Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды25 июня 2011 16:50

Фрики, лохи, ботаны, гопники...

В конкурсе Московского кинофестиваля показали первый российский фильм - «Шапито-шоу» Сергея Лобана [видео]

Российские фильмы регулярно оказываются лучшими в конкурсе Московского фестиваля. Уже по одному этому парадоксальному обстоятельству можно судить о том, что это за конкурс.

Фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу» - один из двух отечественных конкурсантов ММКФ — решительно не шедевр, но смотреть его после других произведений московского главного конкурса - все равно, что выйти из затхлой комнаты на свежий морской бриз. Это нахальное и свежее комическое повествование в четырех новеллах из жизни отдыхающих в крымском Симеизе. С известной натяжкой «Шапито-шоу» можно назвать энциклопедией постсоветского городского фольклора. Среди персонажей — компьютерные фрики, лохи и «ботаны» из тех, что носят сандалии на носок, а жизнь коротают в интернете, спрятавшись за смехотворными никами (ужасного вида герой первой новеллы, никогда не покидавший засаленного стула перед компьютером именует себя Киберстранником).

Среди героев «Шапито-шоу» - ботаник, впервые оторвавший зад от компьютера и отправившийся в Крым со своей подругой по Интернет

Среди героев «Шапито-шоу» - ботаник, впервые оторвавший зад от компьютера и отправившийся в Крым со своей подругой по Интернет

Также среди героев — глухонемые, геи, пионервожатые, двойники эстрадных кумиров и проч. Все вместе они и — публика, и зрители «Шапито-шоу», в котором почти у каждого из них будет и свой наивный эстрадный выход. Иностранцу понять всю эту адскую смесь, приправленную дикими пляжными плясками под самодеятельное исполнение шлягера «Любовь, похожая на сон», разумеется, очень трудно, если не невозможно. Поэтому на других международных фестивалях «Шапито» увидят едва ли. А на Московском его вполне могут и наградить — если жюри, объевшись унылых и (в лучшем случае) традиционных картин, захочет проявить прогрессивность и вольнодумие.

Главный плюс картины — от нее исходит ощущение того, что она сделана совершенно свободными, ничего не боящимися людьми. Сделана она неровно — смотреть ее то очень смешно (особенно эпизоды первых двух новелл, в которых снялся Петр Мамонов, игравший и в дебюте Лобана «Пыль»), то очень скучно. За просмотром вспоминаешь то Киру Муратову (колоритная крымская фактура и персонажи-гопники), то комедийные сериалы на ТНТ или СТС (с кинематографической точки зрения «Шапито-шоу» часто немногим лучше).

Своих издевательски-исполинских размеров (207 минут) фильм, разумеется, не выдерживает. На лабиринт в духе «Сада расходящихся тропок» Борхеса, который упоминает персонаж-ботаник из первой новеллы, конечно, не тянет. Композиционной или драматургической новизны, оправдывавших огромную продолжительность, в нем и близко нет. Но если его разделить на куски и показать где-нибудь на СТС, то зрители, несомненно, смогут получить специфическое удовольствие. Которое совершенно невозможно получить во время кинофестиваля.