Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Наука23 июня 2011 14:00

"Шопотерапия" - новое слово в медицине

Если верить американским исследованиям и Филиппу Киркорову, то шопинг помогает бороться с депрессией

Филипп Киркоров действовал по науке

На днях "Комсомолке" стало известно, что популярный певец Филипп Киркоров побывал в столице шопинга Милане и накупил там нарядов на 100 тысяч евро .

- Филипп - страшный шопоголик! - поведала корреспондентке "КП" Алене ЖИГАЛОВОЙ его фэшн-леди Анжела. - Когда он приезжает в Милан, с утра и до вечера мы с ним посещаем показы мод, шоу-румы и магазины. У него всегда у первого - все новинки модных коллекций!

Как нельзя кстати, к миланскому перфомансу Киркорова подоспело исследование американских ученых, которые обнаружили: шопинг помогает бороться со стресом, повышает настроение. И , как следствие, укрепляет иммунную систему. Стало быть, певец, прочесывая бутики, не только пополнял гардероб, но и занимался профилактикой. А то и лечился. Ведь известно, что он сильно переживал после не столь давнего скандала вокруг синяков на теле помощника режиссера "Золотого граммофона" Мариной Яблоковой. И даже ездил в израильскую клинику.

Только бутики - привлекательней госпиталей. Шопотерапия (Retail therapy) - надежнее больничных процедур. А продавцы - искуснее врачей. К таким обнадеживающим выводам пришли американские исследовательницы Селин Аталей и Маргарита Мелой (Selin Atalay and Margaret Meloy). Они даже опубликовали их в авторитетном научном журнале Journal of Psychology and Marketing in the U.S.

Пол значения не имеет

Селин и Маргарита изначально хотели добраться до корней маниакальной страсти слабого пола к шопингу. Знали, что женщины часто практикуют его, чтобы взбодриться. А лишенные возможности что-нибудь купить - особенно из одежды - даже физически страдают. Словно наркоманы без очередной дозы.

Но выяснилось: пол шопингующего большого значения не имеет. Поход по магазинам способен повысить настроение и у женщин, и у мужчин (Филипп тому подтверждение). И в этом главная причина увлечени им: люди стремятся к наслаждению.

Ученые опрашивали покупателей, просили их вести дневники, в которых надо было отзываться о приобретениях и описывать свои эмоции.

Последующий анализ данных показал: 62 процента вовлеченных в исследование делали покупки, чтобы порадовать себя. И радовали. При этом 28 процентов уже приходили в магазин в приподнятом настроении, которое "нагуляли" по дороге, предвкушая шопинг. Селин и Маргарита к тому же выяснили, что шопотерапия действует благотворно довольно долго - примерно неделю. И не зависит от "дозы". То есть, покупки на сто евро, на тысячу или на сто тысяч, как у Филиппа, оказывают одинаковое по продолжительности влияние.

По словам ученых, эффект от шопотерапии длится неделю и не зависит от потраченной суммы

По словам ученых, эффект от шопотерапии длится неделю и не зависит от потраченной суммы

Отрицательные побочные эффекты, конечно, существуют. Как у любого лекарства. Но они невелики.

- Женщины все-таки отличаются от мужчин в смысле восприятия шопотерапии, - говорит Селин Аталей. - Большинство из них избавляются от стресса столь мощно и получают такое сильное удовлетворение, что вообще не обращают внимание на отрицательные эффекты. Например, совершенно не переживают, купив ненужную вещь. Не испытывают чувства вины. И не жалеют о зря потраченных деньгах. Мужчин же обычно "давит жаба".

КСТАТИ: А ЕСЛИ ЕЩЕ И СО СКИДКОЙ?

Слово Sale возбуждает не хуже порнографии

Удовольствие близкое к сексуальному испытывают люди, покупая продукты или вещи на распродажах

"Купи одну штуку, а вторую получи бесплатно!" - когда люди видят в магазине, особенно в продуктовом, такое предложение, они испытывают возбуждение близкое к половому. И реагируют так будто смотрят порнографические картинки. Реагирует всем организмом за исключением, разве что, половых органов. Хотя у некоторых и они откликаются.

В бутиках крайне возбуждают заветные числа "30% - 40% - 50%". Лишь дикие люди не знают, что они означают и сулят. А по сути приманивают.

Покупка - "со скидкой", которая следует за возбуждением, снимает его. Становится своеобразной разрядкой, эффект которой сравним с оргазмом.

В распродажах, оказывается, скрыта страшная эротическая сила

В распродажах, оказывается, скрыта страшная эротическая сила

Как правило, люди способны лишь на один "оргазм" в магазине. То есть, ведутся лишь на одно предложение получить что-нибудь якобы халявное. "Множественные оргазмы" готовы испытывать лишь единицы. И то в разных торговых отделах.

Иными словами, если покупатель позарился, к примеру, на вторую "бесплатную" бутылку вина, то его уже не возбудит аналогичное предложение , касающееся другой марки вина. Но он может походить, восстановиться и через какое-то время найти весьма "эротичной", допустим, вторую пару носков.

Столь занятную реакцию человеческого организма - как мужского, так и женского - обнаружили исследователи из Университета Вестминстера (University of Westminster), проверив эмоциональные и физиологические показатели у 50 добровольцев. Добровольцы продемонстрировали весьма сильное "вожделение" в ответ на возможность приобрести нечто с большой скидкой. В среднем реакция была на уровне 6-7 баллов по 10-бальной системе.

Ученые проводили эксперименты по заказу коллег-маркетологов (The Institute of Promotional Marketing), которые хотели подвести научную базу под так называемые "акции продвижения" того или иного товара. Подвели. Выяснили, как на самом деле работает "халява". Теперь ломают головы и пытаются придумать "порнографические" методы, которые бы возбуждали уже вне акций. И заставляли бы покупать, покупать, покупать… С наслаждением.

Некоторые поклонники шопотерапии поддерживают порнографию распродаж соответствующим внешним видом

Некоторые поклонники шопотерапии поддерживают порнографию распродаж соответствующим внешним видом

Подробнее о влиянии половых гормонов на экономику читайте "Что общего у банка и борделя?"

А В ЭТО ВРЕМЯ

Мыло - еще одно надежное средство от депрессии

- Новая встреча - лучшее средство от одиночества, - пел Юрий Антонов.

- Нет, лучшее средство от одиночества - это мыло, - заочно возражают ему американские ученые из Йельского университета. Конечно же, оно необходимо отнюдь не для того, чтобы намылить веревку и повеситься со скуки. Требуется по прямому назначению - для продолжительного намыливания себя одинокого (одинокой) в ванне. Можно и под душем. Или даже из шайки.

Как выяснили исследователи, теплая вода и мыльная пена действуют так, будто бы человек попал в хорошую душевную компанию. И, стало быть, уже не одинок.

В экспериментах, прояснивших благотворную роль мытья и намыливания, участвовали 400 одиноких добровольцев в возрасте от 18 до 65 лет. Они записывали свои ощущения до и после банных процедур. Эти дневники и засвидетельствовали: недостаток душевной теплоты можно восполнить физически - принимая теплую ванну или душ. Или парясь в бане. И чем сильнее у человека чувство одиночества и связанная с ним депрессия, тем более продолжительные процедуры ему нужны. Или более горячая вода. Или пар.

К сожалению, ученые не стали искать ответ на вопрос, существует ли прямо противоположная зависимость. Иными словами, страдает ли от недостатка душевной теплоты тот или та, кто злоупотребляет мылом, мочалкой, вениками, частит с баней или водными процедурами?