Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Колумнисты23 июня 2011 16:00

Вам шашечки или ехать?

Разговор с бомбилой о лицензии на право частного извоза [острая тема]

Меня как постоянного потребителя бытовой услуги под названием “частный извоз” сильно забавляет, а порой умиляет настойчивое желание столичных властей вогнать стихийный процесс таксования в русло индивидуально-предпринимательской деятельности, регулируемой приказами и постановлениями. То ли они искренно заботятся о моем удобстве и здоровье, то ли просто хотят срубить в бюджет налоги с бомбил.

Как и многое другое, получается это у власти плохо. Так начинающий водитель судорожно дергает рычаг переключения скоростей, но автомобиль почему-то топчется на месте или вовсе сдает назад.

Вот, к примеру, на днях вице-мэр Москвы Николай Лямов заявил об очередной инициативе: с 1 сентября все, кто занимается перевозкой пассажиров и грузов, должны получить лицензию. Совершенно бесплатно.

Но, конечно, если на машине сверху стоит фонарь, на бортах есть лента-наклейка с шашечками, а внутри установлен счетчик. А без этого никак! Частников, которые трудятся без разрешения, будут штрафовать аж на 5 тысяч рублей.

- И что, страшно тебе? Пойдешь за лицензией? - спрашиваю Асмика, пожилого армянина, который часто подвозит меня до редакции. Асмик не так давно получил российское гражданство, зарегистрирован где-то в Тверской области, но пока постоянной работы не нашел и потому промышляет на своей не новой “Киа”-Спортейдж” мелким извозом.

Бомбила хмыкает, качает головой и начинает загибать пальцы:

Купить и поставить таксометр, даже самый дешевый, - надо тыщи три заплатить, а если нормальный, все пятнадцать получается. Да еще фонарь: просто пустой пластик – рублей 400, а с подсветкой – тыщи полторы-две. Это мне полмесяца кататься только на экипировку. А зачем? Неужели кто-то будет по счетчику ездить от микрорайона до метро и обратно?

Но главное, добавляет Асмик, не в первоначальных разовых затратах. И даже не в налогах. Техосмотр – вот где проблема и вот где засада! Получить лицензию – значит, легализовать свой бизнес, то есть официально зафиксировать свое транспортное средство, как машину для платной перевозки людей и грузов. И, конечно же, данные тут же окажутся у гаишников.

- А что это значит? - продолжает мой натасканный в российских уложениях собеседник. - Сейчас по новым правилам я со своей “Киа” должен получать талон ТО один раз в два года, но как только появится статус “такси”, придется бегать к страховщикам каждые шесть месяцев. И опять, плати, плати, плати...

Бомбила – он, конечно, несознательный, не хочет, понимаешь ли, пополнять городскую казну и карманы страховых компаний. Но ведь и я, его клиент, тоже совсем не жажду ни шашечек, ни счетчика, ни того, чтобы у него в бардачке лежала лицензия. Мне это совсем не надо. А чего я хочу? Да того же, что и другие, - получить услугу подешевле и с возможно более высоким качеством. Именно потому, голосуя на дороге, опускаю руку, когда вижу официальное такси. Поскольку знаю: от подъезда до работы частник довезет меня за триста рублей, а “фирменный ”извозчик за 500 даже стекло не опустит.

При том, похоже, эпоха битых-перебитых “четверок” и “шестерок” эпохи “джихад-такси” подходит к концу, по крайней мере в Москве. На них сейчас выезжают на промысел разве что одинокие пенсионеры, да залетные шабашники из Калужской и Ивановской областей. А киргизы, узбеки и прочие “гости столицы”уже обзавелись подержанными, но вполне удобными “нэксиями”, “фордиками” и “хюндаями”. Ну и зачем же мне переплачивать за официальные шашечки, налепленные на “Рено-логан” или те же “Форд-фокусы”?

Говорят, угроза сильнее ее осуществления. В том смысле, что обещанные 5-тысячные штрафы вроде бы должны подвигнуть неорганизованных столичных бомбил идти сдаваться рядами и колоннами. Неясно, правда, как именно и за что будут этих бедолаг штрафовать. Еду я, значит, на нелицензированном частнике, его останавливают, а я начинаю бомбилу закладывать: так, мол, и так, занимается извозом, запросил с меня за поездку такую-то сумму. Или, может, пассажиров начнут каленым железом пытать: он пассажир или просто так, знакомый?

Зато уже заявлено, что в столице появится специальное управление для оформления лицензий, туда закупят специальную аппаратуру и программное обеспечение. Не забыли бы только приобрести станок для производства воздуха – без него в этом ведомстве никак не обойтись...