Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Москва24 июня 2011 22:00

В Большом театре повесят люстру весом 2,3 тонны

Корреспонденты «КП» увидели завершающие работы на столичной «стройке века» [видео и фото]

Снаружи Большой театр до сих пор скрывают строительные леса и сетка, на главном фасаде не хватает некоторых скульптур, а вокруг здания то и дело снуют армии рабочих в касках. Зато внутри театр сверкает. Закрытый 1 июля 2005 года, он наконец-то дожил до завершающей стадии реконструкции. До торжественного открытия, которое запланировано на октябрь 2011 года, остается чуть больше трех месяцев. Чтобы уложиться в график, мастера-реставраторы трудятся и днем, и ночью.

Большой уже увеличился по площади вдвое благодаря подземным ярусам, полностью готовы к открытию знаменитая квадрига Аполлона, главное фойе украшают зеркала в позолоченных рамах, а стены Бетховенского зала обшиты алым шелком.

Мы заглянули за кулисы одного из самых знаменитых театров страны, чтобы собственными глазами увидеть произошедшие здесь перемены.

Аполлон и музы

Потолок зрительного зала украсит не только люстра, но и роспись стиля модерн, изначально выполненная еще в XIX веке. Это панно под названием «Аполлон и музы» напоминает часы, где каждый сектор украшают девушки, символизирующие разные виды искусства.

Картина выполнена по особой технологии, благодаря чему она, как и стены и полы зрительного зала, отражает звук, создавая неповторимую акустику.

Подвески, которые находятся на большой красивой люстре, вполне могли бы сойти за ювелирные украшения.

Подвески, которые находятся на большой красивой люстре, вполне могли бы сойти за ювелирные украшения.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

260 килограммов хрусталя

Главное украшение театра - огромную люстру - наконец-то полностью собрали и подняли к потолку. Светильник поражает формой и размерами. Диаметр этого трехъярусного сооружения - 6,5 метра, высота - 8,5 метра. Люстра сверкает 20 тысячами хрусталиков, которые весят около 260 килограммов. В целом же вся конструкция, учитывая позолоченные элементы, лампы и ажурные подвески, тянет на 2,3 тонны!

Реставраторы приступили к восстановлению люстры еще в 2006 году. Для золочения мастера использовали сусальное золото 960-й пробы, которое выпускается в виде специальных листочков тоньше человеческого волоса, которые уложены в книжки из папиросной бумаги. Каждая книжка из 1000 листочков весит всего 24 грамма. Так вот, для золочения всей люстры мастерам понадобилось около 200 золотых книжек.

Потолок зрительного зала украшают прекрасные музы...

Потолок зрительного зала украшают прекрасные музы...

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

...некоторые (как, например, Терпсихора, муза танца) - в весьма откровенных нарядах.

...некоторые (как, например, Терпсихора, муза танца) - в весьма откровенных нарядах.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Зрительный зал: чем ниже, тем дороже

Все ярусы зрительного зала полностью позолотили и освободили от закрывающих их тканей и пленок. 163 реставратора, которые трудились в главном зале Большого, покрыли золотыми пластинками почти 900 квадратных метров лепнины.

Любопытно, что каждый ярус украшает свой орнамент. Причем чем ниже уровень, тем богаче рисунок - встречаются элементы дизайна в стилях барокко, рококо и эпохи Возрождения. Такая выборочная художественность не случайна. Дело в том, что изначально билеты на самые нижние ярусы стоили дороже, а значит, и украшены эти ряды должны быть эффектнее.

Кстати, теперь зрительный зал стал золотым в прямом смысле слова. На его оформление ушло 2812 книжек золота - около 4,5 килограмма драгметалла.

Яма-трансформер

Несмотря на всю «историчность» Большого, театр снабжен самой современной технической начинкой. Пожалуй, один из наиболее значимых в плане акустики элементов театра - оркестровая яма. Это не просто огромное пространство, а целый микромир.

Специальные механизмы позволили сделать оркестровую яму своеобразным трансформером. В ней смонтированы независимые друг от друга мобильные площадки, которые смогут опускаться на глубину до 16 метров и подниматься, увеличивая площадь зрительного зала или самой сцены.

Любопытно, что в позапрошлом веке яму делали в виде раковины, чтобы добиться совершенной акустики. Но в советские годы горе-ремонтники просто залили яму бетоном, посчитав, что это ненужная дыра. Сейчас оркестровая яма вновь приняла историческую форму и отлично отражает звук.

С виду зрительный зал напоминает дорогой отель с множеством номеров. На самом же деле для совершенной акустики он проектировался как огромный музыкальный инструмент, напоминающий скрипку. Внизу слева расположена оркестровая яма.

С виду зрительный зал напоминает дорогой отель с множеством номеров. На самом же деле для совершенной акустики он проектировался как огромный музыкальный инструмент, напоминающий скрипку. Внизу слева расположена оркестровая яма.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Барельефы и вензеля из папье-маше - не простое украшение, а материал, по-особому музыкально отражающий звук.

Барельефы и вензеля из папье-маше - не простое украшение, а материал, по-особому музыкально отражающий звук.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КСТАТИ

Чем еще удивит Большой

Подземным концертным залом. Это абсолютно новое помещение театра, разместившееся под Театральной площадью и рассчитанное на 330 зрителей. Для его создания рабочим пришлось прорыть примерно 6 этажей под землей. Этот зал станет полностью автономным, в нем можно будет устраивать концерты, которые не помешают основным мероприятиям, проходящим на главной сцене театра.

Акустическими креслами. Вскоре в зрительный зал театра доставят сиденья, выполненные по спецзаказу заграничными мастерами. Основное их достоинство - материал сидений и ткани, которыми они обиты. Они тоже отражают звук.

Звонницей, состоящей из 35 колоколов разной тональности. Все они будут участвовать в спектаклях театра.

Уникальной сценой, которая будет состоять из семи двухъ-ярусных площадок. С их помощью сцена сможет принимать различные конфигурации в зависимости от замысла режиссера или хореографа.

Еще больше фото - на нашем сайте