - ни оркестра, ни свастик (в прошлом году мы зафиксировали одну на латвийском флаге - Авт.), ни официальных делегаций, ни парада стариков на негнущихся ногах.

Есть, правда, и кое-что новенькое: вместо последних «места в партере» заняли молодые. Что, здесь, например делает, этот похожий на Андерса Брейвика молодой швед в футболке с эмблемой Эстонского Легиона?

А этот латышский юноша с фотографией эсэсовцев на груди? Позже он выйдет к микрофону и скажет: «Выражаю уважение эстонским националистам за снос Бронзового солдата. Придет время - мы уберем советские монументы и в Риге!». Все ему аплодировали - будто от этого в Латвии появятся бесплатный газ и бензин. И обратно вернутся триста тысяч уехавших за лучшей долей в Ирландию и Британию латышей...

«А я немцам помогал!»

Стариков-ветеранов, из которых по причине дряхлости на слет отважилось приехать всего несколько человек, зеваки обступали толпой. Особенно тех, кто был в военной форме. Эльмар Кивипыльд с сантаклаусовской бородой и в зеленой беретке с гордостью рассказывал: «Вот этот значок со свастикой я получил от немцев после того, как был ранен. А этот, серебряный крест орла, самая ценная награда - его мне 2 года назад вручил президент Ильвес. За что? За то, что 1944 году я целых девять дней воевал на Синимяэ». Окружившие его представители всех последующих поколений смотрели на него с завистью...

Другой дедок, Александр Пайа, формально ни к СС, ни к вермахту никакого отношения не имел, но немецкую форму на слеты все равно надевает. «Как же вы успели повоевать?» - удивились мы, подсчитав в уме, что в 1944-м ему было всего 13 лет. «А я немцам помогал!», - похвастался он. Прям герой-пионер какой-то, только наоборот. Что с того, что потом он служил в советской армии? Эсэсовская тема сегодня - это тренд.

Ба, а это еще кто такой? Неужели представитель полицейского батальона? Так и есть! Калью Лаас, который совсем не выглядит на свои девяносто, действительно служил в 37 полицейском батальоне. Говорит, что охранял в Псковской области взятых в плен партизан, за что получил десять лет тюрьмы. Это много: тех, кто был совсем ни в чем не виноват, а просто служил в СС, обычно сажали года на три. Но на такие тонкости здесь время не тратят: достаточно того, что человек помогал Гитлеру, и неважно, как - стуча на красных, будучи ребенком, или конвоируя пленных к местам расстрела.

«Спасибо за легенду»

«Интернациональная составляющая» была в этот раз представлена слабо: один выступающий представлял Германию, другой - Валлонию. Говорили они вещи вполне человеческие и выглядели потрясенными: о том, что результат того, что случилось в этом месте 67 лет назад, покоится на двух соседних кладбищах, и повториться этого не должно... Они, наверно, искренне думали, что участвуют в памятном мероприятии. Оно и понятно: то, что в микрофон говорилось на эстонском, им никто не переводил.

А говорилось следующее: «Мы солидарны с теми, кто отдал здесь свои жизни - норвежцами, голландцами, валлонцами, датчанами. Это священный союз, скрепленный кровью...» (Пастор эстонской лютеранской церкви Виллу Юурье).

«Мы должны твердо заявить, что эти солдаты думали не о Великой Германии с ее национал-социализмом, а о Советском Союзе и коммунистическом терроре. Март Лаар поклялся, что уже к следующему лету они будут признаны «борцами за свободу». Я знаю его - он прет, как танк»,

(Депутат таллинского горсовета Тармо Круусимаа).

«Комсомольская правда» ведет с нами психологическую информационную войну, конца которой не видно. Но нам не за что стыдится. Мы должны гордиться борцами за свободу и лесными братьями, которые провели годы в ГУЛАГе, потому что боролись за свободу Эстонии» (Тривими Веллисте, экс-депутат эстонского парламента - в ответ на статью «Архив СС попал в ЕС» и обнародованные «КП» доказательства того, что деятельность ветеранских организаций экс-эсэсовцев и организация слетов в Синимяэ все последнеи 20 лет спонсировалось эстонским государством).

«8 июля у нас было 70 лет освобождения Эстонии (имеется в виду начало гитлеровской оккупации - Авт.) Эстонские газеты плохо отнеслись к освещению этого события. А в городе Валга даже не осмеливаются повесить памятную доску в честь того, что там родился Альфонс Ребане (оберштурбманфюрер СС, заместитель командира 20 гренадерской дивизии СС). (Ветеран Харальд Мяэпалу)

«Спасибо за то, что вы дали нам легенду! Вас знают и гордятся по всей Эстонии! Не бойтесь! Посмотрите, сколько тут молодых! Наши дети и внуки придут сюда тоже. Правда победит! Синимяэское сражение не забудут!» (Неизвестный пунцовеющий юноша с студенческой фуражке тартуского государственного университета).

Надо бы, наверно, подумать над тем, чтобы на следующем синимяэском слете, юбилейном, двадцатом, организовать отсюда он-лайн трансляцию на весь мир и посадить синхронного переводчика с эстонского на английский - чтобы достижениями «лучшей в Европе демократии» смогли насладиться все.

«Я устал от ненависти»

Выучив за много лет «практического эсэсоведения» эти речи почти наизусть, я автоматически записывала перевод и даже не сразу поняла, что случилось. Дождь продолжал идти, но в блокноте проступали совершенно другие строчки. А именно: «Все народы, которые сражались во Второй Мировой - жертвы ненависти.

Но кто был самыми первыми ее жертвами? Сами же русские!». Это говорил человек, который вышел выступать последним - чтобы в память присутствовавших впечатались именно эти его слова: «Эстонская интеллигенция родилась В 19 веке.

Но не забывайте о том, что воспитывалась она в Санкт-Петербурге! В чьих интересах раздувать ненависть? У нас она что - в национальном характере? Эти Синие горы собрали уже столько ненависти... Сколько она еще должна продолжаться? И мы, и русские имеем христианские корни. У нас осталось совсем немного времени, чтобы простить друг друга...» Раздались аплодисменты. Почти такие же, какие предназначались предыдущим ораторам.

Я думала, ослышалась... Но этот человек (Эйнар Лайгна, представился он - экс-полковник, теолог, пастор - Авт.) был реальным, и уходил от микрофона с глазами, в которых отражалась боль. Она была искренней - потому что сыграть эту сцену было невозможно. Да и зачем?

- Я устал от ненависти и хочу, чтоб в следующем году русские и эстонцы поминали своих погибших во Второй Мировой вместе, - объяснил он, пока я пыталась пожать ему руку.

Затрудняюсь пока предсказать, как на этот неожиданный «мессидж» отреагируют по обеим сторонам этого фронта.

Но знаете, что было дальше? Прямо вслед за мной жать этому человеку руку пошли эстонцы.

И мне подумалось почему-то, что потеряно у нас с Эстонией еще не все.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Потешные эсэсовцы опять грозят «спасти» Европу