Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды5 июня 2011 11:05

Кинофестиваль на родине Дракулы

Только что открывшийся в городе Клуже Трансильванский международный фестиваль отмечает 10-летний юбилей

Румынское кино — одно из самых модных в Европе? Для людей, хоть сколько-нибудь интересующихся современным кинематографом, в этом утверждении не будет решительно ничего нового. Откровением оно станет только для тех, для кого румынское кино закончилось на детских мюзиклах типа «Марии, Мирабеллы» и «Мамы» с Людмилой Гурченко в роли козы.

С тех пор в Дунае много воды утекло. Аккурат с начала нового тысячелетия румынское кино переживает невиданный бум, высшей точкой имевший двойную победу на Каннском фестивале 2007 года. Тогда румыны выиграли сразу два (!) официальных конкурса: «Золотую пальмовую ветвь» взяла психологическая драма Кристиана Мунжу «4 месяца, 3 недели, 2 дня», а в параллельном конкурсе «Особый взгляд» главный приз был присужден «Мечтам о Калифорнии» (молодой режиссер фильма, Кристиан Немецку, к сожалению, не дожил до своего триумфа, разбившись в автокатастрофе). А за два года до этого в тех же Каннах прогремела «Смерть господина Лазареску» - первый настоящий шедевр молодого румынского кино.

Небывалый расцвет одной из самых слаборазвитых в прошлом кинематографий Европы заставил киномир обратить на нее пристальное внимание. Даже Фрэнсис Форд Коппола преисполнился интереса к «новой территории», где он когда-то снимал своего «Дракулу». После 10-летнего перерыва Коппола неожиданно вдохновился романом знаменитого румынского писателя Мирчи Элиаде, по которому и снял свой фильм «Молодость без молодости» с участием звезды «4 месяцев, 3 недель, 2 дней» Анамарии Маринки. С тех самых пор Коппола работает исключительно с молодыми румынскими операторами. Любопытно, что и два наиболее обсуждаемых российских фильма - «Счастье мое» Сергея Лозницы и «В субботу» Александра Миндадзе (они оба показываются в этом году в Клуже) — сняты превосходным румынским оператором Олегом Муту, уроженцем молдавского Кишинева. Именно Муту снял два главных шедевра румынской «новой волны» - «4 месяца, 3 недели, 2 дня» и «Смерть господина Лазареску», а сейчас он вновь работает с Лозницей над экранизацией повести Василя Быкова.

Вызванный к жизни в 2002 году именно возрождением национального кино фестиваль в старинном городке Клуж стал не только его витриной, но и приманкой. Румынские фильмы расхватываются отборщиками крупных международных фестивалей, как горячие пирожки. Поэтому в Клуже для всех интересующихся проводят специальные «Румынские дни», на которых показывают все, что произвела национальная киноиндустрия за время с прошедшего фестиваля. В год своего 10-летия, фестиваль в Трансильвании, который часто называют «восточноевропейским Санденсом», отмечает и свое вхождение в лигу кинофестивалей класса «А», к которому принадлежат Канны, Берлин и Венеция.

Вы спросите о причинах подобных успехов. Во-первых, румыны, в отличие от русских, никогда не трубили о невиданном расцвете своей киноиндустрии. Может быть, потому что еще недавно они производили всего по 6 картин в год? А во-вторых — и это главное - вожакам современного румынского кино удалось решить труднейшую задачу – не жертвуя национальной самобытностью, раз за разом рассказывать миру истории, которые могли произойти только на их родине. И сделать это так, что, вызывая шок и восторг, они воспринимаются как универсальные притчи, понятные абсолютно всем. Из стран бывшего соцлагеря только румыны овладели этим секретом.

5 главных шедевров «нового румынского кино»:

«Смерть господина Лазареску» (2005)

Режиссер — Кристи Пую

Трагикомический и нарочито «забытовленный» рассказ о предсмертном путешествии умирающего «господина Лазареску» по кругам социалистического ада оборачивается эпической философской притчей и реквиемом по, к счастью, ушедшим временам «развитого социализма». Где заканчивается театр абсурда, там начинается поэзия жизни. В картине Пую одно от другого не отделить.

«4 месяца, 3 недели, 2 дня» (2007)

Режиссер — Кристиан Мунджу

«432» (так называют фильм в Румынии) - это срок беременности, от которой хочет избавиться героиня. В Румынии, где до 1990 года аборты были запрещены, сделать это очень непросто. Картина Мунджу – о бесконечных унижениях, через которые вынужден проходить человек при бесчеловечном режиме. О тихом героизме, и круге зла, который не разорвешь никакими добрыми намерениями…

"Полицейский, прилагательное" (2009)

Режиссер - Корнелиу Порумбою

Молодой полицейский ведет расследование пустякового дела и незаметно для себя становится прилагательным к своей должности, смысла, которой, он, оказывается, не понимает. Убийственно точная, ироничная, минималистская метафора человеческого бытия в отсутствие идей, любви и смерти.

"Хочу свистеть — свищу" (2010)

Режиссер - Флориан Щербан

18-летний герой должен вот-вот освободиться из колонии для несовершеннолетних. Он держится из последних сил, чтобы не сорваться с края пропасти - что проще простого, когда весь мир подталкивает именно к этому. Душераздирающий, но сухой, строгий, пронзительный, умный фильм, чей режиссер железной хваткой берет зрителей за горло, и без использования музыки, без навязчивой «работы с изображением», без хитроумного монтажа заставляет сидеть на краешке кресла.

«Автобиография Николае Чаушеску» (2010)

Режиссер — Андрей Ужица

Документальный фильм, живописующий взлет и падение коммунистического диктатора Чаушеску, за 25 лет своего режима доведшего Румынию до ручки и в результате расстрелянного озверевшим от ненависти народом, проясняет причины румынского «кинематографического чуда»: такое кино может родиться только в стране, навсегда расставшейся с тоталитарным прошлым, а не захватившей его с собой в качестве сувенира в ХХI век.