О том, что столичные ларьки в скором времени станут единообразными, было известно давно. Еще в прошлом году мэр Сергей Собянин возмутился: киоски у метро мешают движению. И вообще - уродуют вид города. Изменения не заставили себя долго ждать: особо рьяные чиновники принялись сносить ларьки. Под снос пошли и незаконно установленные, и законно размещенные. А уже в начале 2011-го Москомархитектуры опубликовал типовые проекты будущих «торговых павильонов мелкорозничной торговли», как их называют в чиновничьих кругах. Как эти павильоны выглядят - вы можете посмотреть на нашем сайте.
Новые киоски приглянулись людям: их макеты в Интернете смотрелись довольно симпатично. А вот дизайнеры их всячески раскритиковали. Некрасивые, мол, несовременные...
И вот - свершилось. Первый киоск нового образца - с мороженым - появился вчера на Тверской, около дома № 8, почти напротив столичной мэрии. Рабочие установили его в ночь со среды на четверг. Но пресс-служба ЦАО предупредила: ларек в стиле "Классика" начнет работу не c утра, а в 13.00, чтобы продавцы успели оформить витрины. «Комсомолка» отправилась к новой торговой точке.
Первый киоск нового образца - с мороженым - появился вчера на Тверской, около дома № 8
Фото: Евгения ГУСЕВА
Если честно, киоск мы обнаружили не сразу. Серый, неприметный - на фоне серых зданий и такого же асфальта, зато с большим окошком и широкими витринам, он стоял под лучами палящего солнца, прямо напротив двух старых павильонов с вывесками "Табак" и "Печать". В час дня полки в нем были полупустыми. Продавщицы не успели разложить товар: мороженое, чипсы, квас и бутылки с лимонадом. Но торговля уже началась. Судя по чеку, мы с фотокором вошли в тридцатку первых покупателей. Как нас заверили продавщицы - Лидия Подъячева и Наталья Юдина - в основном сюда подходят туристы и работающие поблизости менеджеры. Впрочем, затариваются мороженым даже сотрудники мэрии, выходящие на обед.
Старые ларьки не очень-то сильно отличались от новых конструкций.
- Покупателей много, - признались «Комсомолке» стеснительные торговки. - Сейчас повсюду трубят о том, что это какой-то уникальный киоск. Вот и приходят сюда люди с камерами. Снимают, спрашивают и - покупают мороженое.
Действительно, каждый второй покупатель вытаскивает из сумки мобильник или фотоаппарат.
- Прочитал про киоск в Интернете, - признается покупатель, блогер по имени Вадим. - Приехал специально, чтобы сфотографировать. Хотя фотографировать особенно нечего - стандартная серебристая коробка.
Впрочем, киоском не очень довольны и сами продавщицы: полочки в ларьке маленькие, узкие, в холодильниках мало товара помещается, вместо кондиционера - обычный вентилятор с вытяжкой.
- Будем усовершенствовать! - заверила "КП" Елена Апостолова, директор департамента по связям с общественностью компании «Айсберри» (именно этой фирме принадлежит киоск). Елена стояла неподалеку и опрашивала покупателей: все ли им нравится. - Люди признаются, что наш предыдущий киоск был лучше. Но правила есть правила.
Как утверждают специалисты, стоимость одного такого ларька колеблется от 200 до 300 тысяч рублей - в зависимости от "начинки". В ближайшем будущем придется заменить 14 тысяч киосков. Именно столько, по данным мэрии, сейчас находится в городе.