Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Происшествия1 августа 2011 13:03

СК: Пассажирам затонувшего катера было все равно, куда держит курс капитан

По данным эксперта, водитель катера нарушил все мыслимые правила

Основные следственные мероприятия на месте катастрофы на Москве-реке уже закончены, но вопросов осталось огромное количество. Мы попросили разъяснить некоторые моменты руководителя Московского следственного отдела на водном и воздушном транспорте Павла Селиверстова.

- Почему затонувший катер был зарегистрирован на Чукотке?

- Мы выясняем этот вопрос, но пока ответить на него не можем. Возможно, по месту жительства кого-то из бывших владельцев этого судна.

- Поясните пожалуйста еще один момент: катер все-таки плыл навстречу барже или по ходу ее движения? И он собирался причаливать, либо, наоборот, отчалил от берега? - Очень трудно ответить на этот вопрос, если учитывать, что катером управлял один единственный человек. Говорить о том, что он планировал делать и что делал, мягко говоря, не просто. Поскольку он погиб.

Под каким углом они пересеклись с баржей, и главное, какой маневр он собирался совершать, нам пока не известно. А выжившие пассажиры дают противоречивые показания. На катере была вечеринка, играла музыка, и отдыхающие не обращали особого внимания на маневры судна, им было все равно куда держит курс капитан. А он плыл по какому-то одному ему известному маршруту.

Тот самый катер до трагедии на Москве-реке

Тот самый катер до трагедии на Москве-реке

- А что говорит капитан баржи?

- Говорит, что заметили катер настолько поздно, что ничего не успели сделать. Увидели его, когда он был перед носом баржи. Расстояние от берега до того места, где шла баржа очень небольшое, доплыть на прогулочном судне от набережной до фарватера можно меньше, чем за минуту.

А сухогруз в силу своей громоздкости не в состоянии остановиться моментально. Он плывет не очень быстро, но так капитально, что даже если даст полный обратный ход - остановится лишь через какое-то время.

- Была информация, что после того, как одного пассажира ссадили на берег, на катере возник конфликт - кто-то из его приятелей требовал вернуть его обратно, другие были против. И, якобы, эти разборки отвлекли капитана, поэтому он и проглядел баржу.

- Подтвержденной информации по этому поводу у нас нет.

- У катера один владелец? Или есть совладельцы?

- Согласно судовому билету, владелец катера один - Геннадий Зингер. Никаких официальных совладельцев нет. В настоящий момент следствием назначена химическая экспертиза, которая определит, был ли алкоголь в крови капитана. Она продлится 2-3 недели.

ЭКСПЕРТ: Водитель катера нарушил все мыслимые правила

Дмитрий БАЛЫКОВ, генеральный директор Столичной судоходной компании: "Водитель катера нарушил все мыслимые правила".

- Дмитрий Евгеньевич, осадка погибшего судна составляла всего 70 сантиметров. Это много или мало?

- Для такой лодки - вполне достаточно. Но ведь судоводитель допустил перегруз, а значит остойчивость судна резко снизилась. Достаточно было любого резкого движения на борту, чтобы она сама, ни с чем не сталкиваясь, опрокинулась.

- Говорят, что пассажиров погубил тент - он накрыл их после столкновения и люди оказались в ловушке.

- Эту версию должно проверить следствие. В любом случае, тент повышает центр тяжести судна вверх от ватерлинии, а значит и снижает остойчивость.

- Имел ли право водитель катера оказаться на пути следования баржи?

- Ни в коем случае. По правилам плавания регистровые суда, т. е. относящиеся к ведению государственного речного регистра, имеют безусловное приемущество перед маломерными.

Ведь они не такие маневренные, тормозной путь у них дольше, поэтому им нужно уступать дорогу. Пассажирам катера в некотором смысле даже повезло.

Если бы грузовое судно, в которое они врезались, было груженым, оно бы остановилось еще позднее и утащило бы катер куда-нибудь к Киевскому вокзалу. Тогда бы погибли вообще все.

- По слухам, водитель катера хотел пришвартоваться в районе Лужнецкой набережной. Он имел на это право?

- Нет. Еще с советских времен маломерным судам запрещено швартоваться на причалах в центре Москвы. Дело в том, что причалы на них просто не рассчитанны. Эти лодчонки - совсем маленькие, а причалы - высокие. Спускаясь в катер, пассажиры могут упасть в воду или травмироваться. Лично я бы предложил запретить не только швартоваться, но и вообще передвигаться по акватории Москвы-реки в Центре маломерным судам. Здесь слишком интенсивное движение. Эти суденышки напоминают велосипедистов, которые вдруг решили покататься по МКАД. Но если велосипедист может погубить только себя, то владельцы таких вот лодок - еще и невинных людей. Что касается этого конкретного катера, то он нарушил все мыслимые правила, вот и случилась трагедия.

Записал Миронов Никита

Владелец катера со стоянкой на "Москва-реке" Дмитрий Гусев: "Не знаю, что произошло в тот момент, но не исключено, что баржа стояла без световых огней, а тот летел без них"

- Тепло, световой день большой, многие пользуются этим, чтобы покататься после работы. Но времени не всегда не хватает. И когда начинаются сумерки, видишь, как один идет без световых огней, другое судно даже отражает блеск огней. А сколько пьяных гоняет на гидроциклах и скоростных катерах это просто ужас. Ночью вообще движение по акватории должно быть запрещено! Теперь, когда погибли люди начинается разбор полетов, ищут кого бы наказать. Надо наказывать инспекторов Госинспекции по маломерным судам (ГИМС), которые должны не справки выдавать, а заниматься круглосуточным надзором за акваторией Москва-реки. Теперь говорят, что капитана данного судна уже наказывали. Так почему же он продолжал катать пассажиров? Я думаю, что прокуратура в первую очередь должна проверять деятельность органов ГИМС, которые обязаны были предотвратить происшествие.

Записал Александр Бойко

Уточненный список погибших в кораблекрушении 31 июля 2011 года на Москве-реке.

1. Волынкина Галина Евгеньевна, 1984 г.р.;

2. Дерешов Павел, 1985 г.р.;

3. Зориян Филипп Геннадьевич, 1982 г.р.;

4. Зингер Геннадий Викторович, 1961 г.р.;

5. Иммамутдинов Олег, 1971 г.р.;

6. Калинин Сергей, неизвестно;

7. Лютова Марина Викторовна, 1984 г.р.;

8. Стрельцова Елена Геннадьевна, 1979 г.р.

Продолжаются поиски без вести пропавшей Малосай Киры 1985 года рождения.