Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика28 июня 2011 18:00

Причастный к «делу Сергея Магнитского» Владлен Степанов: «Особняки в Дубае и Подмосковье - мои. Я купил их на свои, а не на украденные деньги»

Один из фигурантов «дела неприкасаемых налоговиков» наконец вышел на свет [аудио]

Новости по скандальному делу Сергея Магнитского появляются чуть ли не каждый день. На днях стало известно, что российские правоохранительные органы перестали разыскивать Уильяма Браудера - главу британского фонда Hermitage Capital, на которого работал погибший в СИЗО юрист. Но его коллегам этого недостаточно. Они просят Следственный комитет возбудить еще уголовное дело на ни много ни мало Генерального прокурора Юрия Чайку - за «укрывательство».

Напомним: крупный коррупционный скандал, связанный с хищениями из бюджета более 5 млрд. рублей, обрастает новыми подробностями. Тогда юристы британского фонда Hermitage, где работал Сергей Магнитский, разместили в Сети видеоролик, рассказывающий о том, как сотрудники московской налоговой службы оформили незаконный возврат НДС и за счет этого обогатились на миллионы долларов. По данным экспертов Hermitage, бывший начальник московской налоговой № 28 Ольга Степанова на похищенные из бюджета деньги купила шикарный особняк в Подмосковье и недвижимость в Дубае. Причем вся собственность приобреталась через офшорные фирмы, оформленные на ее мужа - Владлена Степанова.

Сама Ольга общаться с журналистами отказывается, а вот ее муж (или, как он утверждает, бывший муж) спустя 2 месяца после опубликования разоблачительного видео согласился встретиться с корреспондентом «КП» и ответить на все вопросы, касающиеся налогового скандала.

«МЫ НЕ СЕМЕЧКАМИ 20 ЛЕТ ТОРГОВАЛИ»

- Разоблачения от Hermitage появились еще в середине апреля. Почему вы так долго не выходили на связь?

- В отпуске был - как раз в Дубае, оттуда обо всем и узнал. Как приехал в Москву, сразу начал разбираться и решил все точки над «i» расставить. Эти люди (юристы Hermitage) ведь рассчитывали, что все будут молчать. А я хочу все рассказать как есть. Чтобы все знали, как эти дела подтасовываются.

- То есть то, о чем рассказывается в распространенном в Интернете ролике, неправда?

- Давайте по порядку. Та собственность, которая упоминается в этом «разоблачительном» видео (то есть недвижимость в Дубае и Подмосковье, за исключением виллы в Черногории, - это уже полное вранье), действительно моя. Но купил я их на свои, а не на украденные деньги.

- Чем докажете?

- Ну, во-первых, мы с Ольгой Степановой в разводе с 1992 года. Поэтому ни о какой чете Степановых речи быть не может. Вот справка из суда (достает бумагу).

- Какая-то слишком белая бумажка. Непохоже, что старая...

- Это ксерокопия. Но можно по базам все пробить.

- Тем не менее в паспорте у вас стоит штамп о разводе от ноября 2010 года. Как это объясните?

- Раньше не было необходимости в этом.

- А вы общаетесь со своей... бывшей женой?

- Постольку-поскольку. Но мы знакомы с 16 лет, со школы. Поженились в 1984-м, сразу после института. У нас общий сын растет, в аспирантуре учится, скоро должен кандидатскую диссертацию защищать.

- Почему же вы расстались?

- С начала 90-х годов, когда пошли деньги, мне семья была уже не нужна. Денег стало столько, что мне уже было неинтересно приходить каждый день домой. Мне легче было в Швейцарию съездить и там это... Уже к 1998 году на моем личном счете было достаточно много денег, чтобы я мог себе позволить многие вещи.

- Чем же вы зарабатываете на жизнь?

- Я по образованию горный инженер. У меня 7 лет подземного стажа. Поэтому в начале 90-х стал заниматься прокладкой подземных инженерных сетей в Москве, в том числе и оптико-волоконных. Эта фирма (ООО «Волсстрой») до сих пор работает, и я там являюсь исполняющим обязанности коммерческого директора.

- И на этом заработали свои миллионы?

- Ну, вы извините, конечно, но мы же не семечками торговали 20 лет?! В 90-х мы разными видами бизнеса занимались. К примеру, оптовыми поставками жвачки. У нас было 40 - 45% рынка в Москве. А в конце 90-х стали вкладывать деньги в предприятия молочной отрасли в Смоленской области. Прибыль инвестировали в нарождавшийся российский фондовый рынок. Деньги астрономические были.

- А почему же тогда у вас в налоговой декларации стоят какие-то смешные суммы?

- Вот это как раз одна из тех хитростей, к которым прибегли составители ролика (достает папку с налоговой декларацией за 2004 год). На том видео они указали только справку 2-НДФЛ, которая составляется работодателем. Действительно, на фирме «Волсстрой» я получаю символическую зарплату - 4500 рублей в месяц. И тут все понятно. Зачем мне обременять собственную фирму еще и своей высокой зарплатой? Мне денег и так хватает.

Эта шикарная вилла в Эмиратах обошлась Владлену Степанову в 750 тысяч долларов. По его словам, эти деньги он заработал благодаря успешным инвестициям.

Эта шикарная вилла в Эмиратах обошлась Владлену Степанову в 750 тысяч долларов. По его словам, эти деньги он заработал благодаря успешным инвестициям.

- В чем же тогда хитрость?

- Смотрите (листает декларацию). Видите, сколько здесь указано? В 2004 году я заработал почти 9 млн. рублей. В эту сумму как раз и входит то, что фигурирует в справке 2-НДФЛ. Но о полной сумме, указанной в декларации, они почему-то не упоминают. Говорят, мол, он неизвестно откуда взялся, был нищий, а стал богачом. Да у меня счет в швейцарском банке с 1995 года открыт. Мы там уважаемые люди... были.

- Почему «были»?

- А потому что все счета теперь арестованы. Несколько миллионов евро лежат там мертвым грузом. Из банка прислали извинения и сообщили, что теперь все вопросы к швейцарской прокуратуре.

ДОМ В ПОДМОСКОВЬЕ И ВИЛЛА В ДУБАЕ

- То есть все дома, которые фигурируют на видео, вы купили на те деньги, что получили от бизнеса и успешных инвестиций?

- Именно. И тут еще одна из хитростей. В видео указывается, что все покупки мы стали совершать с 2008 года. Но это абсолютная неправда. Дом в Архангельском, который почему-то оценили в 20 млн. долларов, мы начали строить в 2003 году.

- А почему вы его оформили не на себя, а на маму?

- Ну... вы много собственности на себя оформляете?

- Ну конечно. И машина, и квартира на меня оформлены.

- А у нас просто не возникало такого вопроса. Мама захотела, чтобы земля на нее была оформлена.

- А ваша мама живет сейчас там?

- Нет, там живу я и мой сын со своей женой. Маме с отцом и в своей квартире хорошо. У них есть домработница. Деньгами я их обеспечиваю. Отец, кстати, несмотря на свои 85 лет, до сих пор работает.

Бывшая глава московской налоговой № 28 Ольга Степанова...

Бывшая глава московской налоговой № 28 Ольга Степанова...

- Вы сказали, что стоимость дома в том ролике была завышена. А сколько он на самом деле стоит?

- Я не знаю. Мы покупали землю в 2002 году по цене двухкомнатной квартиры в Москве.

- А во сколько стройка обошлась? Там все-таки не дачный домик стоит, а очень хороший особняк...

- Дом строился в течение 5 лет, поэтому средства вносились поэтапно. Появились деньги на 2 машины кирпича - купили, появились на что-то другое - тоже купили. Я не считал.

- То есть даже примерную стоимость не скажете? Проект все-таки дизайнерский...

- Стандартная стоимость.

- Кстати, вы нанимали известного архитектора - Алексея Козыря. И в одном из интервью он говорил именно о «чете Степановых», хорошо о вас отзывался, между прочим...

- Я не слышал, чтобы он это говорил. Общался с ним всегда я один.

- А что по поводу недвижимости в Арабских Эмиратах? Там тоже подтасовки?

- Естественно, все передергивается. Это был мой инвестиционный проект - с запредельными рисками. Фактически вкладывались в голый песок. Но сделка полностью прошла в 2006 году. 750 тысяч долларов в это инвестировал. Причем без особых проблем эту сумму собрал. Но построили виллу позже, и право собственности поэтому я получил только в 2008 году. А этим из Лондона только того и надо было. Номинально сделка как раз подошла под их «кровавый» интервал (то есть то время, когда хищения были совершены, а Сергей Магнитский сидел в СИЗО. - Ред.).

- Почему же тогда это всплыло только сейчас? Ваша версия.

- С 1995 года я работаю с одним человеком - Александром Перепиличным. Он действительно финансовый гений. Во время дефолта 1998 года только благодаря ему мы смогли избежать потерь. Но в 2008 году он засиделся на рынке и потерял в общей сложности около 200 млн. долларов. Причем в основном это были не его деньги, а чужие (мои в том числе). Он уехал в Лондон в 2009 году и на контакт не выходит.

- Почему думаете, что это именно он? Какая у него мотивация?

- Некоторые детали знал только он. Мы же фактически семейный бизнес с ним вели. У нас были доверительные отношения. А теперь, наверное, хочет вывести меня из игры. Потому что я очень активно занимался всеми судебными процессами, связанными с возвратом долгов. Возможно, ему предложили там гражданство. И ничего лучше, как представить им все имеющиеся документы, он не придумал. А те ребята (из Hermitage) увидели, что совпадает фамилия, и решили скомпилировать факты. Вот они некоторые проводки со счетов выдрали и в «разоблачительный» сюжет вставили. А мне теперь проблем хлебать не перехлебать.

«МОЯ БЫВШАЯ ЖЕНА НИ С КЕМ НЕ ХОЧЕТ ОБЩАТЬСЯ»

- Как вы объясните тот факт, что деньги в 2008 году перечислялись с одного счета не только вам, но и подчиненным вашей жены, которые по чистой случайности купили свои квартиры в том же жилом комплексе в Дубае?

- Это у Перепиличного спрашивайте. Все проводки проводились через его фирму «Байконур». Зачем меня-то спрашивать?

- А почему ваша бывшая жена не выходит с опровержениями?

- Давайте со мной разберемся. Другие пусть за себя отвечают. Ольга чувствует себя очень плохо. Наверное, просто не хочет ни с кем общаться. Или сил нет. У меня нет по ней никаких подробностей.

- Вы говорите, что мало общаетесь. Но в то же время постоянно (около 30 раз за несколько лет) ездили вместе на отдых и в Дубай, и в Европу. Какие-то странные отношения для разведенных людей...

- Да, мы вместе выезжали за границу. Это было связано с ее лечением в европейских клиниках. Ну и все знали, что у меня есть дом в Дубае. Я никому не запрещал его посещать: хотите - поезжайте. Там все отдыхают: вплоть до друзей моего сына.

- Раз вы бизнесмен, то вам, наверное, часто приходилось и с налоговиками, и с силовиками общаться. Как считаете, эти структуры коррумпированы или нет?

- Если я что-то скажу, то это не будет оригинальным. Это знают все в пределах разумного. Что слышал, что знаю - это совпадает с тем, что говорят остальные.

- Вас уже вызывали куда-то на допросы по делу Магнитского?

- Было бы странно, если бы я ходил и занимался только пиар-кампанией.

- То есть вызывали?

- Было бы странно, если бы мной никто не интересовался в свете последних решений.

...по словам ее бывшего мужа, в этом дизайнерском особняке в Подмосковье не живет.

...по словам ее бывшего мужа, в этом дизайнерском особняке в Подмосковье не живет.

СПРАВКА «КП»

Дело фонда Hermitage

По «популярности» и скандальности в мировом масштабе оно, наверное, уступает лишь делу Ходорковского. Сергей Магнитский, юрист британской компании Firestone Duncan, которая оказывала юридические услуги британскому же фонду Hermitage Capital Management, фактически стал мучеником за правду. По крайней мере именно так его представляют британские коллеги. Они даже завели в Интернете специальный сайт - «Остановить неприкасаемых».

А смысл истории вот в чем. В июне 2007 года в московском офисе Hermitage Capital и в офисе нанятой им юридической фирмы Firestone Duncan прошли обыски. Силовики изъяли правоустанавливающие документы и печати трех упомянутых компаний. В октябре 2007 года одну из компаний признали виновной в неуплате задолженности.

После этого этим делом занялся Сергей Магнитский. Он выяснил, что на основании изъятых документов мошенники заключили поддельные контракты и провели судебные слушания, по которым оказалось, что Hermitage Capital должен подставным компаниям $1 млрд. Более того, компании перерегистрировали на некую организацию «Плутон» в Татарстане. На счету, открытом одной из компаний, через некоторые время обнаружилось $230 млн., которые в 2006 году были уплачены Hermitage Capital в российскую казну в качестве налогов, а затем на основании фальсифицированной задолженности возвращены из бюджета.

Именно эту схему в 2008 году и раскрыл Сергей Магнитский. Причем оказалось, что в ней были задействованы сотрудники МВД, прокуратуры, налоговой, а также судьи, адвокаты и другие заинтересованные лица. И увод денег из британских фирм был лишь одним из эпизодов.

В апреле этого года британские юристы раскрыли еще одно хищение. По крайней мере представили общественности все, что им удалось накопать. По их данным, бывший начальник московской налоговой инспекции № 28 Ольга Степанова в конце 2007 года оформила незаконный возврат из бюджета НДС на 5,4 млрд. рублей. Благодаря этому чиновница стала богаче почти на $40 млн. Все доказательства юристы Hermitage отправили в Следственный комитет России.

Оказалось, что в 2008 году бывший муж Ольги Степановой Владлен оформил на свое имя несколько офшорных компаний на Кипре и Виргинских островах. На счета этих фирм перечислили около 11 млн. долларов. По версии юристов Hermitage, на эти деньги приобрели шикарный особняк в подмосковном Архангельском за 8 млн. долларов, прибрежную виллу в Черногории за 471 тыс. долларов и еще одну - на искусственном острове в Дубае стоимостью 3 млн. долларов. При этом официальный годовой доход Степановых - всего 38 тыс. долларов. Сказочно разбогатели и 2 заместителя Ольги Степановой, которые купили шикарные апартаменты в том же элитном комплексе в Дубае.

Примечательно, что юристы фонда Hermitage уже обращали внимание на другие нарушения, совершенные налоговиками. Но ни один из фигурантов до сих пор не наказан. Именно поэтому коллеги Магнитского и прозвали этих людей «неприкасаемыми».

У российской прокуратуры другое мнение. По их словам, Сергей Магнитский, наоборот, сам помогал своим британским партнерам уходить от налогов. За что и был арестован в ноябре 2008 года, а через 11 месяцев умер в СИЗО.