Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество19 июля 2011 22:00

Бывший военный летчик, решивший начать свой маленький бизнес: «Легче самолет вывести из штопора, чем открыть киоск с пирожками»

Ему два с половиной года не давали разрешения торговать, когда разрешили, он едва не скончался от пережитого [видео + обсуждение]

- Почему армянам и другим иностранцам можно, а мне нельзя?! - Этот вопрос мучает Юрия Николаевича Мамонтова - жителя Екатеринбурга - уж несколько лет. Про то он спрашивает и меня, и городскую власть, но ответа не получает.

- А что, слово «армяне» здесь ключевое? - спрашивает в свою очередь заместитель главы Кировского района Екатеринбурга Сергей Визелко, видно, подозревая Мамонтова в ксенофобии. На самом же деле Мамонтов супротив армян ничего не имеет. Он просто не понимает, почему ему запретили поставить торговый трейлер у входа в городской парк, сказав, что земля там почти священна и никакой торговли у парка не может быть по экологическим соображениям. Мол, в парке должно пахнуть розами, а не луковыми пирожками!

Однако спустя неделю аккурат на этой священной земле было разрешено армянам поставить шашлычную «Дымок» и еще торговый вагончик с пивом. Мамонтов снова в администрацию: «Дайте землю в другом месте - у кинотеатра «Ударник». История повторилась один в один.

Звоню в городскую администрацию: почему господину Мамонтову не дают работать?!

- Кому давать, кому не давать, решает госпожа Бабушкина! - был ответ.

Идем к Бабушкиной Людмиле Сергеевне - опять же заместителю главы Кировского района.

- Мамонтов лукавит. Ему дали землю рядом с армянами, но он передал ее другому лицу.

- Мне дали только через два с половиной года, когда я выиграл пять из восьми арбитражных дел, и суд обязал вас дать землю, но я уже не смог там работать, поскольку меня свалил инфаркт! - поясняет Мамонтов.

- Скажите, это нормально, - уже спрашиваю я, - что одним дают сразу, а Мамонтову лишь через 2,5 года, и то под нажимом суда?

- Это не важно, когда разрешили, - поясняет на диктофон Бабушкина.

Накануне мы поговорили с одним хозяином трейлера. Русским. Он рассказал, что аренда торгового места стоит 12 000 рублей в год - официально. Однако за эти деньги получить место фактически невозможно. Но если обратиться к неким посредникам, заплатить в десять раз больше, то муниципальную землю дадут без волокиты и где хочешь.

Знал ли об этом Мамонтов? Еще бы. Были ли у него лишние 120 тысяч? Мог бы наскрести. Но чтобы понять, почему он уперся, надо знать, кто, собственно, он такой.

КРУТОЙ ВИРАЖ

Юрий Николаевич Мамонтов в недавнем прошлом военный летчик. Отлетал и по призыву с высоких трибун решил заняться малым бизнесом на торговом поприще города. Ибо с высоких трибун было сказано, что малый бизнес надобно развивать, а с проклятым советским прошлым уже навсегда покончено! Люди теперь свободны, могут обогащаться своими силами и умом, обогащая и государство в целом.

Так Юрий Николаевич под эту кампанию (еще до идеи торговать пирожками) открыл аптеку и магазин в городе Березовском рядом с Екатеринбургом.

- Сначала появился какой-то местный блатной, - вспоминает он. - Я, говорит, крышевать вас буду! Блатному-то я накостылял, выгнал пинками и больше его не видел. Но тут начались поборы со стороны властей - дай денег на подготовку праздника, дай денег на помощь уважаемым людям и так далее. Приходилось давать. А потом приходят менты, забирают выпивку там, закуску всякую и пошли, даже спасибо не сказали. На другой день снова приперлись. Я говорю: ребята, давайте хотя бы раз в месяц будете приходить. А они мне: будешь вякать, мы тебя тут и уроем на…! Ладно, был у меня в Екатеринбурге знакомый фээсбэшник. Приехал он, поговорил с их начальниками, те похмыкали, обещали разобраться. Разобрались. Прислали комиссию, нашли нарушения и через своего судью огрели меня по полной. Бизнес пришлось закрыть.

Далее опыт Мамонтова по ведению бизнеса на Урале складывался так. В проходной одного государственного завода в Екатеринбурге ему разрешили опять открыть аптеку и магазин для бедных. Но скоро завод перешел по рейдерству к новым хозяевам. Новые объявили, что, кроме аренды, налогов и прочего, Мамонтов должен еще приносить в конверте по 20 000 рублей ежемесячно. Поворчал тогда Юрий Николаевич, но смирился. Но не прошло и полгода, как хозяева увеличили взятку до 50 000 рублей.

Юрий Николаевич пытался растолковать, что и ему придется повысить цены на продукты и лекарства, а это ударит по карману их же рабочих, о которых начальство должно заботиться. А если рабочего обирать, он будет плохо работать… В ответ услышал лишь циничный хохот. Тогда наш герой вообще отказался взятки давать, и скоро его аптека была затоплена - трубу наверху прорвало. То была месть, по мнению Мамонтова.

«МЕРТВАЯ ПЕТЛЯ»

Но Юрий Николаевич не ушел в запой. Он долго бродил по городу в размышлениях: что бы еще полезного сделать для Родины в малом бизнесе, как призывают к этому с трибун?

Наблюдая за братьями нашими южными, бойко торгующими едой из вагончиков, наш герой ободрился мыслью: а почему бы и не попробовать продавать горячие пирожки? Облачившись в строгий костюм, Юрий Николаевич явился в администрацию Кировского района Екатеринбурга. Вот, говорит, решил я купить пару трейлеров, чтобы торговать дешевой едой. А вы мне дайте места под это дело.

Но, видимо, после разборок с заводской администрацией Юрия Николаевича занесли в черный список, а потому нашему герою было резко отказано. В городской администрации сказали: а нынче у нас политика на свертывание мелкой уличной торговли.

Снова ходит Юрий Николаевич по городу и с удивлением наблюдает, что новых вагончиков с чебуреками, шашлыками и шаурмой появляется все больше и больше, несмотря на политику. Тогда он спрашивает братьев наших южных: как им удается договориться с администрациями о новых торговых точках, в то время как ему, боевому летчику, это дело напрочь запрещено?!

Иные хозяева лишь загадочно улыбались, другие сказывали: «За аплодисменты, брат, за аплодисменты».

Юрий Мамонтов: - Возьму в подельники кавказца - и будет в бизнесе успех!

Юрий Мамонтов: - Возьму в подельники кавказца - и будет в бизнесе успех!

Что такое «аплодисменты», Юрий Николаевич так и не смог постичь, спрашивал у меня. Но и мне сей термин неведом.

Рассердился тогда не на шутку Мамонтов и отправился в областной Арбитражный суд. Там ему говорят: ваше дело правое! И суд обязывает чиновников немедленно выделить господину Мамонтову землю под трейлеры и разрешить торговать едой наравне со всеми.

Однако не тут-то было, чиновники начали документы Мамонтова таскать по разным конторам и успешно терять. Юрий Николаевич снова в суд. В общем, за два с половиной года он 8 (восемь) раз побывал в Арбитражном суде, и арбитраж пять раз вынес решение в его пользу.

ВОТ ТАКИЕ ПИРОЖКИ...

Наконец-таки дали Мамонтову землицу у входа в парк, но в этот момент проклятый инфаркт свалил боевого летчика. А когда оклемался он, нашел себе новый бизнес - курьерский. Уже не до пирожков. Стал развозить мелкие грузы по адресам. Разные там коробки складировал у себя в металлическом гараже, после вез куда надо. И вдруг одна бабушка написала заявление в органы, что вид этого гаража, который стоял тут почти с ее юности, портит дворовый пейзаж.

Мамонтов уверен, что бабушку подбили на то обиженные чиновники, дабы взять реванш за поражение в арбитражном споре. Но как бы там ни было, местные власти мгновенно дали бумаге ход и повелели снести гараж. Всякие хождения по инстанциям с валидолом под языком закончились для Мамонтова провалом. Приставы увезли гараж на штрафную стоянку.

ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД

Юрий Мамонтов не стал бизнесменом, зато обрел правильный философский взгляд на вещи.

- Вы знаете, почему русские чиновники запросто разрешают южанам везде открывать торговые точки, а русским не разрешают? - задает Мамонтов мне вопрос, и сам на него отвечает: - Потому что они так воспитаны - надо чиновников благодарить. А наши чиновники на это дело слабы и падки. Вот такая меж ними дружба народов. А если нашего брата с детства учили и сейчас поучают, что взятки давать - нехорошо, то как нам возможно влиться в этот так называемый бизнес? Слушайте, да легче самолет вывести из штопора, чем открыть при парке киоск с пирожками!

В свои 56 лет Юрий Николаевич уже не может переиначиться. Надобно понимать, что российский чиновник в большинстве своем - выходец из 90-х годов. В свое время братки - нынешние бизнесмены и депутаты - приучили его работать далеко не по совести.

Потому-то нельзя с чистоплотными помыслами в этом городе влиться в какой-то нынешний бизнес. А если порядочный человек туда и попал под очередную кампанию, то изживай в себе моралиста. Иначе система все равно выдавит. Таково мое личное видение, готов изучить и другие взгляды.

Несмотря ни на что, Юрий Николаевич намерен и далее развивать малый российский бизнес. Его дальнейшие планы - открыть цех по переработке автомобильной резины во всякий полезный продукт. Дело вроде бы и беспроигрышное, но я бы ему советовал взять опытного компаньона, умеющего ладить с чиновниками. Иначе все это опять превратится в судебные тяжбы и сердечный недуг.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Сколько надо денег на киоск с пирожками

- Трейлер новый стоил тогда 400 000 рублей.

- Аренда торгового места - 12 тысяч рублей (официально).

- Заплатить за подписание договоров с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: меры по борьбе с насекомыми и грызунами - 5000 рублей, пройти контроль факторов производственной среды и трудового процесса - 2000 рублей.

- Заключить договор с прачечной на стирку халатов - 2000 рублей.

- Договор на проектные работы для получения заключения в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по результатам проверки проекта - 10 000 рублей.

- Договор на уборку прилегающей территории и вывоз мусора (тут надо, по рассказу Мамонтова, дать взятку 5000 рублей).

- Договор на охрану - 5000 рублей.

- Регистрация объекта розничной торговли в налоговой инспекции - 3000 рублей ежемесячно.

- Аттестация рабочих мест - 10 000 рублей.

Итого: 454 000 рублей.

«Вполне нормально. Даже с ежемесячными расходами на продукты, зарплату и налоги выручка составила бы 15 тысяч рублей в день», - говорит предприниматель Мамонтов. Но если сюда приплюсовать 120 тысяч ежегодных выплат в пользу неких посредников и прочие взятки - он вылетает в трубу.

Кстати, эту историю предприниматель Юрий Мамонтов рассказал, дозвонившись в прямой эфир радио «Комсомольская правда» (97,2 FM). Звоните - нам важно ваше мнение! Запишите телефончик- 8-800-200-97-02

КОММЕНТАРИЙ ЭКОНОМИСТА

С чиновника нужно спрашивать результат

- Власти в последние годы говорят о содействии малому бизнесу, снижении административных барьеров, даже сократили количество проверок, - напоминает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании «ФБК». - На деле же, как мы видим из этого материала, мало что изменилось.

Cами чиновники по-прежнему не ориентированы на конечный результат. Нет четкой зависимости оплаты их труда и дальнейшего пребывания в должности от показателей их работы.

А без этого можно сколько угодно устранять административные барьеры, но взамен одних будет расти частокол из других препон. Бюрократы по-прежнему будут стремиться извлечь выгоду из своего статусного положения и «наклонить» предпринимателя.

Вспомните, у нас в начале 2000-х отменялось лицензирование целого ряда видов деятельности, вводилось правило «одного окна», но на местах чего только не придумывали взамен этих послаблений. Доходило до того, что в некоторых регионах стали устраивать проверку знаний для руководителей малых предприятий.

Только реальная административная реформа, мотивация чиновников, жесткая борьба с коррупцией смогут принести какие-то результаты и сделать жизнь и работу малого бизнеса более комфортной.

Давайте обсудим!