Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество10 июля 2011 22:00

В Москве только четыре школы, где развивают таланты учеников?

К такому выводу пришли составители рейтинга победителей Всероссийской олимпиады школьников [обсуждение]
Источник:kp.ru

Качество подготовки выпускников школ можно оценивать по разным показателям. Специалисты исследовательского центра Begin Group решили ориентироваться на результаты Всероссийских олимпиад школьников (ВОШ). С этими соревнованиями для самых умных старшеклассников за последние годы ни одного крупного скандала, их результаты считаются максимально честными и объективными.

За основу взяли статистику последних восьми лет. За это время победителями и призерами ВОШ стали 7538 учеников из 2182 школ страны. Лидеры в абсолютном зачете: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Эти три региона собрали четверть всех дипломов победителей.

Но и в самих регионах есть лидеры: половина победителей ВОШ учится в 10 процентах школ, которые хоть раз были представлены на олимпиаде. То есть обычно на заключительный этап приезжают ребята из одних и тех же специализированных школ.

В топ-10 школ России, ученики которых чаще других побеждали на олимпиадах, вошли четыре образовательных учреждения столицы. Только эти школы за восемь лет подготовили 4,13 процента победителей. Так что родители-москвичи, которые хотят, чтобы их дети получили углубленное образование, могут выбрать одну из четырех школ и понимать: здесь из вашего ребенка сделают настоящего Знайку (если, конечно, у него есть к учению способности). В Санкт-Петербурге образовательных заведений такого уровня всего два. Остальным городам досталось по единственной школе «олимпийского резерва».

Как-то соотнести результаты Всероссийской олимпиады школьников с уровнем образования в регионе в целом позволяет другой рейтинг. Мин­обрнауки России подсчитало, сколько участников каждой из команд отправлялось домой с пустыми руками, а кто - с призами и дипломами.

В лидерах снова Москва и Петербург. Тут слабые ребята в команду не пробиваются. За последние три года больше половины олимпийцев из обеих столиц становились победителями или призерами (от 50 до 64 процентов и от 50 до 59 процентов соответственно). В прошлом году к ним присоединились Белгородская область (54 процента) и Пермский край (52 процента). Следом - Нижегородская область (50 процентов), Кировская область (46 процентов), Подмосковье и Челябинская область (по 42 процента) и Татарстан (39 процентов).

- Важна и другая статистика: сколько победителей и призеров приходится на душу населения в регионе, - считает глава группы исследователей Владимир Правоторов. «Самыми умными» областями и республиками, где на 100 тысяч человек больше всего преуспевших на олимпиадах школьников, оказались Кировская и Вологодская области. Хотя по абсолютному числу победителей они уступили крупнейшим городам, но по относительному показателю оставили всех далеко позади.

В пресс-службе Мин­обрнауки заметили, что наиболее перспективные команды подбираются в относительно небольших (по числу жителей) регионах - в Белгородской, Кировской, Нижегородской и Челябинской областях.

Получается интересная картина. В стране есть всего пара сотен школ, постоянно готовящих очень сильных учеников, словно конвейер на автозаводе. А все остальные средние учебные заведения обеспечивают то самое «очень среднее образование». И, похоже, смирились со своей участью середнячков.

В нижней части списка оказались Республика Дагестан, Амурская область, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Хакасия, Забайкальский край, Республика Ингушетия, Еврейская автономная область, Чеченская Республика - за 8 лет каждый из этих регионов подготовил меньше шести победителей.

Лучшие школы России*

СОХРАНИ

Проблемы с поступлением в вуз? Звони на «горячую линию» Минобрнауки

Эксперты будут отвечать на вопросы абитуриентов до середины августа

В Минобрнауки РФ начала работу «горячая линия» по вопросам приема в образовательные учреждения профессионального образования.

На вопросы абитуриентов специалисты министерства будут отвечать с 8.00 до 15.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья, до 15 августа.

Телефоны «горячей линии»: +7 (499) 237-46-51, +7 (499) 237-88-83; для иностранных граждан: +7 (499) 236-75-95.

Вопросы также можно направлять по электронной почте priem@mon.gov.ru

Информация о поступающих на «горячую линию» телефонных звонках будет обобщена и представлена в специально созданную при министерстве рабочую группу для мониторинга хода приемной кампании 2011 года.

Евгений СТРИГУНОВ

Регионы, где лучше других умеют работать с талантами

Борис Давидович, замдиректора столичной школы № 57

Борис Давидович, замдиректора столичной школы № 57

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Борис Давидович, замдиректора столичной школы № 57: Для победы на олимпиаде нужны спецпрограммы подготовки

- На олимпиаде выигрывают талантливые дети, с которыми занимаются по специальным программам подготовки. Есть два направления работы с перспективными школьниками: спортивное и академическое. Некоторые специально натаскивают ребят на олимпиады и интеллектуальные соревнования. Мы же больше ориентируемся на развитие мышления: у нас половина выпускников после окончания вуза идут в аспирантуру, защищают кандидатские диссертации. Вот это - серьезный показатель.

А если человек умный, с ним серьезно занимаются, то он и на олимпиаде хорошо выступит. Массовая школа такие результаты давать не может. Конечно, где-то когда-то может оказаться один самородок, но большого числа олимпийцев там не будет.

Так что итоги Всероссийской олимпиады - показатель работы одной или нескольких конкретных школ. Делать по ним выводы о состоянии образования во всем регионе или в стране неправильно.

Сейчас диплом победителя Всероссийской олимпиады школьников - настоящая «валюта» для учебного заведения. Когда родители решают, куда отдать ребенка учиться, они смотрят на результаты ЕГЭ и олимпиад. Поэтому сильные школы, которые раньше старались «не обижать маленьких» и не отправляли своих питомцев соревноваться с учениками обычных школ, сейчас начинают активно участвовать в олимпиадах, где есть шансы хоть что-то выиграть. У нас раньше в соревнованиях участвовали только физики и математики, гуманитарии считали их ниже своего достоинства. А сейчас выигрывают и те и другие. Вот за последний год собрали дипломы по русскому и английскому языкам, экономике...

Обсудить эту тему вы можете на сайте.